Э. Мунье
Особенность экзистенциального подхода к человеку заключается в том, что изучается не человек вообще (человеческий род), а конкретный единичный живой человек трагичность существования человека в том, что он всегда чем-то поглощался какой-то тотальностью - родом, государством, церковью; в XX веке человек поглощается технической цивилизацией, которая ведет с собой обезличивание связей, мировые формы и катастрофы. Отсюда идея конечности, абсурдности человеческого бытия, его потерянность в этом мире и пессимистическая окраска всей экзистенциальной философии. Например, существом экзистенции называется, рождение, смерть, судьба, любовь, отчаяние, раскаяние, модусами существования: забота, страх, решимость, совесть, вера, ненависть, тоска. Одна из центральных проблем в философии экзистенциализма - проблема жизни и смерти. Угроза смерти, конечности бытия человека заставляют его задуматься о смысле жизни, повернуться от быта, от повседневности к самому бытию, экзистенции.
2. Трактовка свободы вытекает из понимания сути человеческого бытия. Свобода это существо экзистенции. Это проявляется в том, что человек сам творит, создает себя. Ж.П. Сартр по этому поводу пишет: “...Человек - существо, которое устремлено к будущему и сознает, что оно проецирует себя в будущее. Человек - это, прежде всего проект, который переживается субъективно, а не мох, не плесень, и не цветная капуста”[110]. У человека существование предшествует сущности; он сначала существует, а потом обретает свою сущность. Но если это так, то человек полностью ответственен за то, что он есть Экзистенциализм, - говорит Сартр, - отдает каждому человеку на владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование. Человек осужден быть свободным.
3. Иррационализм. Иррациональные способы постижения действительности. Существование (экзистенция) - это внутреннее, субъективное бытие человека; оно не поддается рациональному познанию, и единственный способ постигнуть его состоит в том, чтобы его пережить и описать так, как оно открывается в непосредственном переживании внутреннему чувству. Познание как переживание бытия. Отсюда особенности стиля экзистенциалистов: литературно-художественный стиль; роман, эссе, миф. Если неопозитивизм повлиял на развитие науки в XX веке, то экзистенциализм - на искусство (театр, литература), сформулировал оригинальную эстетику экзистенциального искусства, для которого характерен тонкий психологизм. Глубокое проникновение во внутренний мир личности.
[1] Фейербах Л. Фрагменты и характеристики моей философской биографии Соч., Т. 1. – С. 248.
[2] Трубецкой С.Н. Чему нам надо учиться у материализма // Вопросы по философии 1989. – №5 – С.109.
[3] Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки // Собрание сочинений в 8-ми томах – М.: Правда, 1981. – С. 110.
[4] Анимизм (от лат. Anima – дух, душа) одухотворение природы, наделение ее свойствами, присущими человеку.
[5] Фетишизм (от fetiche – идол, талисман) – поклонение материальным предметам, фетишам, которым приписывается сверхъестественные свойства.
[6] Бердяев Н.А. Смысл творчества. – М.: Правда, 1989.- С.269
[7] Там же
[8] Термин «метафизика» в философии употребляется в двух значениях: 1) «метафизика» как синоним «философия». Аристотель все науки делил на две группы: физика – наука о природе; метафизика (над физикой) - наука о человеке; 2) метафизика как противоположный диалектический метод познания.
[9] Соловьев В.С. Исторические дела философии //Вопросы философии - 1988. - №8. – С.125.
[10] Бабушкин В.И. О природе философского знании. - М., Наука, 1978, - С.143-189.
[11] Веды – древнеиндийский памятник литературы, сборник текстов, созданных с середины II-го тысячелетия до н.э. по VI в. до н.э.; в них сформулированы понятия, составляющие основу индийского религиозного и философского мировоззрения; брахман и Атман, Рита, сатья, драхма, карма, мокша, бхава и абхава, майя, авидья.
[12] См.: Соловьев В.С. Исторические дела философии // Вопросы философии. – 1988. – №8. – С.119–125
[13] Здесь и далее цит. По: Рогальская П. Основы буддизма // АУМ. Синтез мистических учений Запада и Востока. – №4. – 1990. – С.286-306.
[14] Источник: АУМ. Синтез мистических учений Запада и Востока. – №4. – 1990. – С.286-306.
[15] Цит. по: Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. – М.: ИПЛ, 1991. – С.23.
[16] Подробнее см.: Маслов А.А. Традиции духовного и физического воспитания Китая. – М.: Молодая гвардия, 1990. – 78 с.
[17] Цит. по Человек. – М.: ИПЛ, 1991. – С.23.
[18] Цит. по Человек. – М.: ИПЛ, 1991. – С.23.
[19] Цит. по Лосев А.Ф.. Страсть к диалектике. – М.: Советский писатель, 1990. – С.57-58.
[20] Платон. Сочинения. – М., 1971. – т.3 – ч.1. – С.539.
[21] Гераклит // Антология мировой философии. – Киев: УМК ВО, 1991. – т.1 – ч.1 – С. 55.
[22] Герцен А.И. Письма об изучении природы // Сочинения в 2-х томах. – М.: Мысль, 1985. – т.1. – С.287.
[23] Телеология – учение об объективной целесообразности.
[24] Источник: Платон. Диалоги. – М.: Мысль, 1986 – 607 с.
[25] Позже, в эпоху Возрождения и Просвещения термин «схоластика» приобрел негативный смысл и стал означать бесплодное и бессодержательное умствование, пустую словесную игру.
[26] Аверроизм – философское учение, восходящее к идеям арабского философа Ибн Рушда (Аверроэс), материалистическая трактовка учения Аристотеля, утверждается вечность материи и движения, бог рассматривается лишь в качестве первопричины сущего. Рассматривая душу как форму материи, аверроисты отрицали бессмертие индивидуальной души, призывая единство и вечность мирового разума.
[27] Здесь Арабская философия понимается как арабоязычная, включающая в себя все страны, бывшие под влиянием Арабского Халифата.
[28] Фома Аквинский Сумма теологии // Антология мировой философии – М.:, 1969. - Т.1 - Ч.2 - С. 841
[29] Цит. по Боргош Ю. Фома Аквинский – М.: Мысль, 1975. – С.73.
[30] Цит. по Боргош Ю. Фома Аквинский. – М.: Мысль, - С.75.
[31] Там же. – С.43.
[32] Бердяев Н.А. Человек и машина (Проблема социологии и метафизики техники) // Вопросы философии. – 1989. – №2. – С.159.
[33] Михаил Пселл. О душе и уме // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. – М.: ИПЛ, 1991. – С.149.
[34] Библия. Бытие 3; 5
[35] Библия. Второзаконие, 29; 19
[36] Эсхатология – религиозное учение о конечных судьбах мира и человека.
[37] Здесь «Источник» будет употребляться в двух значениях: как исторические, общекультурные причины возникновения отечественной философии и как древние философские тексты, служащие нам первоисточником в изучении философии.
[38] См.: например: Введение в философию – М.: ИПЛ, 1989. – Ч.1. – С. 192-223.
[39] Там же: С. 212.
[40] См.: Костомаров М. Книга буття українського народу // Кирило-Мефодіївське товариство: В 3 т. К., 1990. – Т.1. – С. 162-169.
[41] Россия: Энциклопедический словарь. – Л.: Лениздат, 1991. – С.833. (словарь составлен на основе материалов Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона – тт. 5, 4, 55).
[42] Лосев А. Ф. Страсть к диалектике. – М.: Советский писатель, 1991. – С.74.
[43] Костомаров М.І. Слов’янська міфологія. – Київ: Либідь, 1994. – С.201.
[44] Илларион, митрополит Киевский. Слово о законе и благодати // Златоструй. – М., 1990. – С.113-114.
[45] Синкретизм – слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние.
[46] Апокрифы – произведения, написанные на сюжеты Ветхого и Нового заветов, но не вошедшие в канонический текст Библии, признанные официальной церковью “ложными” и запрещенными для чтения.
[47] Кирилл Туровский. Притча о человеческой душе и о теле // Златоструй. – М., 1990. – С.193-194.
[48] Речь философа // Повесть временных лет // Златоструй. – М., 1980. – С.62-63.
[49] Туровский К. Слово о расслабленном // Златоструй. – М., 1980. – С.211.
[50] Туровский К. Притча о человеческой душе и о теле // Златоструй. – М., 1980. – С.199.
[51] Владимир Мономах. Поучение // Златоструй – М., 1980. – С.165.
[52] Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека // Эстетика Ренессанса: Антология в 2 т. – М:., 1981. – Т.1. – С.249.
[53] Монтень. Опыты. – М.: Правда, 1991. – С.61.
[54] Энгельс Ф. Диалектика природа. Введение // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. – Т.20. – С.346-347.
[55] См.: Там же. – С.346-347.
[56] Леонардо да Винчи. Избранные естественно-научные произведения. – М., 1955. – С.23.
[57] Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.. 2-е изд. – Т.20 – С.347.
[58] Гелиоцентризм (греч. hlvz – солнце) – солнце в центре системе планет.
[59] Кампанелла Т. Город Солнца // Утопический социализм. Хрестоматия. – М.: ИПЛ, 1982. – С.83-84.
[60] Лосев А.Ф. Страсть к диалектике. – М., 1990. – С. 75-76.
[61] Бэкон Ф. Новый Органон// Антология мировой философии. – Киев, 1991. – Т.1. – Ч.2. – С. 9-11.
[62] Декарт Р. Рассуждение о методе // Антология мировой философии. – Киев, 1991. – Т.1. – Ч.2. – С. 78.
[63] Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. – Т.20. – С.349.
[64] Спиноза Б. Избр. произв. в 2-х т. – М., 1957. – Т.1. – С.384.
[65] Гольбах П. Избр. Произв. в 2-х т. – М., 1963. – Т.1. – С.492.
[66] Гольбах П. Система природы // Избр. Произв. – М., 1963. – Т.1. – С.57.
[67] Гольбах П. Система природы // Избр. Произв. – М., 1963. – Т.1. – С..112.
[68] Ламетри Ж.О. Человек-машина // Сочинения. – М., Мысль, 1983. – С.183, 221.
[69] Горький М. – // Полн. собр. соч. – Т.7. – С.364.
[70] См. Біднов В. Школа й освіта на Україні // Українська культура: Лекції за редакцією Дмитра Антоновича. з К.: Либідь, 1993. – С. 50-59.
[71] Українська культура. – К.: Либідь. 1993. – С. 55-56.
[72] Цит. по: Українська культура. – Київ, Либідь, 1993. – С.171.
[73] Сковорода Г. Твори в двох томах. – Київ, 1961. – Т.1. – С.536.
[74] Сковорода Г. Твори в двох томах. – Київ, 1961. – Т.1. – С.16.
[75] Сковорода Г. Разговор пяти путников о истинном щастіи в жизни // Антология мировой философии. – К.: УМК ВО, 1991. – Т.1., ч.2 – С.262.
[76] Цит. по: Українська культура. – Київ: Либідь, 1993. – С.174.
[77] Сковорода Г.С. Наркисс // Твори в 2-х т. – К., 1961. – С.41.
[78] Сковорода Г.С. Разговор пяти путников о истинном щастіи в жизни // Антология мировой философии. – К.: УМК ВО, 1991. – Т.1., ч.2 – С.262.
[79] Трансцендентальное (от лат. Truscendens - перешагивающий, выходящий за пределы) – то, что находится за пределами эмпирического бытия; у Канта – за пределами опыта.
[80] Кант И. Сочинения в 6-ти томах. – М.: 1963-1966. – Т.3. – С.591.
[81] См.: Нарский Н. С. Западно-европейская философия XIX века. – М., Высшая школа, 1976. – С.61.
[82] Антиномия – сочетание обоюдно противоречащих высказываний о предмете, допускающих одинаково убедительное логическое обоснование.
[83] См.: Кант И. Критика чистого разума // Антология мировой философии. – К., 1992. – Т.1. – Ч.3. – С.13.
[84] Кант И. Критика практического разума // Соч. в 6-ти томах. – М., 1963-1966. – Т.4. – Ч.1. – С.279.
[85] Гегель Г.В. Сочинения в 14-ти томах. – М., - Л., 1929-1959. – т.VIII. – С.414.
[86] Гегель Г.В. Сочинения в 14-ти томах. – М., – Л., 1929-1959. – т.VIII. – С.414.
[87] Фейербах Л. Избран. филос. произв. в 2-х т. – М., 1955. – т.1. – С.202.
[88] Там же. – Т.II. – С.713.
* Так обозначены работы, написанные совместно с Ф.Энгельсом.
[89] Отчуждение – превращение деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над человеком и враждебную ему.
[90] Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. – Т.3. – С. 4.
[91] Плеханов Г.В. Избр. филос. произв. в 5-ти т. – М., 1957. – Т. II. – С.332.
[92] Плеханов Г.В. Избр. филос. произв. в 5-ти т. – М., 1957. – Т. II. – С.333.
[93] Плеханов Г.В. Избр. филос. произв. в 5-ти т. – М., 1957. – Т. II. – С.216.
[94] Ленин В.И. Полн. собр. соч. – Т.42. – С.290.
[95] Кирилло-Мефодиевское братство – тайное общество, созданное в 1845 году с целью создания федерации свободных славянских республик; в 1847 году по доносу члены общества были арестованы и высланы, среди них: Н. Костомаров, П. Кулиш, Т. Шевченко.
[96] Костомаров М.І. Закон Божий (Книга буття українського народу). – К.: Либідь, 1991. – С.22.
[97] Потебня А. А. Слово и миф. - М.: Правда, 1989. - С.180-181.
[98] Цит. по кн.: Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР в 2-х томах – М., 1956. – Т.11. – С.602.
[99] Цит. по кн.: Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР в 2-х томах – М., 1956. – Т.11. – С.605.
[100] Франко И. Избр. соч. – Т.1. – С.367.
[101] Франко І. Твори. – Т. 13. – С.324-325.
[102] Франко И. Избр. соч. – М., 1948-1951. – Т.1. – С.145.
[103] Франко І. Зібр. творів: 50 т. – К., 1988. – Т.45. – С.40.
[104] Юркевич П.Д. Из науки о человеческом духе // Философские произведения. – М., Правда, 1990. – С.181.
[105] Цит. по Г. Шад. Философское наследие П.Д. Юркевича // Юркевич П.Д. Философские произведения. – М., 1990. – С.585.
[106] Юркевич П.Д. Философские произведения. – М., 1990. – С.634.
[107] Юркевич П.Д. Философские произведения. – М., 1990. – С.636.
[108] Юркевич П. Д. Философские произведения. – С., 1990. – С.637-638.
[109] Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. – М., 1958. – С.44.
[110] Сартр Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. – М., 1989. – С.323.
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 759;