Неопозитивизм

 

Позитивизм (от positivus – положительный) – философское направление, основанное на принципе, что позитивное сознание достигается лишь частными науками, а философия как наука не имеет право на существование.

Позитивизм, возникнув в 30-е годы XIX века, претерпел существенную историческую эволюцию. Выделяются три основных исторических формы позитивизма.

 

Классический позитивизм. Родоначальник этого направления, введший сам этот термин, французский философ и социолог Огюст Конт (1798-1857) провозгласил решительный разрыв с философской “метафизикой”, считая, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философией. Представители “классической” формы позитивизма: Э. Литтре, Г. Н. Вырубов, П. Лаффит, И. Тэн, Э. Ж. Ренан, Дж. С. Милль, Г. Спенсер.

 

Махизм и эмпириокритицизм. Основоположники Эрнст Мах (1838-1916) и Рихард Авенариус (1843-1896). Центральное понятие их философии “опыт”, в котором растворяется противоположность материи и духа, физического и психологического, но эта противоположность на самом деле не снимается т.к. опыт в конечном итоге трактуется субъективно (внутренний опыт сознания). Мир представляется как “комплекс ощущений”, а задачей науки считается эмпирическое описание этих ощущений. Субъективно-идеалистическую направленность махизма критиковал Ленин в работе “Материализм и эмпириокритицизм”.

 

Неопозитивизм - современная форма позитивизма, в которой в свою очередь выделяются три основные формы или ступени эволюции.

 

Логический позитивизм возник в 20-е годы XX века на основе деятельности Венского кружка (научное объединение логиков и философии при кафедре философии индуктивных наук Венского университета); представители: М. Шлик, Р. Капнап, О. Нейрат, Ф. Франк, Ч. Моррис, П. Бриджмен, А. Тарский;

 

Лингвистический позитивизм – Дж. Мур, Л. Витгенштейн;

 

Постпозитивизм или аналитическая философия - Т. Кун, Лакатос, Файерабеид, Тулмин.

 

Основные идеи неопозитивизма:

Критика классической философии, противопоставление философии и науки, утверждение, что истинное значение может быть получено только в конкретных науках. Философия по выражению Бертрана Рассела - это «ничейная земля», находящаяся, между наукой и религией и территория этой земли постоянно уменьшается. По мнению Л. Витгенштейна вся классическая философия представляет «болезнь языка», в отношении которой философ - неопозитивист, вооружившись логическими знаниями, призван выполнить своеобразные терапевтические функции «Большинство предложений и вопросов, высказанных по поводу философских проблем... бессмысленны, - утверждал Л. Витгенштейн. - Большинство вопросов и предложений философов вытекает из того, что мы не понимаем логики нашего языка"[109].

Другой представитель неопозитивизма Р. Каркал писал, что перед безжалостным судом новой логики вся философия в ее старом смысле... разоблачила себя не только как содержательно ложная, по утверждению прежних критиков, но и как логически несостоятельная и поэтому бессмысленная. В частности, в неопозитивизме был объявлен лишенным научного смысла основной вопрос философии, вопросы о взаимоотношении теории и реальности, о существования предметов внешнего мира, соответствующих нашим ощущениям.

Философия, подобно логике и математике объявлялась аналитической. Ее подлинными проблемами считались, прежде всего, логические проблемы. Задача философии усматривалась не в открытии нового знания, но в логическом анализе готового научного знания. Главная задача философии - анализ языка науки.

Центральная проблема в философии неопозитивизма - проблема языка. Язык – система знаков, служащая средством человеческого мышления и общения. Человек в познании мира и общении пользуется как естественным языком (языком слов, понятий, вплетенных в непосредственную жизнедеятельность) и искусственными формализованными языками (язык формул, знаков). Эволюцию неопозитивизма определило стремление более глубоко изучить суть языка. Если логический позитивизм концентрировал свое внимание только на логике языка науки, изучая инвариантный каркас искусственных языков, то уже лингвистическая философия Витгенштейна (вторая форма неопозитивизма) обращается к анализу естественного языка, более сложного и подвижного по своей структуре, Витгенштейн выдвинул и обосновал логико-языковую модель отражения мира, утверждая, что целая туча философии концентрируется в капле грамматики. А пост- позитивизм приходит к необходимости изучения историко-культурной среды, в которой существует и развивается данный язык. Таким образом, неопозитивизм в своей эволюции пришел к традиционным мировоззренческим философским проблемам, от которых в начале отказался.

Неопозитивисты рассматривают язык как связующее ядро мира (см.: схему 15).

Схема 15








Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 2724;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.