Познание как откровение

В познании сущего средневековые философы выделяют два уровня.

Первый уровень - высший - знание сверхъестественного. Главный способ познания - откровение - передача людям истин, исходящим от Бога и выражающих его волю. Бог есть только абсолютное благо, но и абсолютная истина, поэтому однажды полученное в откровении знание является догматом, то есть положением, не требующим доказательства или анализа, а принимаемым на веру. В христианстве основными видами откровения являются тексты Библии или Евангелия.

 

Второй уровень - низший - знание естества отыскиваемого человеческим разумом. Здесь образцом, нормой считали тексты Платона и Аристотеля, а также комментарии их арабскими философами.

Соотношение этих двух уровней познания интерпретировались и в средневековой философии и в проблеме соотношения разума и веры, науки, философии и теологии. Обозначим некоторые крайние точки этой проблеме.

Точка зрения полного отрицания ценности науки. Приоритет веры над разумом. Согласно Петру Дамиани (1007-1072) рациональное мышление обращается против веры, любая философская мысль опасна для веры и считается основой ереси и греха.

Рационалистическая точка зрения, представлена Абеляром и его учениками, которые обосновывали необходимость подвергнуть догматы веры оценке разума как высшего критерия истины и заблуждения. Примат разума над верой отстаивал также Роджер Бэкон (ок. 1214-1292).

Точка зрения двойственной истины, выдвинутая латинскими аверроистами. Утверждает, что истины теологии и философии черпаются из разных источников и ценны каждая по своему. Уильям Оккам, например, утверждал, что бытие бога - предмет религиозной веры, а не философии, которая опирается на доказательство. Разграничение веры и разума.

Примирение веры и разума при сохранении приоритета веры характерно для философии Ф. Аквинского. Философия и частные науки выполняют по отношении к теологии пропедевтические, служебные функции. Известно положение Фомы о том, что теология не следует другим наукам как высшим по отношению к ней, но прибегает к ним как приближенным к ней служанкам. Теология не черпает из философии и других наук никаких истин - они содержатся в откровении - но использует их в целях поучения. Использование их не является предметом слабости теологии, а напротив, по мнению Фомы, вытекает из убогости человеческого ума. Рациональное знание посредственным и вторичным образом облегчает понимание известных догматов веры, приближает к познанию “первопричины” вселенной, то есть бога.

Истина религиозной философии - это соответствие знания догматам веры. Каждая вещь называется истинной, поскольку приближается к сходству с богом. Таким образом, логическая истина является низшим видом истины, подчиненным истине онтологической, божественной. Какая из точек зрения Вам кажется наиболее логичной и понятной.

 

4. Спор об универсалиях: реализм - номинализм

 

Характерной чертой средневековой философии является спор об универсалиях (общих понятиях, в котором сконцентрировались как онтологические проблемы (что есть реально сущее? Обладает ли общее признаками реального бытия или нет? Как соотносятся общее и единичное в мире?) Так и гносеологические проблемы (каким образом существует идеальное? Как возможно рационально понятийное познание? Как относятся мышление и действительность?).

В трактовке сущности общего, соотношении общего и единичного выделяются две крайние позиции: реализм и номинализм.

Реализм - философское направление, признающее существование общего, общих понятий (идей) вне вещей, до существования вещей в божественном разуме. Концепцию реализма в средневековой философии развили: Августин Аврелий, Ансельм Кентерберийский, Альберт Великий, Фома Аквинский. В отличие от крайнего реализма, утверждающего, что общее существует только вне вещей, Фома Аквинский обосновал позицию умеренного реализма, утверждающего троякое существование универсалий;

o до вещей в божественном разуме, идеи как вечные прообразы вещей;

o в вещах, как и сущности, субстанциональные формы;

o после вещей, в человеческом разуме, как понятия, результат абстракции.

Номинализм (от лат. nomen - имя) - философское учение отрицающее онтологическое знание универсалий, утверждающее, что реально существуют только единичные вещи, а общее - это результат деятельности разума, который находит связи между вещами. Представители этого направления в средневековье: Росцелин, Иоанн Дунс Скотт, Уильям Оккам, Николай из Отрекура, Иоганн Буридан и др.

Крайности двух противоположных позиций снимаются в концептуализме Абеляра.

Концептуализм (от лат. conceptus - понятие) - философское учение, которое, не приписывая общим понятиям самостоятельной онтологической реальности, утверждает, что в единичных предметах существует нечто общее, на основании чего в познании возникает концепт - понятие, выраженное словом.

Спор об универсалиях выявил две позиции философов и на проблему творения мира. Реалисты считают, что разум - это главное и в акте творения (Бог творит мир благодаря идеям, образцам, которые изначально у него существуют), так и в акте познания. Номиналисты же утверждают, что главное в творении мира не разум, а воля (Бог творит мир в акте свободной воли).

 








Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 898;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.