Сумма теологии
“... Бог есть первопричина всех вещей как их образец. Дабы это стало очевидным, следует иметь в виду, что для продуцирования какой-либо вещи необходим образец, т.е. поскольку, продукт должен следовать определенной форме. В самом деле, мастер продуцирует в материи определенную форму в соответствии с наблюдаемым им образцом, будь то внешний созерцаемый им образец или же такой, который зачат в недрах его ума. Между тем, очевидно, что все природные порождения следует определенным формам. Но эту определенность форм должно возвести как к своему первоначалу к божественной премудрости, замыслившей миропорядок, состоящей в различности вещей. И потому должно сказать, что в божественной премудрости пребывают предначертание всех вещей, каковы мы назвали идеями, или образцовыми формами в уме бога... Итак, сам бог есть первичный образец всего. - Однако же и среди сотворенных вещей некоторые могут именоваться образцами других в соответствии с тем, что одни из них следуют подобию либо в силу принадлежности к тому же роду, либо в силу аналогии некоторого подражания”.
(Фома Аквинский. Сумма теологии // Боргош Ю. Фома Аквинский. – М., Мысль, 1975. – С.153).
Отдельно следует сказать о специфике Арабской философии.[27] Учение Аристотеля, послужившее методологическим обоснованием средневековой схоластики, Западная Европа восприняла вначале в интерпретации Авиценны, Аверроэса, Александра Афрадизийского. Давида Динантского. Арабская средневековая философия развивалась в тесной связи с наукой (философы были и математиками, и астрономами, и врачами) и поэтому в ней выражены материалистические тенденции. Назовем некоторых самых известных философов.
Аль-Кинди (800-879) - первый арабский философ интерпретатор Аристотеля, признавал отечественные закономерности мира, считая бога лишь “отдельной причиной всех явлений”; разрабатывая проблемы логики и гносеологии, в частности логического обоснования догматов веры. Известна его схема трех степеней познания: математика и логика – естественные науки – философия.
Ибн-Сина (Авиценна ок. 980-1037) - выдающийся ученый-энциклопедист, философ, врач – отрицал сотворенность мира во времени, объясняя его как временную эманацию бога – “первой причины”, в дальнейшем природа развивается по принципу самодвижения.
Ибн-Рушд (Аверроэс, 1126-1198) - его рационалистические комментарии Аристотеля оказали большое влияние на Европейскую философию, образовав целое направление в ней – Аверроизм. Утверждая вечность мира и безначальность первоматерии, понимание сотворенность богом в том смысле, что бог совечный миру превращает в действительность потенциальные формы первоматерии. Высказанное им разграничение рациональной и образно-аллегорической религии явилось одним из источников теории двойственной истины.
Вся средневековая философия и схоластика, в частности, есть философствование в форме интерпретации текста (либо божественного откровения - священных книг, либо сочинений Аристотеля, канонизированного теологией) - в этом она противоположна новоевропейской философии, стремящейся открыть истину через анализ опыта, а также мистике с ее попыткой узреть истину в состоянии экстатического созерцания. Средневековая философия, будучи “служанкой богословия”, отказавшись от изучения природы, противопоставив себя науке, тем не менее, сохранила интеллектуальную преемственность разработкой рациональных методов познания, развитием логики.
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 664;