Теоцентризм философии Средних веков

 

Средневековая философия – это философия феодального общества с господством религии и церкви во всех сферах социального бытия. Отсюда и основная особенность философии этого периода – теоцентризм (от греческого ueoz - бог); главными объектами философского познания становятся не космос и природа (как в Античной философии), а бог и человеческая душа. Девиз религиозной философии изложен в трех коротких лапидарных суждениях Августина:

Хочу понять Бога и душу.

И ничего более?

Совершенно ничего.

Философия этого периода либо подчинена теологии, либо отождествляется с ней. Теология (богословие, учение о боге) определяется как совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога, построенных в форме идеалистического умозрения на основе текстов, принимаемых как божественное откровение.

В Средние века на смену языческим, политеистическим (политеизм - многобожие) религиям приходят монотеистические (монотеизм - единобожие) религии (буддизм, христианство, ислам). Европейская, византийская и славянская философии развились в христианской традиции. Христианство (от греч. crisoz - помазанник, мессия) монотеистическая религия, возникшая в I веке в Палестине в рамках иудаизма и широко распространившаяся по всему свету благодаря космополитизму (объявляется равенство всех перед Богом, независимо от социальной и национальной принадлежности) и универсализму христианского мировоззрения - идея всемогущества единого Бога - творца и два основных догмата: догмат триединства. Троица – Бог – Отец – (безначальное первоначало), Бог – Сын или Логос (смысловой или оформляющий принцип), Бог – Святой Дух (животворящий принцип), догмат Боговоплощения - Иисус Христос - богочеловек, принявший страдания и смерть ради искупления людских грехов и воскресший после смерти. Эти и другие особенности христианской доктрины оказали значительное влияние на философские идеи средневековья, а философия того времени много сделала для обоснования и систематизации религиозных догматов.

В истории средневековой философии выделяются два периода: патристика и схоластика.

1. Патристика (от греч. patris - отец) - II-VII вв. – деятельность отцов церкви, философское обоснование догматов христианской религии, борьба против ересей и язычества. Для философии периода патристики характерна связь с идеями Платона и неоплатонизма.

Во II-VI-ом вв. в Римской империи и Византии сосуществовали две культурных философских традиции: с одной стороны до VI в. продолжается античная культурная традиция, с другой – развивается и укрепляется христианская. Причем, если Римская империя была завоевана варварами, то в Византии античная культурная традиция не прерывалась. Именно византийские мыслители, например, Псевдо-Дионисий Ареопагит (V в.), интерпретировали христианское учение в терминах неоплатонизма. Византийская и Западноевропейская философия в средние века развивалась в рамках христианской традиции, были тесно связаны и испытывали сильное взаимовлияние.

Патристика в свою очередь делится на три периода.

(1). Апологетика (от апологет - защитник) – II-III в. – защита христианской религии, первые попытки построить философскую систему на основе христианских догматов. Среди апологетов выделяется фигура – Оригена (ок. 185-253 или 254 гг.), который разрабатывает доктрины о трех смыслах библии - “телесном” (буквальном) (моральном) и “духовном” (философски-мистическом); учение об апокатастасисе - неизбежности полного “спасения”, просветителя и соединения с богом всех душ и духов; у Оригена впервые встречается термин “богочеловек”. Во время очередной волны антихристианских репрессий Ориген был брошен в тюрьму и подвержен пыткам, от которых вскоре умер.

(2). Второй период патристики IV-V вв. –характеризуется систематизацией доктрины христианской религии на основе идеалистического умозаключения. Наиболее известные философы этого периода.

Василий Великий Кесарийский (ок. 330-379 гг.) - глава каппадокийского кружка в Византии, куда входили Григорий Богослов, Григорий Нисский. Василий известен как автор “Шестоднева” - толкование библейской книги Бытие о шести днях творения. В православной традиции - один из трех главных “святителей” церкви (наряду с Григорием Богословом и Иоанном Златоустом).

Григорий Богослов. Григорий Назианзин (ок. 330-ок. 390 г.) известен способами адекватного описания христианской концепции ступеней познания бога в терминах философии, автобиографические поэмы “О смысле жизни”, “О моей судьбе” и “О страданиях моей души” отличаются глубоким психологизмом и культурой самоанализа.

Григорий Нисский (ок. 335-ок. 394 г.) – под влиянием идей Платона и Оригена тяготел к неортодоксальной позиции, например, в учении о человеке исходил не из идеи индивида, а из идеи человечества как органического целого (плерома), некоей коллективной личности, сущность которой усматривается в интеллекте.

Августин Аврелий, Блаженный (354-430 гг.) известен разработкой двух новых проблем: динамики человеческой личности - “Исповедь” и динамики человеческой истории – “О граде Божием”, написанном под впечатлением взятия Рима ордами Алариха в 410 г. Августин выделял два вида человеческой общности: “град земной”, государственность, которая основана “на любви к себе, доведенной до презрения к богу” и “град божий” – духовная общность, которая основана “на любви к богу, доведенной до презрения к себе”.

(3). Третий период патристики - VI-VIII вв. – характеризуется стабилизацией доктрины, подчинением теологии всех наук влиянием аристотелизма. Большой вклад в систематизацию догматов внесли:

Боэций (ок. 480-425 гг.) – известен как переводчик и комментатор Аристотеля, оказал влияние на формирование схоластики; сочинение “Утешение философией”, написанное в тюрьме и посвященное теме свободы духа среди текучей видимости житейских дел, было одним из самых читаемых произведений в течение целого тысячелетия.

Иоанн Дамаскин (ок. 675-умер до 753 г.) – византийский философ, решал задачу упорядочивания наук под эгидой теологии и на основе аристотелевской логики, создал основы схоластического метода. Труды Дамаскина были первыми философскими сочинениями, переведенными на старославянский язык и, оказали большое влияние на формирование философии восточных славян.

2. Схоластика[25] (от school - школа) - XI-XIV вв. – тип религиозной философии, подчиненной теологии, для которой характерны связь догматов с рационалистическим объяснением и особый интерес к формально-логической проблематики. В схоластике выделяются также три периода: ранняя, зрелая и поздняя.

(1). Ранняя схоластика - IX-XII вв. – сложилась в условиях подъема феодализма и папской власти, под влиянием августиновского платонизма. В этот период впервые выявляются противоположные позиции в споре об универсалиях: реализм – номинализм.

Ансельм Кентерберийский (1033-1109 гг.) – теолог, архиепископ Кентерберийский понимал веру как предпосылку рационального знания: “Не ищу уразуметь, дабы уверовать, но верую, дабы уразуметь”, развивал онтологическое доказательство бога, выводящее его бытие из самого понятия бога как наисовершенной сущности; в трактате “Почему бог вочеловечился?” пытался логически доказать необходимость воплощения бога в человеке.

Пьер Абеляр (1079-1142) - ученик Росцелина и Гильома из Шампо, выступая против крайнего реализма и номинализма, создал собственное учение - концептуализм (подробнее смотри: в §4 настоящей главы); считал разум предварительным условием веры; “понимаю чтобы верить”; в сочинении “Да и нет” разрабатывает схоластический метод как логический анализ противоположных мнений по какому-либо вопросу.

Михаил Пселл (1018-90-е гг. XI в.) - византийский писатель, философ, историк, ученый - энциклопедист, стремился к созданию синтеза античного и христианского воззрений, включал в него оккультизм неоплатоновского типа, хотя в тоже время подвергал рационалистической критике представления о чудесном.

(2). Зрелая схоластика - XII - XIII вв. – развивалась в средневековых университетах (общеевропейским центром был парижский университет); платонизм постепенно вытесняется аристотелизмом. Идеи философии Аристотеля пришли в Европу через арабскую философию и были по-разному истолкованы: в духе аверроизма[26]Сигер Брабантский (ок. 1235-ок. 1282 гг.) и в ортодоксальном направлении – Альберт Великий (ок. 1193-1280 гг.) и Фома Аквинский.

Фома Аквинский. Томас Аквинат (1225 или 1226 - 1247) – систематизатор средневековой схоластики, основатель томизма, монах-доминиканец, ученик Альберта Великого, в 1657 году признан пятым учителем церкви. В XIX - XX в. учение Фомы Аквинского становится основой неотомизма. В основных трудах “Сумма теологии” и “Сумма против язычников” подведены итоги теологическо-рационалистических поисков зрелой схоластики.

(3). Поздняя схоластика - XIII-XIV вв. - испытала воздействие противоречивого развитого феодализма.

Иоанн Дунс Скот (ок. 1266-1308 гг.) противопоставил интеллектуализму системы Фомы Аквинского свой волюнтаризм, отказ от завершенной системы и острый интерес к индивидуальному бытию.

Уильям Оккам (ок. 1285-1349) – английский философ, логик, политический деятель; представитель номинализма, отстаивал теорию двойственной истины, приоритет воли над разумом, предвосхитил некоторые идеи Реформации и эмпиризма как методологии опытного знания.

Сравните два небольших фрагмента текста Августина Аврелия и Фомы Аквинского. Чем отличаются рассуждения о Боге у этих двух философов? Еще раз обратите внимание на то, чем отличаются два основных периода средневековой философии: патристика и схоластика?

 








Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 1176;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.