Развитие гладкого ткачества
Возникновение конструкций станков связано с видом перерабатываемого материала, переплетением ткани, климатическими условиями и образом жизни народа. Первоначальную конструкцию иногда видоизменяли, приспосабливая к другому виду сырья. Так, например, станок с подножками был создан в Китае для выработки шелковых тканей с преобладанием на поверхности основных перекрытий. В Передней Азии этот станок приспособили для изготовления шерстяных тканей, в которых преобладали уточные настилы, что потребовало некоторого изменения конструкции для ее упрочнения. Очевидно, первоначальное назначение вертикальных станков с наработкой ткани сверху вниз, в том числе и станков с грузами — выработка шерстяных тканей, так как сравнительно гладкие льняные нити не держались бы в зеве. Однако на вертикальном станке с наработкой ткани снизу вверх (т. е. товарный валик был внизу, а навой — наверху) можно было перерабатывать уже любые нити. Также понятно и назначение горизонтальных станков, на которых удобно было использовать в процессе ткачества гладкие нити.
В тех районах мира, где климатические условия позволяли большую часть года работать на воздухе, ткацкие станки с запасом основы на земле занимали много места. В районах с влажным климатом для станка требовалось укрытие и поэтому предпочтение отдавалось компактным конструкциям. В странах с холодным климатом, где приходилось работать в жилых помещениях, размеры станка имели первостепенное значение. Именно по этой причине в кустарном ткачестве России продолжали выделывать узкие полотна, несмотря на ряд предпринимавшихся с петровских времен мер, направленных на выпуск широких полотен.
Кочевые племена использовали мягкие разборные ткацкие устройства, а оседлые — устройства жесткой конструкции с остовом.
Поясные устройства появились независимо в Южной Америке и Азии. Такой тип ткацкого устройства изображен в так называемом кодексе Аялы, послании, которое высокородный инка Фелипе де Аяла, вероятно, единственный представитель своего класса, переживший покорение Перу испанцами, послал около 1600 года папе римскому. Верхняя перекладина подвешена к дереву, нижняя — связана с ремнем. Движением тела женщина может дать основе желаемое натяжение. Последние уточины на этом устройстве приходится продергивать с помощью иглы или тонкой заостренной палочки. Обычно, наработав ткань до половины, устройство переворачивали, прикрепляя ремень к другой перекладине. Этот тип устройства и в настоящее время используется не только в Латинской Америке, но и в других частях мира.
Есть основание предполагать, что станок с грузами и станок с круговой основой появились в районе Средиземноморья. Доказательствами существования станка с грузами являются сами глиняные или каменные грузы, найденные при археологических раскопках, а также наличие по краям тканей своеобразных бордюров, выполненных с помощью дощечек.
Первое свидетельство появления станков с грузами относится к Анатолии и Сирии, где найдены грузы, датируемые VII—VI тысячелетиями до н. э. Об египетской технике ткачества периода Древнего царства известно очень мало, более значительные данные относятся ко времени Среднего царства. Новым в ткацкой технике Среднего и Нового царств по сравнению с Древним царством является применение усовершенствованного вертикального и горизонтального станков. Народы Южной Америки использовали станок с грузами около 1000 года до н. э. Он был широко известен в гомеровской Греции, его часто изображали на греческих вазах VI—V веков до н. э.
Другим свидетельством являются фрагменты тканей с бордюрами по краям из швейцарских неолитических поселений, относящихся ко времени около 2000 лет до н. э. В погребениях бронзового века в Дании найдено много почти полностью сохранившейся одежды. Интересен тот факт, что для изготовления одежды были использованы шерстяные ткани значительных размеров. Ткани полотняного переплетения, без сомнения, сотканы на станке с грузами, а это означает, что уже в то время товарный валик был вращающимся.
Находки в болотах Северной Европы также включают фрагменты тканей, в том числе саржи, которые, несомненно, выработаны как на станке с грузами, так и на станке с круговой основой, причем, вероятно, последний способ более древний.
Обычно ткани находят в виде небольших фрагментов, поэтому часто бывает невозможно определить тип ткацкого устройства, на котором они были выработаны, но относительно станка с грузами можно считать вполне установленным фактом его широкое распространение в Центральной и Западной Европе в первом тысячелетии нашей эры. Обычно станок с грузами использовали для ткачества грубых шерстяных накидок стандартного размера, часто употреблявшихся в качестве меры оплаты. Примитивную вертикальную ткацкую раму использовали в Европе еще и в XI веке, о чем можно судить по изображению на миниатюре рукописи 1023 года из Южной Италии.
Способ ткачества с круговой заправкой основы использовали все народы на примитивной стадии развития. С его помощью удобно было изготовлять и широкие ткани, и узкие ленты. Бедуины используют устройство с тремя валами для ткачества громадных черных полотен для палаток, получая огромное кольцо ткани с длиной окружности около 20 метров и высотой около 2 метров. В качестве материала они применяют грубую козью шерсть. Большие размеры вырабатываемой ткани требуют очень прочной конструкции станка с толстыми столбами, врытыми в землю, что в свою очередь предполагает выполнение работы на воздухе.
На поднятом со дна моря затонувшем корабле викингов из Осеберга в Норвегии было найдено хорошо сохранившееся и отлично сделанное устройство, состоящее из двух вертикальных стоек, соединенных наверху поперечным валом. Ниже устанавливался подвижной вал, который можно было поднимать и опускать. В стойках есть отверстия для штырей, фиксирующих положение подвижного вала, что необходимо для равномерного натяжения основы.
Происхождение простейшего горизонтального станка теряется в глубине веков, но первый горизонтальный станок с подножками появился около 4000 лет назад в Китае и, вероятно, напоминал изображенный на каменном надгробии периода династии Хань. Сидящая у станка девушка держит ногу на одинарной подножке, служащей для образования контрзева, натуральный зев получается за счет натяжения основы телом.
В музеях мира есть много китайских шелковых тканей периода династии Хань, только в Эрмитаже хранится более 200 фрагментов, из них примерно 50% составляет гладкая тафта — изделие домашнего производства, которым китайские крестьяне платили налоги. Ширина многоцветных китайских шелковых тканей не превышает 50 сантиметров. Очевидно, эти ткани вырабатывали в императорских мастерских, показатели их свойств регламентировались. Ширина тканей домашнего производства была меньше и достигала даже 20 сантиметров. В Европе, и в частности в России XVII века, тонкие шелковые ткани разных цветов сшивали, например при изготовлении флагов.
Ранее считали, что полихромные (многоцветные) китайские шелковые ткани периода династии Хань получали на станке с подвязями (см. далее), однако в 1965—1967 годах известный канадский ученый Г. Бёрнхэм опубликовал свое исследование этих тканей. Он установил, что их вырабатывали из двух или трех основ разного цвета с переплетением основный репс на внешней стороне ткани. По всей ширине тканей не было повторения раппорта, что означает ручное образование зева, вероятно, с помощью узорных прутков (бральниц) и предположительно при участии второго человека. Плотность по основе составляла 100— 150 нитей на сантиметр, что при ширине ткани 50 сантиметров требовало одновременного подъема 4000—7800 основных нитей. Совершенно ясно, что на станке с подвязями нельзя добиться этого, не повторяя раппорт. Бёрнхэм, как и ряд других известных авторов, называет это устройство станком с узорными прутками. Однако использование узорных прутков исключает механическое образование узора, что характерно для станка с подвязями. Бёрнхэм также полагает, что этот станок в тот же период, вероятно, использовали для выработки дамастовых тканей. Их изготовляли с одной системой основы и утка, для фона использовали полотняное переплетение. Узорный зев получали отбором группы основных нитей по всей ширине станка на пруток, причем ткань часто вырабатывали с раппортом по утку, имеющим поперечную ось симметрии. Поперечная симметрия часто встречается в китайских шелковых тканях, найденных при археологических раскопках поселений разных периодов. Анализ китайских шелковых тканей позволяет нам заметить еще одну интересную особенность конструкции станка, на котором их вырабатывали. Плотность ткани по основе была минимальной в середине и увеличивалась к кромкам, для которых использовали очень толстые нити. Очевидно, на станке не было берда и прибой осуществляли гребнем.
Вполне вероятно, что станок с подножками начал распространяться на Западе вместе с шелкоткачеством. В сасанидской Персии этот станок дал толчок появлению станка с подвязями (станка для сложных узорных тканей), о котором мы будем говорить дальше. Преимущественное использование персами в качестве текстильного материала шерсти вызвало изменения в конструкции станка. Его стали делать шире (до 130 сантиметров) и более жесткой конструкции. В Греции горизонтальные станки, в том числе и многоремизные, появились в эллинистическую эпоху. Римские ткацкие устройства были аналогичны греческим.
Горизонтальный ремизный ткацкий станок в средние века стал основным типом европейского ткацкого станка. Неполнота наших сведений об этой эпохе не позволяет установить время окончательного перехода к горизонтальному станку. Общность слова «бердо» в большинстве славянских языков показывает, что не позднее X века горизонтальный станок знали в Киевской Руси.
Широкое применение горизонтальных станков вызвало большие изменения в экономической и социальной жизни, в особенности в Нидерландах, где в XI—XII веках на базе текстильного производства возник целый ряд городов. Ткачеством на более организованной основе вновь начали заниматься мужчины. Оно стало широко распространенной и престижной профессией.
В одной английской рукописи XIII века есть изображение станка с подножками. Ткач сидит на стуле перед легким станком с узкой основой и ткет полотно. Батан не изображен, поэтому, если отбросить мысль о небрежности художника, уток прибивали к опушке ткани без берда. В правилах гильдии ткачей в Ипре 1363 года изображен широкий станок для выработки саржи с раппортом в четыре нити. Ручной ткацкий станок без специальных узорообразующих устройств не имел принципиальных изменений вплоть до изобретения Джоном Кеем в 1733 году «челнока-самолета».
Дата добавления: 2015-10-13; просмотров: 1297;