Движение.

Под движением обычно понимается изменение вообще, любое взаимодействие материальных объектов. В истории философской мысли движение трактовалось по-разному, в зависимости от позиции философа. Гераклит устранял из Вселенной покой и неподвижность, приписывая движение всем вещам: «Все течет, все изменяется». Элеаты (Парменид, Зенон), наоборот, отрицали движение полностью: Парменид доказывал это тем, что «бытие есть, а небытия нет», следовательно, нет никаких переходов от одного к другому. Зенон обосновывал отсутствие движения в своих апориях. Аристотель искал связь между движением вообще и видами движения (сколько видов сущего, столько и видов движения). При этом самодвижение, по Аристотелю, невозможно, поэтому материя приводится в движение Перводвигателем, который сам остается неподвижным. В Новое время все виды движения сводились только к механическому. Гегель отходит от такого понимания движения и формулирует следующие законы движения:

1) переход количественных изменений в качественные;

2) единство и борьба противоположностей;

3) двойное отрицание (отрицание отрицания).

Классификация форм движения.

1) Движение в неживой природе (механическое);

2) Биологическая форма движения;

3) Социальное движение.

Формы движения переходят одна в другую, но никогда не сменяются абсолютным покоем. Соответственно, материя при возникновении и уничтожении вещей не возникает и не уничтожается, она лишь меняет форму своего движения.

Пространство и время.

Пространство – объективная, всеобщая, закономерная форма бытия материи, обусловленная взаимодействием различных систем, характеризующая их протяженность, взаимное расположение, структурность и сосуществование. Время – объективная, всеобщая, закономерная форма бытия материи, обусловленная взаимодействием различных систем, характеризующая длительность и последовательность смены их состояний.

Однако далеко не все философы согласились бы с этими определениями (физики, например, обычно вообще воздерживаются от определений, считая пространство и время первичными (неопределяемыми) понятиями). Например, Августин и Кант считали пространство и время субъективными: Августин считал, что время находится лишь в нашей душе, и нигде больше, а Кант считал пространство и время априорными формами чувственности самого познающего субъекта. Проблема заключается в том, что в нашем опыте представлены не сами пространство и время, а лишь то, чем они заполнены (материальные объекты, события и т.д.). При этом мыслить мир иначе, чем в категориях пространства и времени, невозможно. Поэтому по сей день окончательного представления о том, что такое пространство и время, ни в философии, ни в науке не сложилось.

Основные концепции.

В истории человечества размышления о сущности пространства и времени отразились в двух основных концепциях: субстанциальной и реляционной. Для субстанциальной модели характерно следующее:

· П. и В. понимаются как абсолютные, самостоятельные сущности;

· П. и В. не зависят от материи (если попытаться убрать из них все материальные объекты и события, то сами пространство и время останутся и даже не изменятся);

· П. и В. не зависят друг от друга;

· П. и В. не зависят от наблюдающего их субъекта;

· В. равномерно, П. однородно и изотропно.

Наиболее ярко субстанциальная модель представлена Ньютоном, однако ее черты можно обнаружить уже в античности, у Демокрита, Платона и Эпикура.

Черты реляционной модели:

· П. и В. понимаются как системы отношений;

· П. и В. связаны с материей (при удалении материи П. и В. тоже исчезнут);

· П. и В. связаны между собой;

· П. и В. зависят от наблюдателя.

Несложно догадаться, что реляционная модель наиболее явно высказана Эйнштейном, однако подобные идеи высказывал уже Аристотель, заменявший понятие пространства понятием «место» и, таким образом, считавший пространство системой мест, занимаемых телами. Кроме того, у Аристотеля заметно понимание пространства как неоднородного, т.к. мир у него выглядит как лестница, иерархия. Несложно увидеть черты реляционной модели в представлениях средневековых мыслителей, основанных на неоднородности пространства и относительности времени (например, у Августина). Находят эти черты в учениях Лейбница (пространства не существует, оно является лишь расположением монад относительно наблюдателя) и Гегеля.

Философский смысл теории относительности.

Классическая физика считала, что если системы отсчета движутся инерциально, то пространственные и временные интервалы не меняются. СТО показала, что это происходит только тогда, когда скорости движения малы по отношению к скорости света, если же речь идет о движении со скоростями, близкими к световой, то пространственные интервалы сокращаются (пространство сжимается), временные растягиваются (время замедляется). При этом теория относительности показала глубокую связь между пространством и временем: в природе существует единое пространство-время, т.е. четырехмерный пространственно-временной континуум (к трем обычным прибавляется четвертое измерение – пространство-время), пространство и время выступают как проекции этого континуума, а совместное пространство-время всегда остается инвариантным. С другой стороны, поскольку само изменение интервалов зависит от характера движения тел, то пространство и время определяются состояниями движущейся материи. В ОТО было показано, что геометрия пространства-времени определяется характером поля тяготения, которое определено взаимным расположением тяготеющих масс. Вблизи больших тяготеющих масс происходит искривление пространства (оно становится неевклидовым) и замедление хода времени. Здесь пространство, время, материя и движения оказываются органично сплавленными между собой.

Послеэйнштейновские научные гипотезы.

Как известно, Эйнштейн мечтал о создании единой теории поля, но не успел ее разработать. Т. Калуца, малоизвестный польский физик, предположил, что электромагнетизм является своего рода гравитацией в ненаблюдаемых измерениях пространства, постулировав существование пятого измерения. Если расширить представление о мире до пяти измерений, то в нем будет существовать единое силовое поле – гравитация, а электромагнитное поле – лишь часть этого поля из пятого измерения.

В 1926 г. шведский физик О. Клейн предположил, что мы не замечаем пятого измерения потому, что оно свернуто до очень маленьких размеров. Он попытался вычислить его по значению элементарного заряда электрона и величине гравитационного взаимодействия, у него получилось число, в 1020 степени раз меньшее размера атомного ядра, поэтому неудивительно, что мы не замечаем пятого измерения.

В 1958 г. советский астрофизик Н. Козырев высказал идею о том, что время представляет собой материальную субстанцию, пронизывающую всю Вселенную, и служит универсальным источником энергии. Помимо геометрического свойства, измеряемого часами, время имеет активные физические свойства, благодаря которым время препятствует переходу материальных систем в равновесное состояние, т.е. препятствует «тепловой смерти» Вселенной (время как физический вакуум).

В 1917 г. физик П. Эренфест доказал, что в четырехмерном пространстве гравитационное поле Солнца действовало бы на планету по закону обратных кубов и планеты, двигаясь по спиральным траекториям, упали бы на Солнце. В пространстве с числом измерений более трех у электрона не будет устойчивых орбит, без которых невозможна жизнь. В 1955 г. математик Дж. Уинтроу пришел к выводу, что высшие формы жизни были бы невозможны в пространствах четной размерности. Однако это не доказывает невозможности многомерных пространств, это лишь означает, что в таком мире физика была бы другой. К примеру, в 70е гг. – время расцвета теоретической физики – ученые вновь вернулись к обсуждению возможности существования многомерности, и эти споры не утихают по сей день.

Свойства пространства и времени.

К характерным свойствам пространства в макромире относятся:

1) протяженность, проявляющаяся в рядоположенности и сосуществовании различных элементов;

2) трехмерность, т.е. всякие пространственные отношения могут быть описаны тремя координатами;

3) непрерывность (отсутствие пустого пространства) и прерывистость (раздельное существование материальных тел, каждое из которых имеет свои границы);

4) однородность (одинаковые свойства всех точек пространства) и изотропность (равенство всех направлений движения).

Время в мире макрообъектов характеризуется:

1) непрерывностью (его течение нельзя остановить);

2) равномерностью (все моменты времени имеют одинаковые свойства);

3) одномерностью (предполагает строго определенную упорядоченность, последовательность моментов прошлого, настоящего, будущего);

4) необратимостью, асимметричностью (время всегда направлено от прошлого через настоящее к будущему, его течение нельзя повернуть вспять).

Необратимость времени связана со Вторым началом термодинамики, гласящим, что энтропия (мера хаоса) может только возрастать, следовательно, существуют необратимые процессы. Поэтому в нашем мире можно из елки сделать палку, а наоборот – нет. Но в микромире закон возрастания энтропии не выполняется (например, ядерные реакции могут протекать в любом направлении). В микромире невозможно введение понятия расстояния и, возможно, пространство и время там имеют иное число измерений, чем в макромире. Существует гипотеза о том, что пространство и время – сугубо макроскопические феномены, как, например, теплота и температура, и экстраполировать их на микрообъекты вообще нельзя. В мегамире свойства пространства и времени также полностью не изучены, особенно в связи с такими загадочными объектами, как черные дыры – космические объекты, специфика которых обусловлена их колоссальным гравитационным полем. По этой причине пространство возле них существенно искривляется, скорость приближающегося к дыре объекта стремится к скорости света, поэтому течение времени практически останавливается, линейные размеры объектов приближаются к нулю. В самой черной дыре из-за бесконечной гравитации никакое тело существовать не может, и неизвестно, что происходит со временем, возможно, оно распадается (происходит обрыв непрерывности).

Таким образом, можно сказать, что свойства пространства и времени зависят от уровня организации материи, тем самым связь между пространством, временем и материей очевидна.


Лекция 3.ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЗНАНИЯ.

1. Введение в проблему. Основные подходы.

2. Исторические концепции.

3. Версии происхождения.

4. Структура сознания.

5. Сознание и отражение.

6. Сознание и мозг.

7. Сознание человека и психика животных.

8. Сознание и язык.

9. Проблема искусственного интеллекта.








Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 766;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.012 сек.