Стафилококковая инфекция
Выделяют две формы: острый гастроэнтероколит (пищевая токсикоинфекция) и энтероколит.
ОГ возникает в случае массивного заражения.
Макроскопически желудок и кишечник расширены, в просвете зеленовато-желтая жидкость с комочками слизи, иногда с прожилками крови. Слизистая оболочка набухшая, полнокровная с серыми отрубевидными налетами или фибринозно-гнойными наложениями.
Микроскопически некроз эпителия на вершинах ворсин, отек слизистой и частично подслизистой оболочек, в очагах некроза колонии стафилококков. Инфильтрация нейтрофилами.
ЭК обычно осложнение вирусных или других бактериальных поражений ЖКТ, дисбактериозов. Максимальные поражения в толстой кишке.
Макроскопически в просвете большое количество желто-коричневой жидкости с газом и комочками слизи. Складки слизистой оболочки утолщены, с грязно-зелеными пленчатыми наложениями.
Микроскопически эрозии, стенки которых представлены некротизированной тканью, колонии стафилококков, распадающиеся нейтрофилы.
Холера
Холера — острейшее инфекционное заболевание из группы диаррейных с преимущественным поражением желудка и тонкой кишки, характеризующееся общим тяжелым состоянием и обезвоживанием организма. Холера, как и чума, относится к числу особо опасных заболеваний, к группе карантинных или конвенционных, инфекций и чрезвычайно контагиозна.
Возбудитель холеры — Vibrio cholerae (холерный вибрион), выделенный Р. Кохом в 1884 году представляет собой грам-отрицательную палочку, имеющую форму запятой. Vibrio cholerae являлся причиной семи известных человечеству длительных огромных пандемий диаррейной болезни. Многие из этих пандемий начинались в долине реки Ганг, на территории Индии и Бангладеш, которые всегда служили и служат источниками холерного вибриона. Существует 140 серотипов Vibrio cholerae, но в настоящее время лишь серотип 01 служит причиной очень тяжелой диарреи (так называемая “азиатская холера”). В 60-е годы в странах Азии, Африки и Европы получила распространение эпидемия, обусловленная серотипом Vibrio eltor (Эль-Тор), считавшимся ранее условно-патогенным. Появившись в 1992 году, новый серотип холерного вибриона 0139, известный также под именем “Бенгальский”, привел к развитию обширной эпидемии водным путем.
Возбудители холеры длительное время сохраняют жизнеспособность на различных объектах окружающей среды. Так, в молоке, молочных продуктах он остается жизнеспособным до 14 дней, в кипяченой воде — до 39 часов, в открытых водоемах, загрязненных сточными водами,— до нескольких месяцев.
Холера относится к антропонозам. Человек заражается от больного холерой, а также от бактерионосителей, которые выделяют вибрионы с калом, а больные — и с рвотными массами. Заражение происходит при употреблении воды, реже пищевых продуктов, загрязненных выделениями, содержащими вибрионы (при употреблении овощей, которые выращивают на полях и огородах, удобряемых необеззараженными сточными водами, при мытье посуды зараженной водой). Человек может заразиться также при уходе за больным холерой через загрязненные им предметы обихода. Распространению возбудителей болезни способствуют мухи. Заражение возможно при заглатывании воды во время купания в загрязненных водоемах. Некоторые серотипы вибриона холеры, например, вибрион Эль-Тор, способны жить в организме лягушек, устриц и т. п. В этих случаях заражение человека может произойти опосредованно, при отсутствии больного.
Инкубационный период составляет от нескольких часов до 5 суток (чаще 2-3 дня).
Патогенез. После преодоления кислотного барьера желудка (у добровольцев холеру удавалось вызвать лишь после нейтрализации желудочного сока), Vibrio cholerae попадают в тонкую кишку. Вибрионы никогда не внедряются в эпителий слизистой, а огромные скопления возбудителя размещаются в просвете тонкой кишки и выделяют энтеротоксин, который кодируется вирулентным фагом. По своим химическим характеристикам энтеротоксин вибриона холеры практически идентичен энтеротоксину E.coli.
Морфология. Структурные изменения наиболее выражены в тонкой кишке.
Макроскопически просвет кишки, особенно тонкой, резко расширен, переполнен бесцветной или розоватой жидкостью, иногда слегка окрашенной желчью. Эта жидкость напоминает по своему виду рисовый отвар. Описывается также водянистый характер желчи в желчном пузыре. Стенка кишки, в частности ее слизистая оболочка, набухшая, отечная, с красными пятнами (множественные мелкоточечные кровоизлияния). Эти изменения обозначают как серозно-геморрагический холерный энтерит.
Микроскопически преобладают резкие отек, в том числе внутриклеточный, и полнокровие, отмечаются также мелкие кровоизлияния. При относительно легком течении выявляются также значительные скопления клеток, среди которых преобладают лимфо- и плазмоциты. Эпителиальные клетки вакуолизируются, наблюдается десквамация микроворсинок. К энтериту может присоединиться серозный или серозно-геморрагический гастрит.
Выраженной диссеминации холерных вибрионов за пределы органов пищеварения не происходит. Изредка отмечается лишь бактериемия. Возможно также попадание возбудителя в легкие интраканаликулярным путем. Профузная диаррея приводит к быстрой потере воды и электролитов (натрия, калия, бикарбонатов), а обезвоживание — к гиповолемическому шоку и обменному ацидозу, сгущению крови и гипоксии, нарастающей олигурии и падению температуры тела, что характеризует алгидный (от лат. algor— холод) период холеры. Прогрессирующий эксикоз и нарушение электролитного баланса играют ведущую роль в возникновении холерной комы.
Острый период холеры может закончиться:
—смертельным исходом;
—выздоровлением;
—иногда развитием картины холерного тифоида (проявление осложнения этой болезни в результате присоединения вторичной, в основном бактериальной, микрофлоры.).
В толстой кишке возникает фибринозное воспаление слизистой оболочки, в дальнейшем могут образовываться язвы.
При аутопсии отмечается резко выраженное трупное окоченение, которое сохраняется в течение нескольких дней. Тело погибшего приобретает необычную форму, которую обозначают как “поза гладиатора”. По мере исчезновения трупного окоченения положение трупа может меняться, что создает впечатление его передвижения. Такое перемещение трупа в пространстве наводило панический ужас на родственников погибших и служителей холерных бараков. Они считали, что умерших от холеры погребают заживо. Это и служило в прошлом столетии причиной, так называемых “холерных бунтов”.
Вследствие быстро наступающего трупного окоченения кожа напоминает гусиную, она сухая, морщинистая, особенно на пальцах рук (“руки прачки”). Мышцы сухие, темно-красные. Кровь в венах густая и темная. Селезенка уменьшается, капсула ее морщиниста, фолликулы атрофичны, отмечается гемосидероз пульпы. В печени развиваются дистрофия гепатоцитов и очаговые некрозы паренхимы. В почках отмечают некроз эпителия извитых канальцев. В миокарде, головном мозге имеются дистрофические и некробиотические изменения.
Осложнения. При холере возможно развитие некротического нефроза, а также быстропрогрессирующего гломерулонефрита, сопровождающихся уремией. Кроме того, у больных холерой возникают пневмония, абсцессы, флегмона, рожа, сепсис.
Смерть больных холерой обычно наступает от обезвоживания, комы, интоксикации. Возможна смерть и от осложнений холеры, среди которых наиболее частым является уремия. При массивном введении в организм жидкости р-ров натрия, бикарбоната смертность уменьшается с 50% до 1%.
Дата добавления: 2015-10-13; просмотров: 579;