Основные этапы формирования Древнерусского государства
В процессе формирования Древнерусского государства можно выделить три основных этапа:
I этап (VIII–середина IX вв.). Происходит вызревание предпосылок государственности в восточнославянских племенах. В этом процессе решающую роль играли внутренние факторы:
– этническая общность,
– определенная схожесть экономических интересов,
– близость территории,
– необходимость защиты от внешних врагов (соседних племен и государств),
– потребность в расширении территории путем военных походов.
Начиная с VI в. у восточных славян обособляется и укрепляется власть родовой аристократии, прежде всего военных вождей,опирающихся непосредственно на реальную вооруженную силу – дружину. Этот тип общественного устройства получил название «военной демократии».
На этом фоне складываются межплеменные союзы и выделяются их центры. К VIII в. у восточных славян возникли определенные предгосударственные формы. Исторические источники свидетельствуют о существовании союзов восточнославянских племен:
· – Валинана (у волынян в верховьях р. Буг),
· – Куявия (отождествляют с Киевом),
· – Славия (связывают с Новгородом),
· – Артания (местоположение неизвестно, возможно в районе современного г. Рязани).
Появляется система полюдья (сбор дани с общинников в пользу вождя-князя, пока добровольно, воспринимающийся как возмещение за военные расходы и управленческую деятельность).
II этап (II половина IX–середина X вв.). Процесс складывания государства ускорился, во многом благодаря активному вмешательству внешних сил – хазар и норманнов (варягов), которые заставляли платить дань славянские и финно-угорские племена.
Но о действительных началах древнерусской государственности можно говорить в первую очередь тогда, когда власть князястала восприниматься как особенная государственная власть (вторая половина IX–первая половина Х вв.). О её характере можно судить, прежде всего, по организации сбора дани и полюдью, по активной внешней политике, в особенности по отношению к Византии.
Призвание Рюрика новгородцами (862 г.) и объединение его преемником Олегом(879–912 гг.) Северной и Южной Руси под властью Киева в IX в. позволили сосредоточить власть киевских князей над территорией от Ладоги до низовьев Днепра.
Сложилась своеобразная федерация племенных княжений во главе с князем киевским. Его власть проявлялась в праве сбора дани со всех входящих в это объединение племен.
Олег, опираясь на мощь славяно-норманнской дружины и «воев» (вооруженных свободных общинников), совершает успешные походы на Византию в 907 и 911 гг. В результате были подписаны выгодные для Руси договоры, обеспечивающие ей право беспошлинной торговли на территории империи и ряд других привилегий.
Игорь (912–945 гг.)
стремился сохранить единство межплеменной федерации,
а также защищал ее границы от появившихся грозных кочевников – печенегов.
В 944–945 гг. он совершил два похода на Византию, нарушившую свои соглашения с Русью, но, потерпев поражения, вынужден был заключить менее выгодный договор с империей.
В договоре с Византией 945 г. встречается сам термин «русская земля». В этом же году во время полюдья он был убит древлянами за требование дани сверх обычной.
III этап (II половина X–начало XI вв.).Он начинается с реформ княгини Ольги (945–964 гг.). Отомстив древлянам за смерть мужа, она в целях предотвращения в дальнейшем случившегося с Игорем установила фиксированную норму сбора дани («уроки»), а для ее сбора установила особые места («погосты»), где «сидел» (т.е. следил за сбором дани) боярин с малой дружиной.
«Полюдье» превращалось в «повод».
Погосты стали опорой княжеской власти на местах.
Политика сына Ольги, князя Святослава (964–972 гг.) направлена была в основном на борьбу с внешним врагом. Разгром Хазарии и походы на Дунай требовали больших сил, средств и времени. В связи с этим вопросами внутреннего устройства государства князь-воин (так звали Святослава и в народе, и в летописях) практически не занимался.
Новые шаги в развитии русского государства связывают с деятельностью незаконнорожденного сына Святослава – Владимира I(980–1015 гг.), пришедшего к власти в результате жестокой, кровопролитной борьбы с братьями за киевский престол.
1. Он расширил территорию Киевского государства, присоединив к нему юго-западные (Галицию, Волынь) и западные (Полоцкую, Туровскую) славянские земли.
Кроме того, чувствуя опасность для прочности своей власти, связанную с ущербностью своего происхождения (сын рабыни Малуши – ключницы княгини Ольги), Владимир стремился укрепить княжескую власть в принципе –
· введение монотеистической религии (единобожия) .
· введение института наместников
Сначала он делает это путем создания пантеона из 5 богов во главе с Перуном, который особенно почитался дружинниками. Но эта реформа не прижилась, и он пошел на радикальные изменения – ввел единобожие, приняв сам и заставив принять всю Русь христианство.
Введение христианства не только создало основу для духовного единства русского народа, но и укрепило верховную власть в государстве («един бог на небе, един князь на земле»), повысило международный авторитет Киевской Руси, переставшей быть варварской страной. Кроме того, христианская мораль призывала к смирению, что оправдывало феодальную эксплуатацию простых общинников со стороны князя, его окружения и землевладельцев-бояр, бывших опорой княжеской власти.
Следующим решительным шагом, завершающим создание государства, стала замена Владимиром племенных князей наместниками (ими были 12 сыновей Владимира и приближенные бояре), назначаемыми киевским князем. Наместники должны были
· защищать новую веру
· и укреплять власть князя на местах, будучи «оком государевым».
Укрепление власти дало Владимиру возможность организовать население страны для создания мощных оборонительных рубежей на южных границах государства и переселить сюда часть населения из более северных территорий (кривичей, словен, чюди, вятичей). Это позволило вести успешную борьбу с набегами печенегов. В результате князь, как свидетельствуют былины, стал восприниматься в народном сознании не просто как воин-защитник, а как глава государства, организующий охрану его рубежей.
Завершающий шаг в формировании русской государственности сделал сын Владимира I, Ярослав Мудрый(1019–1054 гг.), положивший начало русскому письменному законодательству. Им была создана первая часть первого письменного свода законов – «Русской правды» («Правда Ярослава»). Она была написана еще в 1015 г., в бытность его наместником в Новгороде, и предназначалась для новгородцев. Вступив в 1019 г. на киевский престол, Ярослав распространил ее на территорию всего государства. Впоследствии, в течение полутора веков «Правда Ярослава» дополнялась его сыновьями («Правда Ярославичей»), Владимиром Мономахом («Устав Владимира Мономаха») и последующими правителями русского государства и существовала как законодательная основа вплоть до принятия первого Судебника в 1497 г.
Появление письменного свода законов в начале IX в. стало необходимым, так как при разложении родовой общины многие простые люди теряли свой статус и терпели обиды, не имея возможности обратиться к родовым коллективам. Единственной защитой для общинников и простых горожан становился князь и его дружина. Это еще больше увеличивало власть князя.
«Русская правда» как развивающийся памятник дает представления об усложняющейся социальной структуре, категориях свободного и зависимого населения, т.е. собственно объектах и субъектах государственного управления.
Будучи преимущественно процессуальным сборником, «Русская правда» мало говорила о судебной организации (упоминаются князь и судьи как органы суда, и княжий двор – как место суда). Дело в том, что многие споры решались вне суда, силами самих заинтересованных сторон.
Значение «Русской правды» состоит в том, что она повлияла на развитие местного законодательства и в дальнейшем общегосударственного.
Кроме того, в ней проводилась идея ответственности власти в судебных делах, прежде всего перед Богом, а суд своекорыстный в интересах самой власти квалифицировался как неправый.
В целом первый письменный законодательный свод Руси представляет собой важное свидетельство зрелости государства.
Таким образом, к началу XI в. Киевская Русь имела основные черты сформировавшейся государственности:
• единую территорию, охватывающую место проживания всех восточных славян;
• династическую княжескую власть, распространявшуюся на всю территорию государства;
• единую систему государственного управления, основанную на наместничестве;
• единую для всего государства налоговую систему;
• единую монотеистическую религию, усиливающую процесс сакрализации (освященности) княжеской власти;
• единую правовую основу в виде письменного свода законов.
В последующие периоды данные черты русской государственности получили дальнейшее развитие.
Дата добавления: 2015-10-09; просмотров: 1102;