Массовая культура.
«Восстание масс»
Феномен «массовой культуры» появился в связи с выходом на историческую арену широких масс. Однако корни концепции «массового общества» можно искать даже в представлениях римских историков о «взбунтовавшейся» черни. Можно вспомнить также драму Шекспира «Кориолан». Однако именно после эпохи революций во Франции 1789, 1830, 1848, 1871 гг. стало складываться представление о том, что произошло специфическое «восстание масс». Многие социальные процессы стали описывать как результат коллективных настроений, реализации жестоких влечений толпы.
Массовым в философии называется такое общество, в котором производство и потребление приобретают усредненный, стандартный характер, политика определяется стихийными реакциями населения, а культура утрачивает уникальность и тиражируется для всех.
На формирование идеи «массового общества» оказала влияние и мысль о растлевающем воздействии процесса демократизации вообще. Н.А. Бердяев в работе «Философия неравенства» отмечал, что давно уже происходящая в мире демократическая революция не оправдывает себя качеством той культуры, которую она несет с собой в мир.
Приложение 11 к теме 4.4. Николай Александрович Бердяев.
Демократизация, по мнению философа, всюду способствует снижению качества и ценности культуры. Да, она делается более дешевой, доступной, но вместе с тем и более плоской, лишенной стилистического своеобразия.
Многие социологи и философы, взявшие на себя роль социальных критиков, т.е. исследователей, которые видят изъяны в современной культуре, подчеркивают наркотический характер массовой культуры («масскультуры»).
Радио, кино, телевидение, видеокассеты расцениваются ими как гигантские каналы, которые воспроизводят иллюзии, грезы, создают сноподобную культуру («сны культуры»).
А что произошло бы, если бы телеэкраны мира вдруг погасли? Пламя мерцающих колб обратилось бы в серебристые точки и, помаячив у домашних очагов, растаяло бы навсегда? Исчезли бы мгновенно каскады высоких энергий, стихли незримые духовные токи. Звенящие антенны утратили бы свое значение символа цивилизации XX столетия, став безжизненными метками обособленности. Мощные излучатели перестали бы посылать великий ветер изображений на паруса экранов. Распалась бы связь синхронных телеизмерений. Планета потеряла бы очевидность своих картин и образов.
Что сталось бы с океаном духовных ценностей, омывающих планету? В эфире смолкли бы голоса, звуки, шифры... Исчез бы поток мыслей и образов, эмоций и панорам. Весь этот вихрь творчества, несущийся к людям, к их воображению, памяти, мировоззрению, миновал бы пики антенн и растворился бы необозначенный, незафиксированный... Эфир стал бы пустыней, безгласной, необозримой, какой он казался, наверное, изобретателю радио русскому инженеру Александру Попову...
Такая мысль о неожиданном исчезновении радио пришла в голову русскому поэту Велимиру Хлебникову.
Приложение 12 к теме 4.4. Велимир (Велемир) Хлебников - Виктор Владимирович Хлебников.
И он отметил: исчезни это средство общения, и человечество испытало бы духовный обморок, В то же время скорость «электрической коммуникации» (так современные культурфилософы называют современные технические средства общения) столь велика, что поток кадров обрушивается на зрителей и слушателей каскадом.
Дата добавления: 2015-10-09; просмотров: 1022;