Понятие цивилизации
Понятие «цивилизация», как и понятие «культура», многозначно. Можно указать, по крайней мере, три основных значения этого слова.
Что касается первого, то оно уже было отмечено ранее: понятия «культура» и «цивилизация» не только не являются синонимами, но «цивилизация» противопоставляются «культуре». Естественность культуры противостоит мертвящему техницизму цивилизации.
Второе значение слова «цивилизация» предполагает движение мира от расколотого к единому. Рождается универсальная цивилизация, в которую вольются все культуры.
Возможно и третье значение, собирательное, т.е. «цивилизация» — это множество разрозненных конкретных, локальных цивилизаций. В этом случае подвергается пересмотру восходящее к христианству видение общечеловеческой перспективы.
Для выработки более или менее точного определения цивилизации необходимо, в свою очередь, изучение крупных социальных и культурных феноменов, существующих в виде целостностей. Н.Я. Данилевский, как известно, называл такие феномены культурно-историческими типами, О. Шпенглер развитыми культурами, прошедшими стадии цветения, А. Тойнби — цивилизациями.
Приложение 6 к теме 4.4. Арнольд Тойнби.
Эти социальные и культурные сверхсистемы не совпадают ни с нацией, ни с государством, ни с какой-либо социальной группой. Они выходят за пределы географических или расовых границ. Однако, подобно глубинным течениям, они определяют характер всех более мелких социальных образований и являются подлинными целостными единствами в огромном множестве социальных и культурных феноменов.
Современным людям история уже не представляется чередованием событий, определяющих судьбы отдельных народов, их возникновение, расцвет и исчезновение. Они воспринимают теперь свое прошлое как чередование крупных целостных образований, моделью которых может служить античная культура.
Одним из таких образований, хотя и незавершенным, является западноевропейская культура.
Фактически «цивилизация» становится основной категорией современной исторической науки.
Но, несмотря на условную конкретность, она оказывается зыбкой.
Цивилизация — вполне оправданная, хотя и условная единица трактовки истории. Не следует выдавать этот идеальный тип за безусловную эмпирическую реальность. В самом деле, ведь никто не может сказать, сколько же цивилизаций на Земле.
Это не строгое естественнонаучное понятие. Даже один и тот же исследователь, скажем, Тойнби, называет разное число цивилизаций. Начиная с 21 цивилизации, Тойнби затем увеличивает их число до 26, но к концу своего многотомного труда теряет восемь, как бы не замечая этого.
Дата добавления: 2015-10-09; просмотров: 711;