В этой типологии различаются три уровня культуры.

Продукты человеческой деятельности (артефакты) представляют собой видимое лицо культуры, но они не всегда «расшифровываются», а иногда и ошибочно истолковываются теми, кто к этой культуре не принадлежит. Они могут проявляться трояко: материально, поведенчески и вербально (словесно).

На «незримом» уровне Шайн различает:

· утверждения, основанные на истинах, признаваемых членами данной группы и не требующими доказательств, - аксиомы;

· ценности, воплощенные в различных социальных институтах: семье, вероисповедании, спорте, политической системе, роли женщин, образовании и т.д.

Наружный слой – явные продукты и артефакты. Внешняя культура выражается - языком, пищей, строениями, домами, памятниками, сельским хозяйством, святынями, рынками, модами и искусством.

Средний слой– нормы и ценности.

Нормы– это общее ощущение группы: что правильно и что неправильно. Нормы могут быть разработаны на формальном уровне в виде писаных инструкций и на неформальном уровне, проявляясь в виде социального контроля. Культура относительно стабильна тогда, когда нормы отражают ценности группы. Ценностив свою очередь отражают, что хорошо и что плохо.

 

Рис. 1. Слои культуры

Ядро культуры составляют концепции, связанные с существованием. У большинства народов существование определялось борьбой с природой: холодом, засухой, наводнениями, землетрясениями и др. Поэтому любая культура во многом определяется средой обитания народа.

6.3. Стереотипы

Культуры различаются в решении общих проблем и дилемм (выбора из предлагаемых вариантов решений в конкретной ситуации). Различия решений приводят к появлению стереотипов.

Стереотипы - это относительно упрощенные и устойчивые образы илипредставления о людях, событиях, явлениях. Они формируютсяна основе дефицита информации и опыта, а сохраняются в результате нетворческого подхода к изменяющей­ся действительности.Часто встречающиеся стереотипные пред­ставления и суждения:«все коммерсанты - спекулянты», «все чиновники- бюрократы», «русские - ленивые и пьяницы» и др. Стереотипы могутиметь истинный смысл или быть ошибочны­ми, либо частичноотражать объективную действительность.

Этнокультурные стереотипы – это обобщенные представления о типичных чертах, характеризующих какой-либо народ. Они применяются для характеристики народа в целом, но распространяются автоматически и на отдельных его представителей.

Различают автостереотипы, отражающие то, что думают люди о своем народе и гетеростереотипы, относящиеся к другим народам. Гетеростереотипы зачастую связаны с национальными предрассудками и предубеждениями и служат источниками конфликтов.

Отмечается что с высоким уровнем экономического развития коррелирует такой набор стереотипных достоинств, как ум, предприимчивость, деловитость, а с низким уровнем экономического развития - доброта, сердечность, гуманность, гостеприимство. (Кармин, 2000).

Рассмотрим ряд известных стереотипов:

Русский стереотип: ленивые, безответственные, меланхоличные.

Американский стереотип: наивные, агрессивные, беспринципные, трудоголики.

Немецкий стереотип: бесчувственные, бюрократические, чрезмерно усердные в работе.

Французский стереотип: высокомерные, горячие, иерархичные, эмоциональные.

6.4. Феномен менталитета

Близкое к понятию «культуры» понятие «национальный менталитет».

Менталитет - это некая интегрирующая характеристика людей, живущих в конкретной культуре, которая позволяет описать своеобразие видения этими людьми окружающего их мира и объяснить специфику их реагирования на него.

В отечественной философской и культурологической литературе понятие «ментальность»чаще всего понимают как совокупность представлений, воззрений, «чувствований» общности людей определенной эпохи, географической области, социальной среды, особый психологический уклад общества, влияющий на исторические и социальные процессы.

При анализе менталитета нужно исходить из того, что данное понятие описывает именно специфику отражения внешнего мира, обуславливающую своеобразность способов реагирования достаточно большой общности людей.

В самом общем виде менталитет может быть определен как некая характерная специфика психической жизни общности людей, представляющих конкретной культуру (субкультуру), обусловленная экономическими и политическими условиями жизни в историческом аспекте.

Данное определение в известной степени пересекается с понятием «национальный характер», под которым понимают либо «присущий представителям данной нации набор основных личностных черт» (концепция модальной личности), либо «систему основных существующих в этносе представлений: установок, верований, ценностей, умонастроений и т.п.» (концепция социальной личности).

Таким образом, содержание менталитета, как это вытекает из самой этимологии слова, определяется, прежде всего, теми знаниями, которыми владеет изучаемая общность. Совместно с верованиями знания составляют представление об окружающем мире, которые являются базой менталитета, задавая вместе с доминирующими потребностями и архетипами коллективную бессознательную иерархию ценностей, характеризующую данную общность (табл.2).

На базе национальной культуры (культур) в среде конкретной организации может создаваться корпоративная культура.

Существуют также понятия и явления профессиональной культуры и этики (например, у врачей, юристов и др.).

Таблица 2

Сравнение японского и западноевропейского

менталитетов по С. Иошимури

Параметры для сравнения Японцы Западноевропейцы
Понимание мира (универсума) Монизм Дуализм
Способ восприятия мира Интуитивно Смысловой анализ, логика
Отношение к природе Слияние, идентификация Доминирование
Отношение к судьбе Покорность судьбе, стойкость Вызов и преодоление
Детерминанты и тип поведения Приспособление к окружающей ситуации, группизм Теоретические принципы и учения, индивидуализм
Критерии оценки Этические установки личности Интеллектуальные или функциональные способности
Межличностные социальные отношения Идентификация, гармония, компромисс Конкуренция, конфронтация, критика
Организационные социальные отношения Симбиоз Противостояние, сосуществование
Характеристика организаций Закрытость, стабильность Открытость, нестабильность

 

6.5. Культурный шок экспата

Проблема межкультурных различий переходит в проблему межкультурного непонимания и недоразумений. Получаемые при этом впечатления часто называют «культурным шоком». Культурологический шок – это чувство растерянности и беспокойства, вызываемое постоянным нахождением в незнакомой культурной среде. Экспатрианты, экспаты – люди, проживающие и работающие за пределами своей родной страны.

Основные факторы, воздействующие на экспата, например менеджера, вынужденного продолжительное время действовать в чужой для него культурной среде, включают:

· физические различия и местные особенности: вода, еда, туалеты, магазины, дома, улицы, растения, животные, микробы и т.д.;

· сенсорные различия: зрительные впечатления, звуки, запахи, вкусовые ощущения, климат, самочувствие, усталость, гигиена и т.д.;

· культурные различия: обычаи, манеры, привычки, традиции, представления, установки, поведение людей, межличностные отношения, язык, жесты, религия и т.д.

Эти тысячи стрессогенных различий в повседневной жизни вызывают у экспата стресс: тревогу, фрустрацию, неуравновешенность, дезориентацию. Фрустрацию рассматривают как одну из форм психологического стресса; это психическое состояниечеловека, вызываемое объективно непреодолимыми или субъективно так воспринимаемыми трудностями, то есть переживание неудачи.

«Культурный шок» экспата характеризуется такими психологическими симптомами как:

· рассеянность, «отсутствующий взгляд» (взгляд в пространство), острая привязанность к родным вещам, боязнь быть обманутым, чрезмерное увлечение спиртным;

· вспышки гнева при малейших неприятностях, чрезмерное внимание к малейшим признакам заболевания, чувство зависимости и беспомощности, постоянное мытье рук, повышенная утомляемость, придирчивость к пище, воде, гигиене.

Выделяются три реакции и, соответственно, три культурных типа экспата:

1. Наиболее распространенные реакции экспата:

· Избегание, отрицание, регрессия, уход.

· Борьба, гнев, враждебность, отвращение, «шок», неодобрение, испуг.

Такие реакции формируют наиболее распространенный культурный тип, называемый «Инкапсулированный». Экспат приспосабливается к «эмигрантской культуре». Это жизнь «под колпаком» («маленькая Америка», «маленькая Англия» и т.д.); минимум контактов с местной культурой и максимум контактов с культурой эмигрантов.

2. Реакции, обеспечивающие наиболее успешное культурное приспособление экспата – «культурная эмпатия» (т.е. постижение, проникновение, вчувствование): терпимое позитивное отношение, любопытство, интерес, принятие, межкультурное обучение, межкультурный контакт, оптимизм, юмор.

Культурная эмпатия формирует культурный тип, называемый «Космополит». Экспат приспосабливается к обеим культурам: эмигрантской и местной; имеет опору в обоих мирах. Он имеет практически равное число контактов с эмигрантской и местной культурами.

3. Наиболее редкая реакция экспата - «приобщение»:чувство любви в отношении местной культуры, отказ от старых привычек, усвоение местного стиля жизни.

Такая реакция на окружение создает наиболее редкий культурный тип, называемый «Перебежчик». Экспат приспосабливается к местной культуре. Он имеет минимум контактов с эмигрантской культурой и максимум контактов с местной культурой.








Дата добавления: 2015-10-09; просмотров: 1418;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.