О характере и культуре славян 5 страница
23 См., например, Н. П. Барсов, указ. соч., 98, М. Грушевский, Киевская Русь, I, 231.
24 Надеждин, Записки общ. ист. и древн., I, Одесса, 235.
25 «Unlizi populus multus, civitates», CCCXVIII; Шафарик, «Slov. star. », II, 712.
26 Это большое количество славянских наименований, либо русских по форме, либо имеющих определение «русский», в румынском языке — Rus-, в венгерском — Orosz. См. И. Филевич, Угорская Русь (Варшава, 1894) и «Очерк Карпатской территории» (ЖМНП, 1895, ІV-V).
27 Anonymus not. regis Belae (ed Endlicher), X.
28 Const. Porph., De adm. imp., 8, 37.
29 Ungarische Jahrbücher, I, 1921, 215 и cл.
30 Я писал об этом в «Чехословацком географическом вестнике», XV, 1922, с. 23 и сл.
31 ПВЛ, I, с. 11. Происхождение этого названия неясно.
32 Северяне упоминаются не только в X веке Константином Багрянородным под именем «Σερβίοι» и в письме Иосифа Хазарского под именем Савар, Север, но, очевидно, еще раньше географом Баварским (Sebbirozi), затем анонимом Равенским (patria suaricum на Дону) и Птолемеем, Σαύαροι которого ближе всего к ним подходят. Очевидно, что северяне занимали эти восточные земли еще до VI века (когда Прокопий знал славян на Донце).
33 ЖМНП, 1899, IX, 163, 178.
34 Ср. и солунских другувичей, а также и село Drogavizi, Draguviz(i) у полабских славян.
35 См. выше о споре A. A. Шахматова с Будде.
36 См. Лаврентьевскую летопись, 11: «Радимичи бо и вятичи от ляховъ. Бяста бо 2 брата в лясех, — Радим, а другий Вятко» (ПВЛ, I, с. 14). В той же летописи о радимичах иод 984 годом снова говорится: «Быша же радимичи от рода ляховъ; прешедъше ту ся вселиша, и платить дань Руси» (ПВЛ, I, 59). О ляхах см. с. 133.
37 См. данные под 859, 862 годами. Из них видно, что и кривичский Изборск уже существовал до прихода русов. О значении Новгорода в скандинавской истории см. выше, с. 161.
38 ПВЛ, I, 13.
39 О том, что полочане происходили от кривичей, упоминается в летописи под 862 годом.
40 Н. П. Барсов, указ. соч., с. 174 и сл.
41 См. В. И. Сизов, Курганы Смоленской губернии, Материалы по археологии России, № 28, СПб., 1902 и A. A. Спицын, Гнездовские курганы в раскопках С. И. Сергеева, «Известия археологической комиссии» XV, СПб., 1905.
42 Несомненно, что уже в X и XI веках на Руси существовала дифференциация различных диалектов и наречий. Остается, пожалуй, спорным, какие признаки отличали одни племена от других. Предметом больших споров в русской лингвистике был в особенности вопрос об отношении полянского диалекта к остальным диалектам, явившийся, в частности, основой великорусско-украинского спора.
43 Полное собрание Русских летописей I, 1 (ПВЛ, АН СССР, 1950, 1, 14).
44 Первые городские области образовались в результате того, что в удобных местах строились новые укрепленные пункты или торговые центры (погосты), постепенно приобретавшие значение для все большей и большей области. В этих пунктах появились церкви и большие кладбища при них, общественные дома, а главное, соответствующие укрепления, в результате чего эти поселения, расположенные в местах, благоприятных для их развития, вырастали постепенно в крупные города, которые с сетью меньших городов (пригородов) охватывали и охраняли большую область вокруг себя.
45 Дословно: русского народа. — Прим. перев.
46 В связи с тем, что автор в этом разделе намеренно использует оба термина «малорусы» и «украинцы», термин «малорусы», несмотря на его архаичность, нами не заменен. — Прим. перев.
47 Речь идет в основном о так называемой погодинской гипотезе. М. П. Погодин (его предшественниками уже были И. И. Срезневский и П. А. Лавровский), а после него главным образом А. И. Соболевский пытались доказать, что нынешнее украинское население Киева пришло туда из Галича после татарского нашествия, полностью опустошившего этот край, то есть лишь в XIV и XV веках. Первоначальное население Киевщины (поляне), по мнению Соболевского и Погодина, было великорусским и после татарского нашествия отошло на север. См. Крымский, Филология и погодинская гипотеза и «Киевская старина», 1904, Колесса, Записки наукового товариства имени Шевченка, 39, 16; M. C. Грушевский. Киевская Русь. I. — СПб., 1911. — С. 235.
48 A. A. Шахматов. К вопросу об образовании русских наречий и народностей. — СПб., 1899. — С. 11-15. См. также главы ІV-V более поздней работы A. A. Шахматова «Древнейшие судьбы русского племени», Петроград, 1919. В этой работе он относит северян к южным племенам.
49 A. A. Спицын. Расселение древнерусских племен по археологическим данным // ЖМНП. 1899. Ч. 324, август, отд. 11. — С. 301-340.
50 «Le Monde slave», I, 1917, 408.
1 Об этих теориях см. подробнее в «Slov. star. », I, 35, II, 71, III, 32.
2 См. «Slov. star. », I, 45, III, 34. В XVI в. А. Крантц, для того чтобы защитить эту теорию, написал большой труд, названный им «Wandalia» (Coloniae, 1519); его примеру последовали многие историки последующих столетий.
3 См. Mon. hist., Pol., I, 320; Chron. presb. Diocl., cap. I; Thomas, Hist. Sal., VII atd; см. «Slov. star. », II, 177.
4 См. выше, с. 22-23.
5 «Slov. star. », I, 52.
6 См. ЎΕνετοί в Италии у Геродота (I, 196), Οδένετοι у Полибия (II, 17, 5), ЎΕνετοί в Пафлогонии (Ilias, II, 852), venetì в армориканской Галлии у Цезаря (B. G., II, 34; III, 8, 9), lacus venetus (Mela, III, 2, 8) и ЎΕνετοί в Дардании (App., Mithr., 55). См. «Slov. star. », II, 88.
7 Подробности см. в «Slov. star. », II, 76 и III, 35.
8 Там же, II, 78.
9 Там же, II, 77, 79; III, 36.
10 П. Шафарик последовательно защищает автохтонность славян также и в работе, названной «Abkunft der Slawen nach Lorenz Surowiecki» (Ofen, 1828). В своих «Славянских древностях» (Прага, 1837) он ограничивается лишь некоторыми, но подробными сообщениями о южных славянах. См. «Slov. star. », II, 78.
11 См. «Slov. star. », II, 80, III, 37.
12 Там же, II, 82.
13 Там же, II, 82 и III, 36, примечание 3.
14 А. Шембера, Zapadni Slované v pravěku (Вена, 1868, дополнение 1871); Westslawen in der Vorzeit (Вена, 1877).
15 Ими, например, являются Куффнер, M. Жункович, Φ. Сасинек, К. Сиха, Ф. С. Плюскал, В. Срба, Стовик, И. Зох, А. Баранский, Г. Ценов и др. («Slov. star», II, с. 82, III, c. 39).
16 И. Первольф. Славяне, их взаимные отношения и связи. — Варшава, 1886.
17 Р. Papáček, O předslovanské době v Čechách (Praha, 1892), J. Slavík, Slované a Němci v staré době (Jindř. Hradec, 1903), T. Wojciechowski, Chrobacya (Krakow, 1873), W. Bogusławski, Dziege Słow. północnozachodniej de połowy XIII w. (Poznań, 1887-1900), J. Pič, Starožitnosti země České, II, 3 (Praha, 1906), К. Buchtela, Vorgeschichte Böhmens (Praha, 1899), E. Majewski, Starožitn. Słowiane na ziemiach dzis. Germanii (Varšava, 1899); Ślady Wendów we Frankonii (we Światowitu, II).
18 W. Ketrzyński, Die Lugier (Poznań, 1868); O Słowianach mieszk. między Renem i Labą, etc. (Krakow, 1899); Germania wielka i Sarmacya nadwisłanska vedług Kl. Ptolemeusza (Krakow, 1901). Работы Эд. Богуславского многочисленны. Они были приведены в «Slov. star. », II, с. 79, III, c. 41; привожу здесь лишь наиболее важные из них: «Historya Słowian» (Krakow, 1888, 1899); «Metoda i srodki poznania czasów przedhist. w. przeszłosci Slowian» (Krakow, 1901), немецкий перевод этой работы вышел в Берлине в 1902 году. «Einführung in die Geschichte der Slawen» (Jena, 1904), «Ślady po Wendach w dzis. Niemcach» (ve Światowitu, 1908), «Dowody autochtonizmu Słowian» (Varszava 1912).
1 Насколько мне известно, первым издал небольшую книгу о быте и культуре славян К. Антон: «Erste Linien eines Versuches über der alten Slaven Ursprung, Sitten, Gebräuche, Meinungen und Kenntnisse» (Leipzig, 1783-1789). С того времени не было опубликовано другой крупной работы, подобной указанной выше. Шафарик в своих «Древностях» раздел о культуре написать не успел и оставил лишь подробный план этого раздела (см. его на с. V-Х предисловия ко II тому «Древностей», изданных Иречеком в 1863 г. ). После Шафарика делавшиеся в этом направлении попытки ограничивались лишь более глубокой разработкой отдельных вопросов (в частности, мифологии и вопросов древнего права) или небольшими общими обзорами, обычно являвшимися предисловиями к другим разделам славистики. К числу авторов таких работ относятся G. E. Vogel, написавший ценную книгу «Pravěk země českě» (Praha, 1868), и Ř. Krek, автор статьи в книге «Einleitung in die slaw. Literaturgeschichte» (Graz, 1887, II изд. ). К подобного рода работам следует отнести также сборник А. Архангельского «Из лекций по истории русской литературы» (Варшава, 1901, перепечатка из Русск. Филол. Вестника) и некритическую статью В. Богуславского в работе Dzieje Słowiańszcyzny północnozachodnjej, II, 272-950 (Познань, 1889) и др. Сделать общий обзор славянской культуры предполагали, кажется, и А. Котляревский и Й. Пич, но они успели дать описание лишь отдельных ее разделов. Некритичным, хотя и довольно подробным, является предметный словарь A. C. Будиловича «Первобытные славяние в их языке, быте и понятиях по данным лексикальным» (Киев, I, 1878, 1879, II, 1882), что еще в большей степени можно сказать о книге V. Křižka «Z dějin starých Slovanů» (Tabor, 1883). Единственным трудом, рассматривающим эти вопросы по-научному, правда лишь с точки зрения лингвистики, является труд И. Янко, автора книги «О pravěku Slovanů» (Praha, 1912).
2 См. «Славянские древности», I, с. 25 и сл.
1 См. Ptolem., III. 5, 6 (ЎAμάδοκα λίμνη); «Slov. star. », I, 366. До проведения мелиоративных работ, предпринятых в 1874-1899 годах генералом Жилинским, в Полесье из общей площади 8 720 000 гектаров земли было еще 6 540 000 гектаров болот; в 1882 году в Полесье на каждый квадратный километр приходилось 5, 8 чел. См. «Živ. St. Slov. », I, 38.
2 Этот лесистый и суровый характер славянских земель отмечают, например, Галлус (proemium), анонимный Персидский географ (ed. Туманского, 134), Ибн Русте и Гардизи (ed. Bartold, 99), а позднее Длугош (I, ed. Przezdziecki, I. 8), «Živ. St. Slov», I, 46.
3 Bielowski, Mon. Polon. Hist., I, 394.
4 «Житие Константина» (конец I века), ed. Pastrnek, Dějiny slov. apoštolů (Praha), 225. Точно так же «простыми» назвал славян в 584 году Иоанн Эфесский (VI. 25). См. «Slov. star. », II, 207.
1 Procop., B. G., III. 22; Maur., Strat, ХІ. 2; Leon, Tactika, с. XVIII; Theophylactos, VI. 8 (ed. Boor, 236); Kardîzî, ed. Bartold, 123; Dimeškî (Charmoy, Relation, 353). Подробности см, в книге «Život st. Slov. », I, 53-54.
2 Widukind, II. 20.
3 Procop., B. G., III. 14; Theophyl., VI. 2; Theoph., ed. Boor, 268.
4 Подробности см в «Život st. Slov. », I, 54. В плоцкой земле были обнаружены скелеты даже свыше 180 см. Общий обзор славянских антропологических данных представил только Ю. Д. Талько-Гринцевич, «Опыт физической характеристики древних славян», Пг., 1909.
5 Jacob, Welche Handelsartikel bezogen die Araber des Mittelalters, Berlin, 1891, 11.
6 Procop., III. 14: «τaÜ δe¹ σώματα κaÜι τaÜς κομας οuãτε ΛευκοiÜ eÜς aÓγαν hà ξανθοί εiÅσιν, οuãτε πη ες τò μέλαν αu¹τοiÍς παντελw½ς τέτραπται, a¹λλ u¹πέρυθροι εi¹σιν απαντες».
7 Ed. Müller, 125.
8 См. Данные в «Slov. star. », I, 98 и в «Živ. st. Slov. », I, 56.
9 Ed. Bartold, 109.
10 Ed. Westberg, 54.
11 См. «Živ. st. Slov. », I, 59.
12 J. Bystroń, Słowiańskie obrzędy rodzinne, Kraków, 1916. Помимо этой работы, заслуживают внимания еще две более старые работы И. И. Срезневского «О шести неделях у славян» (Москва, 1866) и «Роженицы у славян и других языческих народов». Архив историко-юридических сведений, относящихся до России, изд. Н. Калачевым, М., 1855, с. 97-122. См. также S. Cziszewského, Kuwada (Краков, 1905), Зенон Кузеля, Дитина в звичаях і віруванях укр. народа (Матер. по укр. етнологіi, VІІІ-ІХ, 1906-1907).
13 Сюда относятся предписания об изоляции женщины во время менструаций, беременности и родов, запрещение выполнять домашнюю работу и общаться с другими, запрещение переступать через порог дверей, переходить мосты, межи, плетни, затем поиски специального места для родов; обычай класть топор, иглы или нож на порог дома и в постель, развязывание узлов и открывание замков перед родами, обычай закрывать и занавешивать роженицу в течение шести недель после родов, запрещение ходить босой, прясть, шить, одалживать что-либо из дому. Отдаленные следы кувады найдены у великорусов и украинцев. Предметы, принадлежавшие женщинам во время беременности и шести недель после родов, также должны быть очищены.
14 Сюда, в частности, относятся все средства для того, чтобы уберечь ребенка от порчи, то есть причинения зла ребенку чужим дурным взглядом. Поэтому ребенка не показывают посторонним людям.
15 Подробности имеются у Быстроня, с. 76 и cл.
16 [«Это безбожное дело (беззаконие) было весьма распространено среди них». ]
17 Ebbo, I. 3; Herbord. II. 18, 33. Здесь Герборд пишет: «si plures filias aliqua genuisset ut ceteris facilius providerent, aliquas ex eis ingulabant». Cμ. Ekkehard, Chron. ad 1125 (Pertzs, Auct. ant., VI, 263, 264).
18 Pseudocaesarius, Dialogi, 110 (славяне якобы убивают детей о скалы, как крыс).
19 Н. С. Тихонравов, Летописи русской литературы и древности, IV, III, 98 (М., 1862). Зато сообщение об уничтожении русских детей под Доростолом в 971 году, о чем сообщает Лев Диакон (Leo Diacon, IX. 6), я рассматривал бы как жертвоприношение при погребальном обряде.
20 Ibrâhîm, ed. Westberg, 55.
21 Hirt, Indogermanen, 718. Об обычаях у литовцев см. у Петра из Дуйсбурга, «Chron. terre Prussie», III и Ibrâhîm, ed. Westberg, 32, 56 (Brückner, Archiv, f. slaw. Phil., XXI. 23).
22 Kosmas, II. 4; гомилий Опатовицкого (ed. Hecht), 82 и Историч. Библиотека, VI. 58. Об этом говорит также Запрет митрополита Григория в XI веке и позднейшие южнославянские запрещения XIII века (Starine, VI, с. 118).
23 Первые волосы ребенка стригли старухи в жертву рожаницам. Mansikka, Religion der Ostslaven (Helsingfors, 1921), I, 307.
24 У сербов — стрижба, стриг, шишанье, узиманье кос; у болгар — стрижба, наплитание; в южной России — застрижки. Соответствующую литературу см. в «Živ. st. Slov. », I, 64. См. также W. Abraham, Zawarcie małżenstwa (Львов, 1925), 221.
25 «Житие св. Вацлава» (Pastrnek, Věstnik Král uć. spol., 1903, VI, 42); Лаврентьевская летопись под 1192, 1194 годами (см. также под 1212 годом); Gallus, I. 1 (Biełowski, Mon. Pol. Hist., I, 395, 398). См. «Život st. Slov. », I, 63, sl. К. Potkański, Postrzyžyny и Słowian i Germanów (Rozprawy, Akad., Krakow, 1895, Ser. II, tom VII), ES. Krauss, Die Haarschurgodschaft bei den Südslawen (Intern. Arch. f. Ethnol., 1894, 163), A. Naegle, Die feierliche Haarschur und Haarweihe des heil. Wenzel (Mitth. das Ver. f. Gesch. Deutsch. in Böhmen, LV, 110, 1917).
26 Cм. Potkański, I, c. 334. В Белоруссии на свадьбах постриги практикуются также и на взрослых.
27 См. Летопись под 1192 г. и сообщение М. В. Довнара-Запольского в «Этнографическом обозрении», 1894, IV, 38.
28 Подробности см. в «Živ. st. Slov. », І, 66.
29 О данных, относящихся к историческому периоду, см. в «Živ. st. Slov. », І, 67.
30 Kosmas, I. 27. (Fontes rerum bohemicarum, II. 40).
31 Сумцов Н. Ф., Культурные переживания, Киев, 1890, 187, 355.
32 Подробности см. в «Živ. st. Slov. », І, 69.
33 См. «Živ. st. Slov», І, 95. Другой древний термин посадъ, засвидетельствованный с X века и соответствующий греческому γάμος, мне неясен (И. И. Срезневский, Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. СПб, 1902, II, 1226).
34 Лаврентьевская летопись, 123: «Поляне... брачный обычай имяху: не хожаше зять по невесту, но приводяху вечеръ, а завътра приношаху по ней что вдадуче. А древляне живяху звериньскимъ образомъ, живуще скотьски: убиваху другъ друга, ядаху вся нечисто, и брака у нихъ не бываше, но умыкиваху у воды девиця. И радимичи и вятичи и северъ одинъ обычай имяху... браци не бываху въ них, но игрища межю селы, схожахуся на игрища, на плясанье и на вся бесовьская песни, и ту умыкаху жены собе, с нею же кто съвещашеся; имяху же по две и по три жены... Си же творяху обычая кривичи и прочии погании, не ведуще закона божия, но творяще сами собе законъ». (Цитируется по ПВЛ, АН CCCP, 1950, I, 15. )
35 Saxo (ed. Holder), 156. См. «Živ. st. Slov. », І, 71.
36 Das Homiliar des Bischof von Prag, ed. F. Hecht (Prag, 1863), 22.
37 Более подробные данные см. в «Ziv. st. Slov. », І, 72.
38 Так, согласно толкованию Миклошича (Etymologisches Wörterbuch, 214) и Зубатого (Archiv für sl. Phil., XVI, 404), слово невеста значит неизвестная, то есть взятая откуда-то. Другое толкование от этого корня («та, которая не познала мужа») предложил Н. Трубецкой («Slavia», I, 12).
39 Ibrâhîm îbn-Jákûb, ed. Westberg. 31, 53, 93.
40 См. сноску 34.
41 «Živ. st. Slov. », І, 72-74.
42 Veno от vedmno. Ср. лат. термин venum, греческ. eÃδνυν, ahd. widamo.
43 См. Hirt, Indogermanen, 436; Schrader, Reallexicon d. indogerm. Alt., 110, 353, 652. Остальную литературу см. в «Živ. st. Slov», І, 73, 75.
44 Литература, описывающая свадьбы у различных славянских народов, весьма обширна. См. «Živ. st. Slov. », І, 75, 381. Попытку написать обобщающий труд сделал J. Piprek, «Slawische Brautwerbungs- und Hochzeitgebräuche», Wien, 1915, Suppl. zur Zeitsehr. f. öst. Volkskunde. Серьезную книгу, в которой собраны все древние славянские свидетельства, и прежде всего польские, опубликовал W. Abraham, «Zawarcie małžeństwa w pierwotnem prawie polskiem» (Львов, 1925). Эта работа подтверждает и расширяет наши представления о древнем славянском свадебном обряде. Однако автор уделяет основное внимание правовому положению женщины в славянской семье.
45 Отсюда древнее, засвидетельствованное еще в ІХ-Х веках выражение — жену водити, приводити (в славянском переводе Номоканона) и древнерусская «водимая» — законная жена.
46 Опубликован K. M. Оболенским; «Временник Московского общества истории и древности Российских», IX, М., 1851. См. «Živ. st. Slov», І, 112.
47 Происхождение этого термина неясно, но он засвидетельствован и в литовском языке. См. Berneker, Etym. Wörterb., 577, s. v. Korvaj.
48 Этот обычай, по всей вероятности, перешел от соседних тюрко-татар.
49 Свидетельства см. в предписаниях чешских, польских и русских епископов ХІ-ХІV веков, приведенных в «Živ. st. Slov. », І, 97. См. также «Заповедь св. отец» XI века.
50 См. «Živ. st. Slov. », І, 97-98, 381
51 «Слово некоего Христолюбца». Этот важный трактат, отмечающий различные пережитки язычества, сохранился в рукописи XV века в Новгородской библиотеке и опубликован Н. С. Тихонравовым, Летописи... IV. 94. См. также «Živ. st. Slov. », I, 91.
52 Kosmas, под 977 г. (Fontes rer. bohem., II. 40). «Житие св. Людмилы» (Fontes, I, с. 1, 123), грамота Ярослава Владимировича от 1195 года (Μ. Φ. Владимирский-Буданов, Хрестоматия по истории русского права, I. 94).
53 Казвини (Charmoy, Relation, 343).
54 Лаврентьевская летопись, 74 (под 980 годом).
55 Н. С. Тихонравов, I, с. 92. Аналогичным образом это описывается в «Слове св. Григория»; см. Е. Аничков, Язычество и древняя Русь. СПб., 1914, 29, 61.
56 Е. Е. Голубинский, История русской церкви, I, 2 изд., 538; Владимиров, Поучения, III. 247. В болгарском сборнике XIII века мы также читаем «обручена жена» (Stanne, VI. 117) и у Syntagma Vlastarově, ed. Novakovič, 42.
57 Русская Историческая библиотека, VI, 99.
58 Лаврентьевская летопись, 13 (ПВЛ, I. 15); Ибн Русте, изд. Хвольсона, 30; Казвини (Charmoy, Relation, 343). Ряд русских церковных запретов см. в «Živ. st. Slov. », I, 98.
59 Kosmas, I. 36 (о двух-трех женах см. под 1002 годом). См. также I. 29.
60 Canaparius, Vita Sti Adalberti, XI (Vita auct. Brunone, XI).
61 Kosmas, II. 4, см. также homiliář Opatovický (ed. Hecht), 22.
62 Herbord, II. 18, 34; Ebbo, I. 12; Friedrich. Cod. dipl. Boh., I. 11; Kosmas, bulh. (ed. Popruženko), 66.
63 Ibrâhîm (ed. Westberg), 59.
64 Лаврентьевская летопись, 78 (ПВЛ, 57) под 980 годом.
65 Я.. А. Гаркави, указ. соч., 101.
66 Bruno, Vita Adalberti (Fontes rer. boh. I. 1); Gallus, I. 5; Kadłubek, II. 8 (см. такую же традицию у Богухвала, I. 4, о Летке); Herbord, II. 22.
67 «Živ. st. Slov. », I, 100.
68 Fredegar, IV. 48.
69 См. свидетельства в «Živ. st. Slov», I, 102. К ним следует присоединить homiliář Opatovický (ed. Hecht), 82, акты синода Бамберского от 1057 (Jaffé, Bibl. rer. germ., V, 497) и «Заповедь св. отец» (Е. Е. Голубинский, История русской церкви, I. 2, 548). О полиандрии у южных славян в новое время см. статью Tih. Dorđevićovo в «Revue des Études slaves», IV, 101 и cл.
70 Mauric., Strat., XI. 5; Leon, Tactica, 18, 105 (Женщины славян целомудренны независимо от всякого верования — uãπερ πa½σαν φύσιν a¹νθρώπου); Bonifacius (Jaffé, Mon. Moguntia, 172); Kardîzî, ed. Bartold, 123; Mašudî (ed. Rozen, 56).
71 Kardîzî, 1. с. Thitmar, VIII. 2 (IX. 2); Canaparius, Vita Adalb., 12, 19. См. «Živ. st. Slov», I, 105.
72 См., в частности, сочинение Е. В. Аничкова, Весенняя обрядовая песнь на западе и у славян, Пб., 1905, и статью А. Н. Веселовского, Гетеризм, побратимство и кумовство в купальской обрядности, ЖМНП, 1894, ч. 291, февраль, отд. II, 287 след., 316 след.
73 Опубликовал Оболенский («Временник Московского общества истории и древности Российских, IX, 1851, 3-4), выдержки см. в «Živ. st. Slov. », I, 113. О распутстве, которым сопровождались эти празднества, упоминает и Длугош (ed. Przezdziecki), I. 48. На него же, очевидно, указывает в Чехии и Козьма Пражский (I. 3, 36). См. Bruno, Vita Adalberti, 11.
74 Подробности см. в «Živ. st. Slov. », I, 109-116.
75 Масуди, у ал-Бекри (ed. Rozen), 56. Аналогичное, но искаженное известие имеется у Гардизи (ed. Bartold), 123.
76 «Živ. st. Slov. », I, 119 и далее. Очень многое для понимания древних обычаев дает работа Т. Волкова «Les rites et usages nuptiaux en Ukraine» («L'Anthropologie», v. II, III).
77 Польский статут из Эльблонга, ст. XVII (XIII в. ).
78 См. выше, с. 208
79 А. Я. Гаркави, указ. соч., 101.
80 Saxo (ed. Holder), 578.
81 Mon. Germ., Script., XXIX, 314.
82 B. B. Латышев, указ. соч., I, 173.
83 «Živ. st. Slov. », I, 125.
84 Berneker, Etymologisches Wörterbuch, I, 651.
85 Jakob, Handelsartikel der Araber, 10-13; Гаркави, указ., соч., 222, 234; Chormoy, Relation, 329. Русские князья, как это видно из «Жития Феодосия» (изд. Филарета), 42, также имели в своих гаремах евнухов.
86 Лаврентьевская летопись под 1089 годом (ПВЛ, АН СССР, с. 137).
87 Рrосор., III. 14; Mon., Germ., Auct. ant., XI, 390; Eigilis, Vita S. Sturmi, 7 (ibid., II, Series Scriptorum, 369).
88 Д. Маринов, «Жива Старина», 489.
89 Helmold, I. 64.
90 А. Я. Гаркави, указ. соч., 93.
91 «Živ. st. Slov. », I, 138. 791-792. Исчерпывающее объяснение представил M. Мурко в «Wörter und Sachen», V. 11 и cл. (Сам он — за римское происхождение бани. )
92 Первая каменная баня (баньное), каких до этого на Руси не было, была построена в Переяславле в 1090 году (Лаврентьевская летопись, 202, ПВЛ, I, 137). Баня засвидетельствована уже в Номоканоне Иоанна Схоластика в IX-X вв. (А. Соболевский, Материалы, 144).
93 Herod., IV. 73-75.
94 См. мое объяснение в «Živ. st. Slov. », I, 135-140.
95 См. «Živ st. Slov. », I, 136, 791, где, кроме того, имеется подробное толкование различных гипотез Мерингера и Рамма, касающихся перехода германского stuba в славянское иcтъба и греко-скифского κάνναβις в славянское копелъ.
96 Лаврентьевская летопись (ПВЛ, I, с. 12). Так, мы читаем об Ольге, что она приказала приготовить древлянам баню в деревянном доме, в котором затем сожгла их (Лаврентьевская летопись, под 945 годом, ПВЛ, I, с. 41). Описание, сделанное Масуди, см. у аль Бекри (ed. Rozen), 57.
97 Fontes rer. bohem., I. 223 (stuba); Herbord, II. 16 (stupa). В отношении Польши см. только упоминание Кромера [Polonia (ed. 1901), 47].
98 См. свидетельства, приводимые в «Živ. st. Slov. », I, 135. См. также: Mansikka, Religion der Ostslaven, I. 174, 183. Зато о разрисовке или татуировке тела у славян известий нет, хотя это и засвидетельствовано у ряда соседей славян («Živ. st. Slov. », I, 161).
99 См., что пишет Ибн Фадлан под 922 годом о русах среди восточных славян (А. Я. Гаркави, указ. соч., 94, 111); каждый дружинник киевского князя имел слугу, который причесывал ему волосы.
100 «Živ. st. Slov. », I. 144-151, tab. III, IV. Третья форма — бронзовый гребень — является редкой и занесена к восточным славянам с Востока.
101 Там же, I, 152, tab. V.
102 Там же, I, 156.
103 Там же. См., в частности, известие о мораванах около 900 года (Friedrich, Codex Boh., I. 32).
104 Там же, 1, с.
105 Выражение зьрцало мы находим уже в Беседах папы Григория (Х-ХІ вв. ).
106 «Živ. st. Slov. », I, 158-161. Такие же зеркала имели кочевники V-VIIІ вв. в Венгрии.
107 См. у Длугоша, который в начале своей хроники перечислял богатства польских земель.
108 Pseudocaes., Dialogi. 110 (Migne, Patr Gr. XXXVIII, 986). См. «Živ. st. Slov. », I, 165.
109 См. «Živ. st. Slov. », I, 166.
110 Там же, 169.
111 Точка зрения Я.. Пейскера, разумеется, совершенно иная. По его мнению, славяне для своих нужд скот не выращивали и лишь видели его у своих германских и тюрко-татарских господ, у них же, разумеется, они видели и основанное на разведении скота молочное хозяйство. По его мнению, древнеславянское млеко (от melko) было перенято от германского melca, а слово тварогъ было заимствовано опять-таки из какого-то тюрко-татарского языка (ср. джагатайское turak, тюркское torak). Однако такое толкование как по существу, так и с лингвистической точки зрения неправильно. По существу, оно неправильно потому, что в обоих случаях на основании заимствований из чужого языка (даже если бы эти слова действительно были заимствованы), нельзя делать вывод, к которому пришел Пейскер; с лингвистической же точки зрения оно ошибочно потому, что факт заимствования обоих слов серьезно опровергается некоторыми исследователями (Ягич, Янко, Бернекер. отчасти и Брюкнер). Млеко — это, по всей вероятности, древнее индоевропейское слово, которое славяне сохранили с древнейшей эпохи индоевропейского единства, а слово тварогъ Янко истолковывает как собственно славянское, образованное от слова творити, то есть мять свернувшееся молоко. Такое же толкование представил еще до него Г. Гей (см также С Младенов, Revue des Études slaves, IV, 1924. с. 195). Свою точку зрения Я. Пейскер изложил в следующих работах: Die älteren Beziehungen der Slaven zu Turkotataren und Germanen, (Berlin, 1905, перепечатка из Vierteljahrschrift für Sozial und Wirtschaft Gesch., III, 1905); Neue Grundlagen der slav. Altertumskunde (Stuttgart, 1910), The expansion of Slaves (The Cambridge Medieval History, II, 1913). Сделанный мною подробный критический разбор комментария Пейскера можно найти в «Živ. st. Slov. », I, 167, III, 135, 146 и в моей статье в «Revue des Études slaves», II, 1922, с. 19
Дата добавления: 2015-10-09; просмотров: 576;