Геосферная и геокомплексная концепции физической географии
Мировая географическая наука в обоих своих крыльях (природном и общественно-географическом) оформилась именно на рубеже XIV—XX вв. В физической географии в это время возникли две концепции, которые в основном и определили дальнейшее развитие этого крыла географии: геосферная и геокомплексная.
Важнейшие положения первого направления нашли отражение в работах Ф. Рихтгофена, Д. Н. Анучина, А. Гейки, Ф. Ратцеля, П. И. Броунова и некоторых других ученых.
Достаточно четко эти положения изложены в работе Фердинанда Рихтгофена (1833-1905 гг.), одного из крупных представителей немецкой географической школы, "Задачи и методы современной географии" (1883 г.). По Рихтгофену, предметом географии является не земной шар в целом (это предмет изучения геофизики), а лишь земная поверхность, понимаемая как целостная организация, образованная взаимодействием четырех сфер: лито-, атмо-, гидро- и биосферы.
Земная поверхность состоит из сегментов четырех уровней – главные подразделения Земли, основные районы, ландшафты (мелкие районы) и местности. Каждый уровень деления земной поверхности изучается своим методом. Что касается изучения сфер, то они рассматриваются с точки зрения формы, состава, преобразований, происхождения. Таким образом, у Рихтгофена сильно представлен принцип изучения причинных связей между структурными частями внешней оболочки Земли.
Ученый предложил также классификацию географических наук, выделяя физическую географию, изучающую атмосферу, гидросферу и сушу земного шара; биогеографию (включающую фито- и зоогеографию) и антропогеографию, куда он относил и экономическую географию.
Аналогично, но, по-видимому, независимо от Рихтгофена, рассуждал русский ученый Роберт Иванович Аболин, когда он писал, что все поверхностные образования (эпигены) "в своей общей совокупности представляют одно сложное географическое явление, сложное комплексное образование, в виде эпигенемы, выстилающее всю сушу от экватора до полюсов". Далее он также устанавливает иерархию этого явления: эпигенема – эпизона – эпиобласть – эпитип – эпиморфа. При этом он не различает терминологически "ландшафтологический" и "эпигенологический" способы изучения. Если к этому добавить, что Аболин выделял эпигенему только на суше, можно заключить, что, по его мнению, природа суши и океана существенно различаются, и эпигенологический подход применим только к земной суше.
Таким образом, на рубеже веков был обозначен объект физической географии в ее общеземлеведческом направлении. Этот объект назывался по-разному: у Ф. Рихтгофена – земная поверхность, у Э. Ю. Петри (1892 г.) – наружный покров, у П. И. Броунова (1910 г.) – наружная оболочка, у Р. И. Аболина – эпигенема, но, так или иначе, можно говорить о том, что основная теоретическая концепция физической географии была заложена, хотя еще не были разработаны специфические методы исследования и еще не были получены соответствующие результаты этих исследований. Поэтому концепция геосфер в тот период еще не получила законченной формы теоретической системы – учения.
Другое, геокомплексное, направление физической географии видело свою главную задачу в обследовании локальных единств природы земной поверхности. В становлении этого направления, получившего впоследствии название "ландшафтоведение", сыграли свою роль ученые многих стран. Географию как науку, изучающую географические комплексы, охарактеризовал в 1889 г. видный русский ученый Андрей Николаевич Краснов в речи, произнесенной, по обыкновению того времени, при вступлении на должность профессора географии в Харькове.
При совершенно аналогичной ситуации в Мюнхене в 1906 г. немецкий географ Отто Шлютер (1872-1959 гг.) назвал географию наукой о ландшафтах – пространствах, доступных обозрению. В качестве элементов ландшафта он назвал политику, экономику, рельеф, среднестатистические показатели климата и др.
Первое специальное определение понятия "ландшафт" было сделано другим немецким географом Зигфридом Пассарге (1867-1958 гг.), выделившим естественные ландшафтные области Африки (на примере Южной Африки он установил 20 ландшафтов, отнесенных к 12 типам).
Он писал: "При исследовании больших, не однообразных, областей, современная география видит основную задачу в выделении природных ландшафтов, то есть тех регионов, в которых строение почвы и климата, растительного и животного мира, а также относящиеся к ним люди и их культура обнаруживает однородную связь".
Впоследствии он же разработал иерархию морфологической структуры ландшафта, подготовил вышедшую в 1913 г. специальную теоретическую работу, посвященную ландшафтной географии, вкоторой определил естественный ландшафт как область, в которой орография, геологическое строение, геоморфология, климат, орошение, растительный и животный мир, т.е. все те компоненты, которые относятся к природе территории, обнаруживают соответствие "во всех существенных пунктах".
Во Франции, благодаря деятельности Поля Видаль де ля Блаша – основателя известной научной школы географии человека, возникла идея однородных территорий (пейи), где имеет место тесное взаимодействие человека со средой. Эта идея впервые была высказана П. Видалем в его профессорской речи в 1899 г. Под пейи подразумевалось протяженное пространство, имеющее определенную таксономическую иерархию. Одновременно термином "пейзаж" обозначался облик территории, обозреваемый с одной точки, создаваемый природой и образом жизни населения. То и другое является предметом исследования географии.
В 1905 г. английский ученый А. Дж. Гербертсон сделал схематическое деление мира на основе единства рельефа, климата и растительности. Он полагал, что можно выделить районы разных масштабов вплоть до неделимого сегмента пространства.
Высшие единицы этого деления – "типы естественных районов" отражают наиболее общие широтно-зональные сходства и различия природы земной поверхности; подразделения второго порядка выделены с учетом долготно-климатического фактора и крупных черт рельефа и приближаются к "секторам" в современном значении этого термина".
На русской почве ландшафтоведение больше всего связано с именем выдающегося отечественного географа академика Льва Семеновича Берга (1876-1950 гг.). В своем докладе в Русском географическом обществе 11 октября 1913 г., стремясь определить место географии, ее содержание и задачи, он подчеркнул, что эта наука занимается изучением горизонтального и вертикального распределения предметов и явлений в пространстве: в верхних горизонтах земной коры, атмосфере и гидросфере, причем это изучение, по Бергу, распространяется на настоящее, прошлое и будущее. "Что же представляют собой закономерные группировки предметов органического и неорганического мира на поверхности Земли? Это есть ландшафты. Итак, география есть наука о ландшафтах", - писал Л. С. Берг.
Ему принадлежит первое зонально-типологическое деление ландшафтов нашей страны и первое отечественное определение понятия ландшафта: "Под естественными ландшафтами следует подразумевать области, сходные по преобладающему характеру рельефа, климата, растительного и почвенного покровов. Другими словами, ландшафты есть известные, регулярно повторяющиеся комплексы или сообщества форм рельефа. Из этого ясно, что деление по ландшафтам разнится от деления по формам рельефа, как общее от частного".
Обратим внимание и на другое определение ландшафта, сделанное Бергом значительно позже: географический ландшафт - это "совокупности или группировки предметов и явлений, которые будучи окаймлены природными границами представляют нечто взаимно обусловленное, где части влияют на целое, а целое на части...".
Примеры ландшафтов, по Л. С. Бергу: ельники лесной зоны низин, Валдайская возвышенность, пески пустынной зоны, Среднесибирское плоскогорье, снеговая зона Тянь-Шаня. Группировки ландшафтов образуют ландшафтные зоны. При этом ученый подчеркивал: "В ландшафте нельзя изменить одной части, чтобы не изменились все остальные. Влияние географического ландшафта на организм двоякое: преобразующее и отбирающее".
В ландшафтоведении Берг был продолжателем классических работ В. В. Докучаева. Большой вклад в развитие этого направления внесли многочисленные ученики Докучаева - геоботаники, лесоводы, почвоведы. Роль этого великого русского ученого в развитии географической науки заслуживает особого внимания.
Дата добавления: 2015-10-09; просмотров: 1788;