Маховые упражнения. Размахивания в висе(рис. 183)—ведущий компонент движений, выполняемых большим махом
Размахивания
Размахивания в висе(рис. 183)—ведущий компонент движений, выполняемых большим махом. Они состоят из последовательных махов вперед иназад. Для освоения сложных маховых упраж-
нений необходимо в совершенстве овладеть их общей технической основой — размахиванием. Особенно важно сделать это в начальной стадии обучения. Поскольку размахивания состоят из повторяющихся махов вперед и назад, рассмотрим один из них, например из крайнего положения маха вперед в крайнее положение маха назад.
Незначительно опережая спиной и тазом движение ног, спортсмен перемещается вниз и, проходя нижнюю вертикаль, выполняет энергичное хлестообразное бросковое движение ногами по дуге назад-вверх. Примерно то же происходит и при махе вперед, но в первой части маха движение опережает передняя поверхность туловища. Необходимо обратить особое внимание на прохождение виса, положение тела в конечных точках маха (достижение уровня горизонтали) и постоянное натяжение тросов колец.
Последовательность разучивания:
а) освоение правильного виса;
б) размахивания малой амплитуды в висе выпрямленным
телом;
34Ф
в) освоение конечных положений маха на перекладине и коль
цах (с помощью);
г) постепенное увеличение амплитуды маха с сохранением тре
бований, предъявляемых к технике выполнения.
Движения махом вперед
1. Подъем махом вперед в упор(рис. 184) относится к довольно сложным упражнениям, хотя и не требует особой физической
подготовленно с т и. Он служит связующим движением для перехода из виса в упор. После предварительного маха назад, маха назад из упора или из стойки на руках гимнаст перемещается до нижней вертикали и, проходя ее, выполняет кратковременное хлестообразное брос-ковое движение ногами по дуге впе-
ред-вверх. До того, как ноги достигнут уровня хвата, спортсмен резко тормозит движение ногами активными рывковыми движениями руками в стороны-кверху и туловищем вперед-вверх, прогибаясь в поясничном отделе позвоночника. За счет активного торможения ног плечи поднимаются над опорой, и гимнаст выходит в упор. Важно, чтобы руки оставались прямыми и голова была слегка наклонена вперед.
Последовательность разучивания:
а) подъем силой;
б) из виса на кольцах, опираясь согнутыми в тазобедренных
суставах ногами, рывковые движения руками и туловищем с вы
ходом в упор, используя дополнительную опору ногами;
в) подъем махом вперед после небольшого'маха с помощью
(придерживая ноги, помогая под спину или под таз);
г) выполнение подъема самостоятельно, постепенно увеличивая
амплитуду маха.
2. Подъем переворотом в упорчасто встречается в упражнениях гимнастов младших разрядов. Чтобы выполнить его на высоком уровне, необходимо освоить подъем переворотом близко к стойке на руках с последующим опусканием в упор.
3. Сальто назад— один из основных соскоков, от успешного овладения которым зависит степень освоения всех последующих соскоков этой группы. После выполнения предшествующего элемента (выкрута назад, спада назад из стойки на руках) гимнаст подготавливаетсяк хлестообразному движению ногами, что дости-
гается прогибанием в поясничном отделе позвоночника, а также расслаблением ног в коленных суставах. Проходя нижнюю вертикаль, он выполняет активное хлестообразное бросковое движение, резко сгибаясь в тазобедренных суставах, и энергично тянет кольца прямыми руками назад-в стороны. В момент приближения ног к верхней вертикали гимнаст отпускает кольца.
В полете тело гимнаста прямое, что позволяет в последующем усложнять данный соскок. Перед приземлением он начинает слегка сгибаться в тазобедренных суставах и поднимает руки вверх-в стороны.
Последовательность разучивания:
а) размахивания в висе с акцентированным броском ногами
вперед-вверх и энергичной тягой колец руками назад-в стороны;
б) соскок переворотом назад, сохраняя прямое положение тела
в полете;
в) сальто назад на батуте, с трамплина, сохраняя прямое по
ложение тела в полете;
г) сальто назад на кольцах.
Движения махом назад
1. Высокий выкрут вперед прогнувшись относится к довольно сложным связующим элементам, выполняемым большим махом назад. Широко используется в упражнениях гимнастов старших разрядов, но технически совершенное выполнение доступно лишь" спортсменам, обладающим наряду с хорошей подвижностью в плечевых суставах и поясничном отделе позвоночника достаточной силой мышц плечевого пояса и спины. В высоком выкруте вперед прогнувшись с последующим махом назад плечевые суставы, определяющие характер виса, поднимаются над уровнем колец.
Сделав предварительный мах вперед (обязательное условие!), необходимый для выполнения этого упражнения, гимнаст приближается к нижней вертикали, «провисая» в плечевых суставах (голова опущена на гоудь) и незначительно опережая «округленной» спиной движение ногами. С началом движения ногами кверху он активно нажимает руками вниз-в стороны и несколько отводит голову назад.
Дождавшись в таком положении, когда ноги пройдут верхнюю вертикаль, и постоянно нажимая руками на кольца, спортсмен выводит немного плечи вперед и слегка опускает голову на грудь. Приближаясь к горизонтали, он выпрямляется и наклоняет голову вперед; руки (по отношению к туловищу) принимают положение вперед-вверх-наружу, продолжая ощущать опору о кольца.
Последовательность разучивания:
а) размахивания в висе;
б) выкрут вперед прогнувшись;
в) выкручивание вперед, сохраняя опору при положении плеч
на уровне хвата (с помощью, поддерживать под таз и ноги);
г) высокий выкрут вперед прогнувшись.
2. Подъем махом назад в упор— сложное упражнение, выпол-
няемое большим махом назад, требующее приложения значительных физических усилий. Выполняется после маха дугой, выкрута вперед и переворота вперед из стойки на руках (первая половина большого оборота вперед). Перемещаясь к нижней вертикали и сохраняя округленной спину, спортсмен максимально провисает в плечевых суставах, после чего начинает активное бросковое движение ногами назад. Усиливая мах ногами назад-кверху, он начинает активно нажимать руками на кольца в стороны-книзу. Одновременно с этим туловище перемещается до уровня колец, а ноги несколько выше. Этот момент характеризует'переход из виса в упор. Используя набранную скорость и прилагая значительные усилия, гимнаст выходит в упор.
Последовательность разучивания:
а) лежа на коне лицом вниз, имитационное движение руками
с резиновым амортизатором, укрепленным над головой;
б) высокий выкрут вперед;
в) высокий выкрут вперед и подъем махом назад, сохраняя
темп выкрута;
г) из упора стоя на низко опущенных кольцах махом одной и
толчком другой упор (тело горизонтально);
д) серия высоких выкрутов вперед с постепенным увеличением
высоты;
е) подъем махом назад в упор с помощью подвесного пояса;
ж) подъем махом назад в упор.
3. Сальто вперед согнувшись относится к числу довольно распространенных соскоков, выполняемых большим махом назад; встречается в произвольных программах гимнастов многих разрядов. Наиболее доступен спорстменам с «мягкими» плечами, хорошо владеющим размахиваниями и выкрутом вперед. Исполняется сальто вперед согнувшись, как правило, после выкрута вперед или переворота вперед со стойки на руках.
Проходя нижнюю вертикаль, гимнаст выполняет сильное бросковое движение ногами назад-кверху, а руками, постепенно разводя их в стороны, нажимает на кольца (необходимо, чтобы в момент подъема плечи были ниже ног, то есть чтобы они по ходу движения несколько отставали от ног). Пройдя горизонтальное положение и по возможности сохранив скорость, набранную ногами, гимнаст отпускает кольца. Вслед за этим спортсмен, стараясь удержать ноги в конечной точке маха, резко «складывается» в тазобедренных суставах, приближая туловище к ногам. Заканчивая вращение, он полностью разгибается и выполняет правильное приземление.
Последовательность разучивания:
а) размахивание в висе с акцентированным броском ногами
назад-кверху, сохраняя опору руками о кольца, незначительно
разводя их в стороны;
б) соскок после высокого выкрута вперед согнувшись;
в) сальто вперед согнувшись с трамплина, на батуте;
г) сальто вперед согнувшись с колец.
Движения разгибом
1. Подъем разгибом в упор углом(рис. 185) является широко распространенным элементом, выполняемым в упор. Чаще встречается в упражнениях гимнастов старших разрядов. Выполняется в основном из высокого виса согнувшись. Возможно выполнение
Далее, с одновременным разгибанием в тазобедренных суставах вверх-назад следует энергичная' тяга прямыми руками вниз-в стороны, что определяет высокое поднимание туловища и плеч вверх. Выводя руки в стороны-вперед и незначительно прогибаясь в грудной части туловища, спортсмен продолжает перемещаться
в соединениях (например, после- выкрута вперед, после опускания из стойки на руках в вис прогнувшись и т. д.). Разгибанию предшествует «складывание» в тазобедренных суставах и вместе с тем активное провисание в плечевых. Эти действия предопределяют" эффективность последующего разгибания. При «складывании» не рекомендуется низко опускать таз. Сразу вслед за этим гимнаст резко разгибается в направлении вверх-вперед до угла в тазобедренных суставах чуть больше прямого (таз направляется в кольца), а затем резко затормаживает движение ногами. Одновременно он энергично нажимает на кольца вниз, под себя, слегка разводя их в стороны. Плечи за счет перераспределения количества движения и за счет активных действий руками быстро поднимаются вверх. Гимнаст принимает упор углом, фиксируя конечное положение.
Последовательность разучивания:
а) из положения высокого виса согнувшись сгибание в тазо
бедренных суставах до виса согнувшись (активно провисая в кон
це движения в плечевых суставах);
б) подъем разгибом в упор углом из упора на руках согнув
шись на брусьях;
в) подъем разгибом в упор углом на низких кольцах с помо
щью (под спину и таз) и без нее.
2. Выкрут назад(рис. 186) является важным стартовым и связующим элементом. От техники его исполнения во многом зависит качество выполнения последующего элемента, его легкость и зрелищность. Из положения высокого виса согнувшись (почти виса прогнувшись) гимнаст пружинисто «складывается» в тазобедренных суставах до полного сгибания (вис согнувшись). Таз при этом не опускается, сохраняя приподнятое положение.
вверх, занимая в конце выкрута положение над осью хвата: плечи поднимаются выше уровня колец, и еще выше находятся бедра.
Продолжая выведение рук вперед, гимнаст перемещается грудью вниз. Сводя кольца, гимнаст плавно переходит в вис.
Последовательность разучивания:
а) из виса сзади стоя имитация выкрута без движения ног;
б) выкрут назад на низких кольцах с помощью (два партнера
помогают поднять плечи и придерживают ноги);
в) выкрут назад в соскок;
г) выполнение выкрута со страховкой и без нее.
3. Подъем назадв упор(рис. 187)—распространенное упражнение, широко используемое преимущественно в программах стар-" ших разрядов. Требует определенной силовой подготовки. Основой выполнения подъема назад являются сгибательно-разгибатель-ные действия в тазобедренных суставах в сочетании со специфической работой рук.
Из положения высокого виса согнувшись гимнаст приближает ноги к туловищу («складывается»), сохраняя при этом приподнятое положение таза. Сразу же после этого начинается активное разгибание ногами вверх по тросам, сочетающееся с энергичной тягой колец руками вниз к плечам. Необходимым условием выполнения этих действий является «закрытое» положение туловища («округленная спина»), голова при этом опущена на грудь. Дальнейшее движение ног кверху притормаживается, кисти с кольцами поворачиваются наружу, и спортсмен выходит в упор.
Выпрямляя руки в локтевых суставах и поднимая голову, гимнаст принимает конечное положение подъема. При этом таз находится на уровне плеч, а ноги за счет небольшого прогиба в тазобедренных суставах несколько выше.
Затем спортсмен опускается в упор.
Последовательность разучивания:
а) из виса согнувшись активное разгибание ногами вверх по
тросам с энергичным подтягиванием руками;
б) из «закрытой» стойки на согнутых руках на брусьях резкое
разгибание рук в локтевых суставах в положение, близкое к стой
ке на руках (с помощью, самостоятельно);
в) то же упражнение на кольцах;
г) подъем назад в упор на кольцах.
УПРАЖНЕНИЯ НА КОНЕ
Дата добавления: 2015-10-05; просмотров: 2317;