Характеристика упражнений. Движения гимнаста на коне представляют собой боковые махи разведенными или сомкнутыми ногами

Движения гимнаста на коне представляют собой боковые махи разведенными или сомкнутыми ногами. В процессе то маятникооб-разного, то кругового перемещения точек тела по горизонтали в упоре на прямых руках выполняются перемещения нижней части тела через снаряд— перемахи. Почти при каждом перемахе одной или двумя ногами приходится отпускать опору и ставить руку на нее лишь после перемещения нижней части тела над снарядом как можно быстрее.

Чтобы правильно обучать каждому конкретному упражнению, необходимо знать хотя бы основные характерные черты этих необы­чайно сложных по составу и структуре колебаний и вращений. Прежде всего надо постоянно учитывать, что хотя упражнения и на­зываются перемахами ногами, выполняются они не изолированно одними ногами, а в результате противоположных по направлению перемещений верхней и нижней частей тела вокруг точки или оси, проходящей примерно через о. ц. т. тела. Причем управляющие воз­действия идут от опорных звеньев — рук и плечевого пояса. Напри­мер, для перемаха правой ногой гимнаст в упоре или с прыжка на­правляет плечевой пояс вперед и влево, а затем нижнюю часть


тела и ноги вправо. Когда правая нога достигнет высокой скорости подъема, он освобождает правую ручку и выполняет собственно пе-ремах правой ногой вперед.

Поскольку главные действия (по мощности и продолжительнос­ти) выполняются во фронтальной плоскости, в сторону, в боковом направлении, это приводит (в отличие от действий на других сна­рядах) не к сгибаниям и разгибаниям, а к отведениям и приведени­ям в плечевых и тазобедренных суставах. Более того, привычные гимнасту сгибания и разгибания, перенесенные с других снарядов на коня, оказываются наиболее грубыми и стойкими ошибками. Они долго не позволяют ему понять рациональную технику и махов и кругов. Ошибочные сгибания и разгибания приводят к неустой­чивости равновесия, особенно при кругах двумя, мешают достичь максимума размаха колебаний и вращений.

Особенности временных характеристик движений на коне, их темп и ритм. Все движения ногами на коне следуют одно за другим без задержек; при этом ноги не должны касаться коня. Исключение составляют легкие, скользящие касания при некоторых махах од­ной ногой (но не при скрещениях).

Перемахи сходны по длительности перемещения ног над снаря­дом, поэтому и остальные действия соразмерны, то есть следуют почти в том же темпе. Почти равномерное чередование усилий рук на опоре, их отпускание и постановка на опору вновь, взмах ногой, ее торможение и опускание, отведение и приведение тулови­ща и другие многократно повторяемые действия создают своеоб­разный ритмический рисунок соединения перемахов и всей комби­нации в целом. Темп и ритм действий тоже являются предметом разучивания и запоминания, как и пространственные характеристи­ки, то есть частью содержания тренировки и критерием оценки вы­ступления в соревновании.

Сохранение равновесия в процессе выполнения комбинаций на коне. Равновесие сохранять трудно по нескольким причинам. В про­цессе выполнения упражнений следует как можно раньше найти такое взаимное расположение плечевого пояса, опоры и ног, чтобы добиться уравновешивания и после этого поддерживать равномер­ность их перемещения в противоположные от опоры стороны. При разучивании упражнений наиболее часты следующие ошибки: в упорах плечевой пояс недостаточно посылается вперед, а поэтому в упорах сзади остается слишком далеко за опорой; при перемахах вперед плечевой пояс отклоняется в противоположную сторону больше, чем при перемахах назад из упоров сзади. Надо добивать­ся строгой симметричности перемещений и по амплитуде, и по дли­тельности (вправо и влево, вперед и назад, по кругу).

Медленное, силовое выполнение махов и кругов невыгодно во многих отношениях, в том числе и для сохранения устойчивости вращения и колебания. Хотя чисто механические условия для со­хранения равновесия хуже в упоре на одной руке, для надежности техники важнейшее значение имеют активные, мощные действия непосредственно перед отпусканием рукой опоры. Например, при


 




скрещениях и других махах одной ногой нужно как можно силь­нее «разогнать» ноги, особенно «ведущую» (сообщить максималь­ное ускорение), в двухопорном положении и возможно дольше со­хранять высокую скорость их подъема. Одноименную маху руку следует снимать с опоры не ранее того момента, когда она будет мешать перемещению таза в сторону, то есть ее нужно как бы сби­вать с опоры, а не снимать заранее. В результате увеличения высо­ты подъема ног и всей нижней части тела, конечно, увеличится и продолжительность самой зрелищной части элемента, гимнаст сможет достичь совершенства формы, раскрыться и как бы даже на мгновение зафиксировать позу. Эта «затяжка» не помешает успеш­но завершить перемах, если еще в верхней точке маха подготовить­ся к возвращению свободной руки на опору: разогнуться в тазо­бедренных суставах с одновременным поворотом таза, притормо­зить ноги и быстро опустить руку за бедро.

В упражнениях на коне труднее, чем на других снарядах, увели­чивать размах движений ногами из-за невыгодных условий опоры и расположения рук относительно туловища, непривычного на­правления движений рабочих звеньев тела, ограниченных возмож­ностей для перемещения туловища в двухопорных фазах. Напри­мер, даже у выдающихся исполнителей при скрещениях тело не достигает горизонтального положения, а угол отведения равен 45°. Инерционные силы относительно невелики, поэтому не приходится, особенно рассчитывать на использование падения тела из верхних точек их пути, а больше расходовать энергию собственных мышеч­ных усилий. При разучивании и совершенствовании всех перемахов одной ногой и скрещений нужно постоянно добиваться увели­чения высоты подъема ног и нижней части туловища. Безупречны­ми считаются такие махи, при которых коленный сустав «ведущей» ноги поднимается через сторону до уровня головы, а в одноопорном положении таз находится ближе к свободной ручке коня. При кру­говых движениях двумя ногами совершенно выпрямленное тело следует удерживать возможно выше, дальше от рук и перемещать ступни по дугам наибольшего радиуса, что невозможно без значи­тельного ускорения вращения. Для самоконтроля за техникой кру­гов двумя ногами надо стараться так отводить туловище от рук по кругу, чтобы таз перемещался вокруг площади опоры, не пересе­кая ее.

Из-за небольшого размаха действий длительность их невелика; особенно кратковременно чередование фаз опоры. Поэтому гимнаст должен уметь быстро переключаться с ускоренного маха ногами на отталкивание рукой, затем на отведение туловища от опорной руки, на торможение опускания ног и быстрое возвращение свобод­ной руки на опору.

Все упражнения на коне выполняются как вправо, так и влево. Выполнение симметричных соединений в качестве учебных зада­ний помогает развивать специальную ловкость и совершенствовать координационные способности, специфичные для данного вида многоборья.









Дата добавления: 2015-10-05; просмотров: 1268;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.