Общество и природа
В широком смысле слова термином «природа» называют всю объективную реальность, существующую до и вне общества. С появлением общества природа разделяется на две части: связанную с деятельностью человека и несвязанную с ней.
Природа и общество представляют собой две различные, но связанные между собой формы бытия. Природа считается вечной и бесконечной, а человеческое общество ограничено в пространстве и во времени.
Изучая общество, нельзя его абсолютно противопоставлять природе. Человек и общество существуют и развиваются только в непосредственной связи с природой. Человек – часть природы, только особым образом организованная.
В истории возникновения, функционирования и развития общества непосредственную роль играет не вся природа, а лишь та её часть, которая окружает человека, входит в сферу его интересов, потребностей и представляет собой совокупность естественных условий жизни людей. Природные условия – это прежде всего физико-географическая оболочка Земли как внешняя среда обитания человека: 1) рельеф, почва, климат, водные ресурсы; 2) полезные ископаемые, флора, фауна и т. д.
Природа как условие жизни и развития общества не является постоянной и неизменной величиной. По мере развития общества в его жизнедеятельность включаются всё новые и новые природные силы. Прогрессивное развитие общества связано с интенсивным освоением и потреблением природных ресурсов.
Сегодня проблема взаимодействия природы и общества приобретает жизненно важное значение для дальнейшей судьбы цивилизации. Остро стоит проблема сохранения среды обитания человека как биологического вида. Надо уметь получать от природы всё необходимое для нормальной жизнедеятельности общества, но при этом не разрушать природу как целостность. Трагедия современного человечества состоит в том, что человек во взаимоотношении с природой оказался заложником результатов своей собственной деятельности. Человечество стоит на пороге экологического кризиса.
Основатель Римского клуба Аурелио Печчеи чётко сформулировал необходимость движения человечества к общепланетарному сознанию, в котором разумное отношение к природе является основой жизнеспособного будущего.
Нынешняя ограниченность человеческого разума является основным источником экологических бед человечества. Именно разум сделал среду обитания человека дискомфортной и опасной для его жизни. Для выхода из этой ситуации и преодоления экологического кризиса необходим новый политический порядок, основанный на сбалансированности интересов и деятельности различных стран и народов.
Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 983;