Социальная философия в России

Понимание особенностей развития социальной мысли России требует учета своеобразия русского национального характера, его духовных ориентации, «духа народа». Видимо, поэтому в социальной философии России преобладают психологические и культурологические тенденции, повышенное внимание к ценностям.

Особенности российской социальной мысли:

а) органический подход к обществу. Он заклю­чается в стремлении представить мир как некое иерархическое целое, где общество и человек хотя и своеобразные, но только элементы. Этим опре­деляется склонность мыслителей России к широчайшим социологическим обобщениям на основе описания всемирной социальной эволюции и прин­ципа единства микрокосма и макрокосма.

б) Этим определялось и своеобразие гносеологических посылок россий­ской социальной мысли. В. отличие от заложенной Р. Декартом европей­ской традиции выносить субъект познания за пределы бытия (объекта) общественная мысль России рассматривает, как правило, субъекта внутри бытия. Бытие же понимается как непрерывное становление социальности и ее субъекта, а соответственно познание бытия выступает как самопозна­ние субъекта, и, следовательно, процессы познания и преобразования бы­тия фактически совпадают.

в) стремление найти и обосновать общезначимый социальный идеал, руководствуясь ко­торым можно освободить общество от нарушающих его органичность тен­денций и ориентировать его для достижения органической це­лостности. Поэтому столь большое внимание исследователи уделяли русской общине, усматривая в ней орга­ническое начало, опора на которое позволит реализовать самобытный рус­ский путь социальной эволюции.

г) прикладная направленность социальной мысли, стремление найти истину ради спасения общества. Россия находится на стыке двух великих цивилизаций, называемых Западом и Востоком. Изначально в отечественной культуре столкнулись два мировых потока истории: европейский и азиатский. Российское государство никогда не было ни только западным, ни только восточным. Россия всегда имела собственную, отличную от других народов историческую судьбу. Россия была, с одной стороны, мостом между Востоком и Западом, с другой стороны – барьером, разделяющим Запад и Восток и предохраняющим их от столкновения друг с другом (Россия остановила великое нашествие монголо-татарских орд на Запад, два столетия противостояла турецкой империи, в то же время Россия остановила католическую экспансию Запада на Восток и не дала развернуться крестовым походам по всему континенту).

Социально-философская мысль в России развивается как часть общемировой социологической науки.

Испытывая влияние со стороны различных течений западной социальной философии, она вместе с тем выдвигает оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развития российского общества. В развитии социальной мысли в России исследователи выделяют три основных этапа. Первый этап - с середины XIX века до 1918 года, второй - с начала 20-х годов до конца 50-х годов, третий - с начала 60-х годов до наших дней.

Первый этап, прежде всего, связан с творчеством таких крупных социальных мыслителей, как П.Л. Лавров (1829-1900) и Н.К. Михайловский (1822-1904). Развиваемое ими направление социальной мысли получило название «субъективной социологии». Основополагающие идеи этого направления были впервые сформулированы в знаменитых «Исторических письмах» П.Л. Лаврова (1870 г.). В центре внимания субъективной социологии стояли разработка учения об обществе в целом, выявление закономерностей и направленности его развития. Личность в концепции субъективных социологов выступает не только главной движущей силой общества, но и мерилом общественного прогресса. Полноценное развитие личности, по мысли субъективных социологов, возможно только в рамках социализма.

Заметное место в социальной науке того периода занимаютработы М.М. Ковалевского (1851-1916). Ведущую роль в своей теории об обществе М.М. Ковалевский отводит учению о социальном прогрессе, сущность которого он видел в развитии солидарности между социальными группами, классами и народом. Одной из основных задач М.М. Ковалевский считал выявление сущности солидарности, описание и объяснение многообразных ее форм. В своих многочисленных работах М.М. Ковалевский активно использовал и развивал сравнительно-исторический метод. М.М. Ковалевский верил, что с помощью сравнительно-исторического метода через «параллельное изучение фактов и явлений общественной эволюции народов можно выявить общую форму поступательного движения общественной жизни».

На втором этапе продолжается развитие социальной философии. В 20-х годах издается обширная литература об обществе; наряду с разработкой теоретических вопросов разворачивались эмпирические исследования. Центральное место в них занимают исследования по социальным и социально-психологическим проблемам труда и быта рабочих и крестьян. В этой области наиболее плодотворно работали А.К. Гастев, С.Х. Струмилин, А.Ф. Журавский и др. В тот же период активно разрабатывались социальные проблемы города народонаселения и миграции (Н. Аи цифиров, А. Годулов, Б. Смулевич и др.), социальные проблемы культуры (И. Загорский, Н. Троянов ский, Р. Елизаров).

В настоящее время существует ряд академических, вузовских и независимых социологических центров, проводящих широкие эмпирические и теоретические исследования в самых различных областях общественной жизни.








Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 2860;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.