Основные направления социальной мысли в современном обществе

Развитие социальной философии в XX веке, во многом исходившее из принципов, выработанных М.Вебером и Э.Дюркгеймом, характеризуется возникновением многочисленных школ и направлений, каждое из которых по-своему уникально и требует к себе самого внимательного и серьезного отношения, ибо раскрывает перед нами ту или иную перспективу рассмотрения общества.

Как бы то ни было, но среди различных школ XX века чаще всего выделяют следующие направления: структурный функционализм, конфликтологический подход и, наконец, теории межличностного взаимодействия.

Функционализм и теория об обществе. Выступая, во многом наследниками Г.Спенсера, современные социологи-функционалисты, и, прежде всего американский социолог Роберт Мертон (род. 1912), разделяют точку зрения, согласно которой общество в целом и его отдельные части имеют тесную взаимосвязь, которая закрепляется их функциями. Иными словами, в обществе все теснейшим образом связано и увязано друг с другом. Именно поэтому вместо того, чтобы рассуждать о внутреннем содержании социологических фактов и объектов, считают функционалисты, надо просто рассматривать те реальные, наблюдаемые и проверяемые последствия, которые связаны с фактами и объектами. В них, в последствиях, и проявляют себя функции. Однако какие же методологические «инструменты» применяет основатель функционализма в своем анализе?

Прежде всего - принцип «теории среднего уровня». Свое краткое определение «теории среднего уровня». Р. Мертон формулирует следующим образом, что специфика социологии как особого видения социального мира по преимуществу, а, быть может, и исключительно выражается в той неповторимой «локализации» социологии в «промежуточном пространстве», располагающемся между чисто эмпирическими рабочими гипотезами и социально-философскими теориями социума.

Смысл многочисленных понятий функционализма состоит в их стабилизационном значении для развития социологического мышления. В известных социальных условиях дестабилизации именно эта нравственно-психологическая роль функционализма оказывается жизненно важной для выживания социологии как социальной науки и сохранения самоуважения социологов как ученых.

Параллельно и даже несколько раньше функционализма стала развиваться другая большая школа, возглавлявшаяся американским социологом Толкоттом Парсонсом (1902–1979), получившая название «структурного функционализма».

Исходной точкой в формировании структурного функционализма стал принцип системного строения общества. Парсонс доказывал, что все социальные системы обладают набором из четырех основных функций. Каждая система вне зависимости от своего уровня осуществляет себя в системе действия. Иначе говоря, социальная система должна действовать, развиваться - в противном случае она умирает. Все социальные системы должны быть так организованы, чтобы быть совместимыми с другими системами; для того, чтобы выжить, система должна обладать поддержкой других систем. Таковы условия существования любой социальной системы вне зависимости от ее масштабов и важности.

Основная идея функционализма – идея социального порядка в обществе, основанного на доминировании согласия над конфликтом.

Конфликтологические теории. В противовес функционалистским подходам, всемерно подчеркивавшим стабилизационные и эволюционистские моменты социального развития, существует противоположный стиль социального мышления, который видит в обществе не консенсус, не сбалансированность мотивов и взаимных интересов, а борьбу различных групп и направлений, в результате которых и формируются социальные структуры и отношения. Значимые корни конфликтологического подхода можно обнаружить в социологическом наследии Карла Маркса.

Одним из видных радикальных социологов стал Райт Миллс (1916-1962) – американский социолог, прославившийся своими исследованиями властвующих элит в современном западном обществе. Представляя современное общество в виде социально-политической и экономической структуры, Миллс доказывал, что реальное влияние на эти структуры оказывается небольшими группами политических деятелей, бизнесменов и военных.

Наиболее полно роль социального конфликта раскрыл другой американский социолог Льюис Козер, который относил конфликт к области сугубо идейных явлений. Конфликты обнаруживают себя в социальном развитии по мере того, как определенные группы соперничают за власть, перераспределение доходов, за монополию на духовное лидерство и т.д. Всякое общество не только потенциально содержит в себе возможность конфликтов, но более того, общество может осуществлять себя только через баланс конфликтов, которые устанавливают принципы социального взаимодействия между группами и индивидами.

Немецкий социолог Ральф Дарендорф (род. 1929) в своей «теории конфликта» исходил из того, что в каждом обществе существуют осевые линии социальных конфликтов. Конфликт, по его мнению, рождается из того, что одна группа или один класс сопротивляются «давлению» или господству противоположной им социальной силы. Обосновывая главные положения теории конфликта, Р.Дарендорф утверждал, что все сложные организации основываются на перераспределении власти. Стремление людей к перераспределению власти, а не экономические причины становятся источником конфликтов, а поскольку одно перераспределение выдвигает на очередь другое, социальные конфликты присущи любому обществу.

Теории межличностного взаимодействия провозгласили, а противовес функционалистам, примат психического над социальным. Разновидности теории взаимодействия воплотились в теории социального обмена (Дж.Хоманс, П.Блау), символическом интеракционизме (Дж.Мид, Г.Блумер, Г.Стоун).

Теория обмена. Весьма увлекательную картину общества нарисовали представители так называемой «теории обмена», и, прежде всего Джордж Хоманс (род. 1910), который высказал предположение, что поведение людей есть не что иное, как постоянный обмен ценностей (как в прямом смысле, так и в переносном). Люди действуют и взаимодействуют только исходя из определенного интереса, заставляющего их взаимодействовать. Что же становится предметом обмена? Что угодно, но обязательно имеющее социальную значимость. Например, свободное время, которым мы делимся со своим партнером. Таким образом, ценность каждого отдельно взятого человека складывается из тех его качеств, которые подлежат обмену. Не трудно понять, что «обмены» - это взаимодействия, следующие принципам определенной символики. Однако в реальности никогда не бывает равных обменов. Это объясняет нам существование социального неравенства.

Символический интеракционизм. Центральное понятие символического интеракционизма – понятие межиндивидуального взаимодействия. Термин «символический» обозначает, что эта социологическая школа делает акцент на «смысле», который вкладывают действующие лица («актеры»), когда они вступают во взаимодействие, то есть, «интеракцию» (взаимодействие).

Основатель символического интеракционизма, выдающийся американский социолог и социальный мыслитель Джордж Герберт Мид (1863-1931) в своих теоретических построениях исходил из того, что общество и индивидуальное сознание формируется в совокупности взаимодействий. Анализ взаимодействия начинается с понятия жеста. Он является стимулом, на который реагируют другие участники взаимодействия, выступая в качестве символа. Жест - не только и не столько физический жест, сколько «вербальный жест» - слово. То есть, человеческое действие не может быть понято только лишь на основе фиксации его внешних проявлений, для этого необходимо познание внутреннего символического смысла, воплощенного в языке, понятном участникам взаимодействия.

Взгляды Мида на общество и личность получили дальнейшее развитие в «драматургической» социологии Ирвинга Гоффмана, который, следуя театральной терминологии, сделал упор на процессе раскрытия личности в поведении. Вся «площадь» действия, или сцена, разделяется на внешнюю часть сцены, где люди («актеры») представляют себя на зрителях, и внутреннюю часть «сцены», где аудитория уже не осуществляет контроль за происходящим на сцене. Там «актеры» меняют смысл своей деятельности и расслабляются.

Социальные взгляды символического интеракционизма весьма увлекательна. Она дает неповторимую перспективу рассмотрения всех процессов, происходящих в обществе. Символические интеракционисты развивают свои теоретические обобщения на другом уровне и сквозь призму коллективного поведения прослеживают все основные процессы социальной жизни.

Этнометодология. В прямом переводе термин «этнометодология» означает методы (способы), которые применяют люди в повседневной жизни. Основатель этнометодологии, современный американский социолог Гарольд Гарфинкель разработал главную часть своего метода - анализ разговорных высказываний. Используя звуко- и видеозаписи, этнометодологи изучают то, как повседневные формы речи и диалога обнаруживают скрытые структуры поведения. Для того чтобы проникнуть в это «Зазеркалье» повседневного поведения, Гарфинкель предложил резко нарушать привычные ситуации общения, нарушать устоявшиеся правила взаимодействия и тем самым обращать внимание участников эксперимента не на устоявшиеся «сокращенные» формы поведения, а на «фоновый» смысл, находящийся за этим общением.

Современное развитие социальной философской мысли дает богатую почву для различного рода обобщений. Становится ясным, создание одной универсальной социальной теории невозможно, но каждая из существующих теорий может обогатить нас неповторимым, оригинальным углом зрения на то, что происходит в окружающем социальном мире.








Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 1473;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.