Общество и его структура.
Социальная философия рассматривает общество как целостную органическую систему открытого типа. Это значит, что общество, как и любая система, состоит из элементов. А так как система целостная и органическая, то значит элементы определённым образом связаны между собой, находятся во взаимодействии и не существуют друг без друга и без системы в целом. Кроме того, как все органические системы открытого типа, общество способно к развитию. Каждую открытую систему необходимо рассматривать во взаимосвязи со средой, потому что её внутренние и внешние закономерности функционирования взаимообусловлены и определяют друг друга. Системный анализ общества предполагает:
- выявление особенностей его взаимодействия с природой как внешней средой, влияющей на жизнедеятельность социума;
- структурно-функциональное рассмотрение;
- исторический аспект, рассматривающий закономерности становления и развития объекта в целом и всех его элементов.
Такое системное рассмотрение общества позволяет социальной философии создать довольно строгую теоретическую модель общества и его исторического развития. Теоретическая модель предполагает выявление общих, главных, сущностных сторон и не затрагивает реальное разнообразие существующих общественных систем, обладающих своими особенностями.
Социальная структура – анатомический скелет общества. Термин «структура» (от латинского struere - строить) ввел в социологию Г.Cпенсер. Под структурой в науке принято понимать совокупность функционально взаимосвязанных элементов, составляющих внутренне строение объекта. Когда речь идет о социальной структуре, прежде всего, имеется в виду общество – сложное, составное целое, состоящее из организованных элементов, между которыми существуют объективно обусловленные связи и отношения (социально-экономические, политические, духовные). Только в рамках этих связей и отношений они и могут существовать, проявлять себя в обществе. Это обуславливает целостность общества, его функционирование как единого социального организма, суть которого раскрывали в своих теориях О.Конт, Г.Спенсер, К.Маркс, М.Вебер, Т.Парсонс, Р.Дарендорф и другие социологи.
Такое понимание общества фигурирует везде, где речь идет о классах, нациях, социальных слоях, институтах и других составляющих частях общества, связанных между собой стабильными отношениями.
Таким образом, социальная структура общества – совокупность тех связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей по поводу экономических, социальных, политических и духовных условий их жизнедеятельности.
Социальная структура придает групповому опыту целенаправленностью и организованность. Благодаря социальной структуре мы связываем в своем сознании определенные факты нашего опыта в единые объекты, называя их, например, «семья», «церковь», «дом».
Социальная структура дает нам ощущение того, что жизнь организованна и стабильна. Рассмотрим, например, социальную структуру университета. Каждую осень в университет приходят новые студенты, и каждое лето еще одна группа заканчивает учебу. Деканаты управляют учебным процессом. Все время новые студенты, преподаватели и деканы проходят через эту систему и в положенное время выходят из нее. Но несмотря на то, что конкретные люди, из которых состоит университет, со временем меняются, университет продолжает существовать. Точно также семья, армия, коммерческая компания, религиозная община – это социальные структуры. Таким образом, социальная структура предполагает наличие постоянных и упорядоченных взаимосвязей между.
Социальная структура – это устойчивая связь элементов в социальной системе. Социологи не выработали единого мнения относительно того, что именно считать «элементами» общества, связи между которыми образуют социальную структуру. Одни социологи считают, что такими элементами являются просто люди, другие – что это не люди, а социальные роли, которые они выполняют, третьи – что это социальные институты.
К элементам социальной структуры можно отнести:
· классы, которые занимают различное место в системах общественного разделения труда, отношений собственности на средства производства и распределения общественного продукта. С таким направлением согласны социологи разных направлений;
· жителей города и деревни;
· представителей умственного и физического труда;
· сословия;
· социально-демографические группы (молодежь, женщины и мужчины, старшее поколение и т.д.);
· национальные общности (нации, народности, этнические группы).
Почти все элементы социальной структуры неоднородны по составу и в свою очередь делятся на отдельные слои и группы, предстающие как самостоятельные элементы структуры с присущими им интересами, которые они реализуют во взаимодействии с другими субъектами.
Жизнь индивидов в обществе организуется посредством социальных институтов. Социальный институт – это исторически сложившийся и закрепленный, устойчивый вид социальных взаимодействий, призванный удовлетворить те или иные человеческие нужды.
В каждом обществе, как утверждают социологи, обязательно наличествуют по меньшей мере пять групп фундаментальных социальных институтов, которые предназначены для удовлетворения важнейших жизненных потребностей коллектива:
· институт семьи и брака (потребности воспроизводстве рода);
· политические институты (потребности в безопасности и социальном порядке);
· экономические институты (потребности в добывании средств существования);
· институт образования, включая науку и культуру (потребности в передаче знаний, социализация подрастающего поколения, подготовка кадров);
· институт религии (потребности в удовлетворении духовных проблем, смысла жизни).
Таким образом, в качестве элементов социальной структуры выступают индивиды, социальные группы и общности разных типов, социальные институты. Данные элементы соединены между собой устойчивыми связями. Каждый из элементов социальной структуры, в свою очередь, является социальной системой со своими подсистемами и связями. Базовыми единицами социальной структуры являются нормы и ценности.
Социальная структура в любом обществе достаточно сложна и является предметом не только социологов, но и представителей такой науки как социальное управление, а также политиков и государственных деятелей. Без уяснения социальной структуры общества, без четкого представления о том, какие социальные группы внутри него существуют и каковы их интересы, т.е. в каком направлении они буду действовать, нельзя сделать ни шагу вперед в руководстве обществом, в том числе в области экономики, социальной, политической и духовной жизни.
Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 1022;