Общество в историческом изменении. Философия истории
Исторический процесс сам по себе весьма сложен и представляет собой взаимодействие многих объективных и субъективных факторов. К объективным факторам относятся природные условия жизни общества, объективные потребности людей в обеспечении необходимых условий их жизни, а также состояние материального производства, существующая социальная структура общества, его государственный строй и т.д., которые каждое новое поколение застает уже сложившимися и которые в той или иной мере обусловливают жизнедеятельность людей. Субъективные же факторы исторического процесса — это разного рода способности людей своими действиями вносить изменения в те или иные стороны общественной жизни. Важнейшими составляющими субъективного фактора выступают сознание и в целом духовный мир людей, их умения и навыки к производственной деятельности, социальный опыт, уровень культуры, а также их волевые качества. Большое значение приобретает организованность в действиях людей.
Сравнительный анализ различных культур обнаруживает разнообразие представлений об истории. В современных обществах историческое время понимается как текущее из прошлого через настоящее в будущее, то в историческом сознании традиционных обществ прошлое находится впереди настоящего - как образец, к которому надлежит максимально приблизиться.
Сама идея истории свойственна лишь цивилизованным обществам (появившимся впервые в 4 тысячелетии до н.э.); в архаических обществах господствует мифологическое, а не историческое сознание. Поэтому архаические общества могут быть в известном смысле определены как доисторические - не имеющие реального опыта истории.
В античном языческом обществе история характеризуется цикличностью. Идея линейной истории оформляется в христианской культуре. Историческое время представлено последовательностью уникальных событий (сотворение мира и человека, грехопадение первых людей, пришествие Христа и его искупительная жертва, открывшая человеку возможность спасения, грядущие конец света и Страшный суд). Таким образом, христианство сформировало представление о линейной направленности и необратимости истории, преодолев тем самым циклизм в восприятии времени, свойственный язычеству.
Христианство заложило основы трактовки И. как единого в своей сущности всемирно-исторического процесса.
В своих взглядах на историю философы разделились на две группы:
• те, кто рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики, закономерностей, направленности (например, иррационалисты);
• те, кто видит определенную логику в истории, считая историю целенаправленным, закономерным процессом, — к данной категории относится большинство философов.
Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 1234;