СОЦИОЛОГИЯ, ПОЛИТОЛОГИЯ, ПРАВОВЕДЕНИЕ И ИХ РОЛЬ В ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕСТВА, ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ПРАВОВОЙ СИСТЕМ
1. Роль социологии в изучении общества
2. Политология как система знаний о политике
3. Значение правоведения для развития знаний о праве
Социология представляет собой науку об общих и специфических законах и закономерностях развития и функционирования исторически определённых социальных систем, о механизмах действия и формах проявления этих законов в деятельности личности, социальных групп, классов, обществ.
В западных учебниках нередко даётся более узкая трактовка, согласно которой социология понимается как наука об обществе.
Термин «социология» (происходит от латинского societas - общество и от греческого logos – учение) означает учение об обществе, был введен в научный оборот французским мыслителем О. Контом (1798-1857) в работе «Курс позитивной философии» (1842). На философию того времени большое влияние оказали успехи естественных наук, и поэтому Конт рассматривал проблемы общества и социального поведения по аналогии с физикой, стремясь использовать полученные знания об обществе прежде всего для решения конкретных проблем человеческих отношений.
К середине XIX в. четко обозначилась тенденция к дифференциации наук, в том числе общественных. Возникновение социологии как науки стало отражением реальной потребности более глубокого понимания и анализа роли и места человека в жизни общества, его социального положения, взаимодействия с другими людьми, а также отношения различных социальных общностей. Социология довольно быстро вошла в научную жизнь, а социологи стали изучать все более сложные вопросы, характеризующие поведение человека, его отношение и реакцию на происходящие в обществе процессы. В начале XXI в. социология утвердила себя как самостоятельная, хорошо разработанная и жизненно важная дисциплина в ряду общественных наук.
Один из крупнейших социологов XX столетия Р. Мертон как-то сказал: «Социология — это очень молодая наука об очень древнем предмете изучения». Действительно, теоретической основой социологии является философия, в рамках которой социологическая проблематика решалась в течение 2,5 тыс. лет, пока в XIX в. не выделилась в самостоятельную науку. Большое влияние на социологию оказали и продолжают оказывать история, этика, правовая наука. Вместе с тем предметная область социологии по некоторым срезам пересекается с экономическими науками. Следует отметить тесную связь социологии с социальной психологией, также изучающей поведение и деятельность людей. Социология интересуется результатами исследований антропологов, этнографов, этнологов, культурологов. Кроме того, прочные взаимосвязи сложились у социологии с точными и естественными науками, прежде всего с математикой и статистикой.
Рис.1. Место социологии в системе наук
Сегодня социология — это самостоятельная наука и учебная дисциплина, имеющая свой объект и предмет исследования, свою структуру и функции, методы исследования. И она, но праву занимает достойное место в системе научного знания.
Понять специфику любой науки помогает выделение ее объекта и предмета. Объектом социологии в наиболее общем смысле является общество. В этом отношении объект социологии совпадает с объектом других социальных наук — социальной философии, социальной психологии, истории, политологии, культурологии и т.д.
Заметим, что практически во всех социологических исследованиях общество выступает в своей особой форме — как гражданское общество. Социология возникает на фоне становления гражданского общества в Европе, позиционирует себя как способ описания и понимания именно такого общества, и только в гражданском обществе она может быть по-настоящему востребована и эффективна. Таким образом, при определении основного объекта исследования современное гражданское общество в немалой степени характеризует специфику социологии как науки.
Предметом социологии являются наиболее значимые свойства и особенности объекта. Разные социологи имеют различные взгляды на предмет исследования своей науки. Как полагал основатель социологии О. Конт, предметом исследования социологов должны являться законы общественного развития, из которых бы вытекали практические рекомендации, полезные во всех отраслях деятельности людей. О. Конт уподоблял социологию естественным наукам, называя ее иногда социальной физикой. Законы развития общества, подобно естественным, природным законам, носят, по его мнению, строгий, однозначный и объективный, не зависимый от воли людей характер. Макс Вебер (1864—1920) считал предметом социологии, так называемое социальное действие, т. е. такое действие, которое соотносится с действиями других людей, ориентируется на них. Предмет социологии у М. Вебера субъективируется, «привязывается» к человеку. Эмиль Дюркгейм (1858—1915) пошел по другому пути. Он объявил предметом науки об обществе социальные факты, под которыми он понимал нормы, законы, ценности, представления людей, общественные институты, организации и вообще идеи, материализованные в виде, например, зданий, сооружений и т. д. Каждое поколение индивидов застает свой набор социальных фактов, который и определяет поведение людей. Подход Э. Дюркгейма к предмету социологии носит объективный, не зависимый от конкретного человека характер. Подходы М. Вебера и Э. Дюркгейма объединяет то, что они, как и подавляющее число других социологов, считают поведение человека в обществе обусловленным связями, которые он имеет с окружающими его людьми и предметами, его предыдущим опытом общения, образованием, воспитанием, местом в общественной жизни, общественных институтах и т. д.
Таким образом, предметом социологического познания являются ключевые социальные явления. Обычно к ним относятся человеческое взаимодействие, социальные отношения, социальные общности, социальные процессы и т.д.
Необходимо отметить, что социология реализует и все присущие общественной науке функции. Термин «функция» в переводе с латыни означает «исполнение». В социологии под этим термином понимают роль, назначение, специфическую деятельность элемента системы. Социология как наука является не только элементом системы наук, но и частицей всеохватывающей системы человеческого общества.
Функции социологии:
1. Гносеологическая (теоретико-познавательная) функция
позволяет получать новое социологическое знание, создавать и уточнять теории, концепции, выработать общий взгляд на общество, его социальные связи.
2. Информационная функция дает возможность получать
социологические знания не только специалистам, но и общественности.
3. Управленческая функция не означает, что социологи
непосредственно управляют обществом. Их задача состоит в выработке рекомендаций для социального управления, в объяснении социальных явлений, в поиске их причин и возможных решений.
4. Организационная функция социологии заключается в
организации различных групп: на производстве, в политической сфере, в воинских частях, на отдыхе и т. д.
5. Прогностическая функция позволяет предсказывать
будущее. Особенно ценна она для тех, кто составляет и утверждает долгосрочные планы, принимает ответственные решения, касающиеся отдаленного будущего.
6. Пропагандистская функция социологии дает
возможность формировать общественные идеалы, ценности, создавать образы героев общества, определенные общественные отношения. Особенно активно эта функция проявляется в образовании, политике, в деятельности средств массовой информации, в военной сфере.
Именно наличие этих функций показывает значимость, полезность социологии для общества, ее функциональность.
Социологией применяются и разнообразные методы исследования, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, системный подход и др.
Кроме того, социология выработала и собственные специфические методы исследования:
наблюдение;
изучение документальных источников;
опрос;
тестирование;
социометрия;
социальный эксперимент.
Таким образом, социология имеет все признаки науки: объект и предмет исследования, свою структуру и функции, методы исследования. Социология не дублирует и не отменяет других наук. Это самостоятельная наука и учебная дисциплина, занимающая достойное место в системе научного знания.
Политология занимает видное место среди наук об обществе. Это место определяется тем, что политология изучает политику, роль которой в жизни общества очень велика. Политика связана со всеми сферами общества и активно воздействует на них.
Современная политическая наука окончательно оформилась как самостоятельная дисциплина лишь в конце 40-х годов ХХ века.
Термин «политология» образуется из сочетания двух греческих слов – politika (политический порядок, механизм осуществления власти) и logos – (знание). Следовательно, политологию можно определить как учение и науку о политике.
Объектом политологии является политическая сфера общественной жизни – это сфера государственно-организованных связей, взаимодействий и отношений. Основополагающими объектами исследования политологии являются государство, власть и властные отношения.
Предмет политологии осмысливается как изучение политической власти, ее сущности и структуры, механизмов распределения и осуществления этой власти в государстве, способность власти обеспечивать себе поддержку со стороны большинства членов общества, контроль за политической властью со стороны общества.
На основе всего вышеизложенного можно предложить такое определение предмета политологии: политология– это наука о государственно-организованном обществе как функционирующей и развивающейся политической системе на основе взаимодействия составляющих ее элементов: политических субъектов, политических институтов и политического сознания.
Современная политология является многоотраслевой дисциплиной и включает ряд направлений политологического знания: политическую философию, политическую социологию, политическую антропологию, политическую психологию и т. д.
Политическая философия изучает ценност-ные аспекты властных отношений |
История поли-тических учений изучает становление политической науки, основных понятий и теорий |
Политическая психология изучает субъективные мотивации политического поведения |
Политическая социология изучает влия-ние граждан-ского общества на распределе-ние власти |
Политология – комплексная наука о политике во всех ее проявлениях. Интегрирует и синтезирует выводы других наук о политике |
Политическая география изучает влияя-ние климатиче-ских, геогра-фических и природных факторов на политическую жизнь |
Теория госу-дарства и праваизучает закономернос ти возникнове-ния, развития и функциониро-вания госу-дарства и права |
Политическая антропология Изучает влияние родовых качеств личности, осново-полагающих пот-ребностей человека (в пище, одежде, духовном разви-тии, безопасности) на политическое поведение |
Политическая история изучает изме-нение полити-ческих инсти-тутов и норм в процессе эволюции |
Рис. 2. Структура политической науки
Политическая философияисследует ценностные мировоззренческие аспекты политики, политические идеалы и нормы, на основе которых функционирует политическая система; определяет смыслы важнейших политических явлений: власти, государства, прав человека и т.д.
Политическая теориявыявляет характер взаимодействия участников политической жизни, формы участия индивидов и групп в политическом процессе. Метод сравнительного анализа позволяет использовать национальный политический опыт и наполнять конкретным содержанием такие понятия, как власть, демократия, партия, государство и т.д.
Значительную роль в создании теории политики играет сравнительная политология. В рамках сравнительной политологии проводятся исследования политической культуры различных стран и регионов, политических систем, организаций, политической антропологии и психологии. Поэтому к общей теории политики тесно примыкает политическая история.
Политическая история изучает политические идеи, теории, институты и события в их хронологической последовательности.
Политическая социологияизучает интересы и содержание сознания участников политики (поведение групп, индивидов и его причины).
Прикладная политологияинтегрирует выводы таких наук как психологии, социологии, кибернетики и акцентирует внимание на решении конкретных политических проблем. (выработке механизма разрешения конфликтов, технологии ведения политических переговоров, определение моделей поведения избирателей, выявлении значения региональных факторов на политическую жизнь, создание благоприятного политического имиджа, планировании и проведении избирательных компаний, технологии манипулирования массовым сознанием и т.д.)Вырабатывает практические советы и рекомендации конкретным участникам политического процесса и краткосрочные прогнозы, которые используются при принятии тех или иных политических решений.
Политическая психологияисследует субъективные механизмы политического поведения, влияние скрытых подсознательных убеждений, установок и ориентаций на политическое поведение. Существует два среза исследования политического поведения: индивидуально-личностный и общественно-групповой. Индивидуально-личностный аспект результат восприятия и осознания конкретным человеком тех или иных политических реалий: политических лидеров, программ партий, движений, деятельности властных структур и т.д. Этот аспект особенно важен при изучении общественного мнения по различным вопросам: определения уровня политической культуры населения, участия индивидов в выборах органов власти, определения тех или иных приоритетов социальной политики.
Общественно-групповой аспект направлен на выявление закономерностей и ситуативных реакций масс на воздействие внешней среды. Основной задачей этого аспекта является оценка общественных настроений. Это особенно важно для понимания стихийных массовых действий: бунтов, мятежей, поведения людей во время митингов, демонстраций и других акций протеста или поддержки.
В систему политических наук входят также политическая антропология и политическая география.
Политическая антропологияустанавливает связь политики с социо-биологическими качествами человека, а также показывает влияние на политику социокультурных особенностей той или иной общности.
Политическая география изучает зависимость политических процессов от их пространственного положения, обусловленность политики размерами экономико-географическими, климатическими и другими природными факторами (близостью к океану, гористой или равнинной местностью, наличием природных ископаемых и т.д.).
Таким образом, в системе общественных знаний политология представлена как интегративная комплексная наука о политике во всех ее проявлениях. Она объединяет и синтезирует выводы других наук и на базе их выстраивает исследования, обеспечивает объективные знания о политических системах.
Право существовало не всегда. О праве можно вести речь практически лишь с момента возникновения государства. В обществе без государства отношения между людьми регулировались обычаями (в форме традиций, ритуалов, обрядов и т.д.), религиозными нормами, нормами морали.
С течением времени на смену родоплеменным отношениям приходит государственность. Общественное разделение труда, появление излишков потребляемого продукта, разделение на богатых и бедных, изменение форм семейной и общинной жизни, появление новых управленческих структур и людей, специализирующихся на разных хозяйственных, военных, культурных делах, приводят к появлению необходимости замены традиционной общественной власти в роде и племени. Власть постепенно приобретает государственный характер.
Появляется публичная власть, отделенная от общества, которую реально осуществляет особая группа людей, занимающаяся исключительно управлением и не участвующая в общественном производстве. Эта группа чаще всего выражает интересы не всего общества, а определенной его части (например, класса). Поскольку эти люди, составляющие госаппарат, ничего не производят, его необходимо содержать за счет остальной части общества. Нужные для этого средства собирают с населения в виде налогов и сборов.
С момента возникновения государства начинают приобретать остроту вопросы, что есть право, что можно отстаивать и защищать в государственных органах, что можно проводить в жизнь, опираясь на силу государственного принуждения. Так возникает право как еще один регулятор общественных отношений.
Сам термин «право» получил название от латинского слова «yustitia» - что означает правосудие, справедливость.
В современном понимании право – это система нормативных установок, которые опираются на идеи человеческой справедливости и свободы, выражены большей частью в законодательстве и регулируют общественные отношения. Оно призвано служить людям, обществу, обеспечивать нормальную жизнь. Но вместе с тем, нужно учитывать и то, что право может не отвечать потребностям общества. Скажем, издаются антинародные законы, судебные органы принимают несправедливые решения. Право и суды подчас становятся инструментом политики.
В настоящее время большинство правоведов сходятся во мнении, что право имеет две стороны, две формы существования - естественное и позитивное право.
Естественное право охватывает природные неотъемлемые права человека, принадлежащие ему от рождения (право на жизнь, свободу, независимость, честь, достоинство, неприкосновенность), и общие, исходные, начала права (справедливость, равенство, гуманизм, ответственность за вину). Оно зарождается и развивается в самом обществе независимо от государства. По своей природе естественное право надгосударственно.
Позитивное право, напротив, - продукт деятельности государства. То есть это совокупность правил поведения, создаваемых и охраняемых государством. Нормы позитивного права выражаются в законах, постановлениях, указах, судебных прецедентах и иных источниках права.
Под принципами права подразумеваются основополагающие идеи, реализующиеся в содержании и форме позитивного права (главные руководящие идеи, основные свойства, требования, особенности, дух права).
В принципах проявляется сущность права, его значение для общества.
Выделяют следующие принципы права:
1. Принцип справедливости (соответствие права существующим в обществе моральным нормам);
2. Принцип демократизма (народовластия) (право должно выражать интересы большинства);
3. Принцип равенства права;
4. Принцип гуманизма (человеколюбия);
5. Принцип свободы субъектов права;
6. Принцип законности;
7. Принцип ответственности за вину;
8. Принцип взаимной ответственности государства и личности;
9. Принцип единства норм права;
10. Принцип реальности норм права.
Рассмотрим функции права.
Функции права - это основные направления воздействия права на общество, посредством которых реализуются цели права. В функциях, как и в принципах, проявляется сущность права.
Основные функции права:
А) Социальные функции права:
1. Экономическая - закрепление определенного типа производственных отношений.
2. Политическая - закрепление отношений по поводу власти.
3. Идеологическая - закрепление определенной идеологии или, напротив, плюрализма идей.
Б) Специально-юридические функции права:
1. Регулятивная функция права - указание с помощью норм права необходимого, запрещенного или дозволенного поведения.
2. Охранительная функция права - установление ответственности для лиц, нарушающих запреты и не выполняющих обязанности, и защита прав.
Таким образом, обе эти функции, регулятивная и охранительная, каждая по своему, выполняют важную задачу – развитие и укрепление общественных отношений.
Для понимания того, откуда брать право при решении юридических дел, необходимо обратиться к источникам права. Под источником права принято понимать форму выражения государственной воли, которая создает или предписывает правило поведения и тем самым придает такому правилу качество правовой нормы.
Разновидностями источников позитивного права являются правовой обычай, правовой прецедент, договор, нормативно-правовой акт.
1. Правовой обычай был первым источником права, который регулировал отношения в период становления государства. Это правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости и признано государством в качестве обязательного. Дошедшие до нас крупные памятники прошлого (Законы Ману, Русская правда) – это сборники правовых обычаев.
В настоящее время правовой обычай применяется при регулировании общественных отношений в некоторых странах Африки и Латинской Америки. Такие системы считаются традиционными, идею права здесь отбрасывают и ориентируются в регулировании общественных отношений на такие обычаи и традиции, которые позволяют игнорировать и законы, и судебные решения.
2. Правовой прецедент – решение по конкретному делу, которому государство придает силу общеобязательного в последующих спорах. Различают судебный и административный прецедент. Не законодатель, а судьи формируют подавляющую часть правовых требований. В США, Англии, а также странах Британского содружества (их в правовой литературе относят к англосаксонской правовой семье) не считают важным условием для установления прочного правопорядка создания абстрактных правил поведения. Важнее, с их точки зрения, чтобы дело в случае необходимости без излишних препятствий попало в суд, разрешалось по строгим правилам и справедливыми судьями.
3. Договор – акт волеизъявления самих участников общественных отношений, который получает поддержку государства. Например, гражданский договор, коммерческий договор, трудовой договор.
4. Нормативно-правовой акт в современных условиях является наиболее распространенным источником позитивного права в странах романо-германской правовой семьи (Германия, Италия, Франция и т.д.). Нормативно-правовой акт – это акт правотворчества, который содержит нормы права. К ним относятся законы и подзаконные акты, которые толкуются самими законодателями или специально уполномоченными на то органами. Нормативно-правовой акт выступает в виде государственного документа, который имеет название, наименование органа, принявшего акт, а юридические нормы группируются в нем по разделам, статьям и частям.
Изучение права предполагает общее представление о системе права, т.е. о его структурных частях.
Система права – подразделение всей совокупности правовых норм на отрасли права. Отрасли права – большие совокупности правовых норм, которые регулируют своим особым методом одинаковые по своему характеру, выделившиеся в особую большую группу общественные отношения.
В системе российского права можно вычленить следующие отрасли: конституционное; административное; уголовное; гражданское; трудовое; семейное; экологическое право и другие. Всегда важно для защиты своих прав и свобод знать основные положения процессуальных отраслей: уголовно-процессуальной, гражданско-процессуальной и др. В процессуальных нормах содержатся положения, устанавливающие порядок совершения определенных действий (например, как подать исковое заявление в суд), сроки его рассмотрения (например, в какие сроки оно должно быть рассмотрено судом) и иные условия.
В современной России начинает приобретать особое значение международное право, как совокупность норм и принципов, устанавливающих права и обязанности государств в процессе их взаимного общения. В правовую систему РФ в качестве ее составной части входят общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Следует отметить, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены российским законом, то применяются правила международного договора.
Важно отметить, что правоведение относится к общественным, то есть к наукам, изучающим общество, его субъектов, структуру и многообразные связи. Объект правоведения - это государство и право во всех их проявлениях как разновидность социальной практики. Государство и право в той или иной мере изучаются и другими общественными науками. Философия изучает сущность, социальное назначение государства и права, их взаимосвязи с другими общественными явлениями. Социология изучает государство и право как важнейшие социальные институты, наравне с множеством других социальных явлений. Политология исследует государство и право как средства осуществления политической деятельности и как её цель. Но только для правоведения государство и право являются основным объектом.
Таким образом, современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью социологии, политологии, правоведения. Эти науки воздействует на все стороны жизни общества. Знакомство с политологией поможет каждому человеку самоопределиться в политической жизни, с появлением социологии открылись новые возможности проникновения во внутренний мир личности, понимания её жизненных целей, интересов, потребностей, право, являясь, регулятором общественных отношений, стало способным удовлетворять социальные интересы людей наиболее эффективным образом. В итоге эти науки вносят в общественные отношения стабильность, организованность, согласованность.
Вопросы для самоконтроля
1. Что представляет собой объект социологии?
2. Чем отличаются подходы М. Вебера и Э. Дюркгейма к предмету социологии?
3. Какие направления политологического знания включает современная политология?
4. Применимо ли выражение «Цель оправдывает средства» к политике?
5. Каковы принципы и функции права?
6. Каковы источники права?
Лекция 2. ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА
1. Общество, его структура, функции, типология.
2. Социальная стратификация и социальная мобильность.
В учебной и научной литературе дается множество характеристик и определений общества, но все они сходны в одном: общество есть продукт взаимодействия людей, общепринятая организация их жизни, внутренне противоречивый организм, сущность которого состоит в многообразных (нравственных, экономических, религиозных и др.) отношениях и связях между людьми, их союзами и общностями. В обществе функционируют, прежде всего, не биологические, а общественные законы.
Рассмотрение общества в качестве системы социальных отношений, базу которых составляют экономические отношения, позволяет, во-первых, подходить к нему конкретно-исторически, выделять в нем разнообразные общественно-экономические формации (рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое общество); во-вторых, раскрыть черты главных сфер общественной жизни (экономической, политической, духовной); в-третьих, четко понять субъектов социального общения (личность, семья, нация и др.).
Общество возникло, когда люди выделились из животного мира. Человек являлся его первичной предпосылкой и ключевой клеткой, поскольку как заявлял Аристотель, человек есть создание общественное. Поэтому главная черта общества состоит в том, что оно представляет собой организацию взаимосвязей здравомыслящих существ. Контактируя с обществом, человек формируется сам и формирует свои сущностные и социальные свойства и силы и тем самым становится личностью и активизирует прогресс общества.
По каким признакам можно судить об обществе?
1. Общество располагает определенной территорией, на которой формируются и развиваются отношения между индивидуумами.
2. У него есть свое название, своя история и культура.
3. Оно имеет собственную систему управления.
Таким образом, общество можно определить как самую большую совокупность людей, постоянно связанных между собой многообразным взаимодействием, общей территорией, историей и культурой.
Рассмотрение общества как системы характерно для многих видных социологов. Как известно, система – это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое единство.
Современная социология, понимая общество как сложную социальную систему, выделяет следующие наиболее важные ее элементы: индивидов, социальные группы, социальные организации, социальные институты. Они сами по себе также представляют достаточно сложные социальные системы со своими элементами.
Основными элементами общества выступают отдельные индивидуумы и их коллективные объединения:
1) семья, представляющая собой форму союза, образованного на супружеском союзе и близких связях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками;
2) юридические лица, предприятия и организации, созданные и действующие в сфере производства, обмена и распределения с целью обеспечения людей промышленными и продовольственными товарами, благоустроенным жильем, орудиями труда, транспортом и другими материальными благами;
3) государство и его органы, реализовывающие управление делами общества. В их число входят представительные, законодательные органы, президент, правительство и иные органы исполнительной власти, суды, прокуратура, полиция, армия, тюрьмы;
4) органы местного самоуправления, образуемые народонаселением для управления городами, селами, другими населенными пунктами для решения каких-либо вопросов местного значения;
5) общественные объединения и политические партии, основываемые гражданами на добровольных началах для участия в политических мероприятиях, охране трудовых прав работников, оказания финансовой помощи малообеспеченным и бедствующим членам общества, охране природной среды, решения иных социально значимых задач.
В основе следующей классификации лежит тип цивилизации. Цивилизационный подход акцентирует внимание на том общем, что присуще различным странам и позволяет получить синтезированное представление об обществе. Остановимся на данной типологии более подробно.
Западные ученые – Д. Белл, Р. Арон, У. Ростоу предложили концепцию смены технологических эпох (цивилизаций) во всемирной истории, получившей название «теории трех стадий» в развитии человечества. Согласно ей в глобальном развитии человечества выделяются три типа общества: доиндустриальное, индустриальное, постиндуст-риальное.
Доиндустриальное (аграрное, традиционное) общество возникло 6 тыс. лет назад. Это общество преимущественно с добывающей экономикой, где ключевой ее сферой выступает сельское хозяйство. Ведущими социальными группами являются священники и феодалы. Поведение индивидов строго контролируется, регламентируется обычаями, традициями, социальными институтами. В целом для него характерны крайне низкие темпы развития производства, которые могли удовлетворить потребности людей на минимальном уровне и большая невосприимчивость к нововведениям.
Индустриальное (техногенное) общество (возникло примерно 250 лет назад) характеризуется развитием обрабатывающей промышленности. В нем массовое товарное производство организовано на основе общественного разделения труда и машинных технологий. В основе общественного развития лежит последовательный научно-технический прогресс, а ведущей социальной группой становятся бизнесмены. Важными чертами индустриального общества также являются гибкость социальных структур, позволяющая им модифицироваться по мере изменения потребностей и интересов людей, социальная мобильность. Это такое общество, в котором созданы гибкие системы управления, позволяющие разумно сочетать свободу индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность.
В последней четверти ХХ века в развитых странах начинает развиваться постиндустриальное (информационное) общество. Ключевой сферой экономики становится сфера услуг (прежде всего наука и образование). Высокоразвитая рыночная экономика, эффективно использующая НТР, автоматизацию и информационно-компьютерные технологии вот те основные организационно-технические характеристики, которые показывают важность и значимость постиндустриального общества. Ведущей социальной группой становятся научно-технические специалисты. Резко возрастает роль знания и информации. Получив необходимое образование, имея доступ к новейшей информации, индивид получает преимущественные шансы в продвижении по лестнице социальной иерархии. Творческий труд становится основой успеха и процветания как человека, так и общества.
Рис.3. Управление человеческим обществом
Социальные отношения в любом обществе характеризуются как неравные. Социальное неравенство – это условия, при которых люди имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть и престиж. Различия между людьми, обусловленные их физиологическими и психическими особенностями, называются естественными.
Естественные различия могут стать основой для появления неравных отношений между индивидами. Сильные принуждают слабых, которые одерживают победу над простаками. Неравенство, вытекающее из естественных различий, является первой формой неравенства. Однако главной чертой общества является социальное неравенство, неразрывно связанное с социальными различиями.
Социальными называются те различия, которые порождены социальными факторами: разделением труда (работники умственного и физического труда), укладом жизни (городское и сельское население), социальными ролями (отец, враг, политический деятель) и т.д. Социальные различия могут накладываться на естественные, когда, к примеру, ученым становится умный, талантливый человек. Бывают и исключения, когда физически слабые люди обретают силу благодаря оружию.
Неравенство в обществе рассматривают с двух сторон. Во-первых, как свойство общества. Письменная история не знает обществ без социального неравенства. Борьба людей, партий, групп, классов – это борьба за обладание большими возможностями, правами, преимуществами и привилегиями. Если неравенство – неотъемлемое свойство общества, следовательно, оно несет позитивную функциональную нагрузку. И общество воспроизводит неравенство, потому что нуждается в нем, как в источнике развития. Во-вторых, неравенство всегда воспринимается как неравное отношение между людьми, группами, поэтому естественным становится стремление найти истоки этого неодинакового положения в особенностях положения человека в обществе: профессиональном статусе в обладании собственностью, властью, в личных качествах индивидов.
Неравенство многолико и проявляется в различных звеньях единого социального организма: в семье, в учреждении, в малых и больших социальных группах. Оно является необходимым условием организации социальной жизни.
В простом (в первобытном) обществе неравенство было незначительным, в сложных обществах оно очень сильное. Социальное неравенство в современном мире носит глобальный характер, 20 % наиболее богатых жителей Земли получают более 80 % мирового дохода.
Неравенство характеризуется неравномерным распределением дефицитных ресурсов общества – денег, власти, образования и престижа – между различными слоями населения.
Большинство исследователей полагают, что социальная стратификация это - структурированное неравенство различных групп людей, что означает их ранжирование в соответствии с ограниченными ресурсами, которые они контролируют: деньги, собственность, престиж, власть. Иерархически организованную структуру социального неравенства сложно представить себе в виде разделения всего общества на страты (это слово происходит от латинского stratum – слой, настил).
Под стратой понимается определенный социальный срез или слой, выделяемый по одному параметру – доход, образование, собственность и т.п. Слоистое, многоуровневое общество в данном случае можно сравнить с геологическими наслоениями почвы. По сравнению с простыми расслоениями социальная стратификация имеет по крайней мере два существенных отличия. Во-первых, стратификация представляет собой ранговое расслоение, когда высшие слои находятся в более привилегированном положении (в отношении обладания ресурсами или возможностей получения вознаграждения), чем низшие слои. Во-вторых, верхние слои значительно меньше по количеству входящих в них членов общества. Так, элита - верхние слои - составляет, безусловно, меньшинство по сравнению с низшими слоями общества.
Характер социального расслоения, способы его воспроизводства образуют стратификационную систему.
В историческом плане выделяют четыре основных типа стратификационных систем: рабство, касты, сословия, классы.
Рабство– форма максимально жесткого закрепления людей за низшей стратой. Это единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого, лишаясь всяких прав и свобод.
Кастовая система – стратификационная система, предполагающая пожизненное закрепление человека за определенной стратой по этнорелигиозному или экономиче-скому признаку. Каста представляет собой замкнутую группу, которой отводится строго определенное место в общественной иерархии. Это место детерминировалось особой функцией каждой касты в системе разделения труда. В Индии, где кастовая система получила наибольшее распространение, существовала детальная регламентация видов деятельности для каждой касты. Принадлежность к кастовой системе передавалась по наследству, и возможности социального перемещения были ограничены.
Сословная система – стратификационная система, предполагающая юридическое закрепление человека за той или иной стратой. Права и обязанности каждого сословия определялись законом и освящались религией. Принадлеж-ность к сословию в основном передавалась по наследству, но в виде исключения могла быть приобретена за деньги или дарована властью. В целом для сословной системы была характерна разветвленная иерархия, которая выражалась в неравенстве социального положения и наличии многочисленных привилегий.
Сословная организация европейского феодального общества предусматривала деление на два высших сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (купцы, ремесленники, крестьяне). В отличие от кастовой системы здесь иногда допускались межсословные браки и индивидуальные переходы из одного сословия в другое.
Классовая система– стратификационная система, не предполагающая юридического или какого-либо другого способа закрепления индивида за определенной социальной группой. Принадлежность к классам, в отличие от предшествующих стратификационных систем, не устанавливается законодательно и не передается по наследству. Она определяется, прежде всего, владением собственностью, уровнем получаемых доходов.
Классовая система характерна для современного индустриального общества, где существуют возможности свободного перехода из одной страты в другую.
Кроме исторических типов социальной стратификации в социологии выделены модели социальной стратификации.
В западном обществе преобладает следующая модель социальной стратификации. Общество делится на три класса: высший, средний и низший. В каждом из них выделяются промежуточные классы.
Высший класс составляют 5-7 % населения, но он неоднороден.
Высший-высший класс составляют представители влиятельных и богатых династий, обладающих весьма значительными ресурсами власти, богатства и престижа в масштабах государства. Их положение столь прочно, что практически не зависит от конкуренции, падений курса ценных бумаг и других социально-экономических изменений в обществе. Очень часто представители этого класса даже не знают точно размеров своих империй.
Низший-высший класс составляют банкиры, видные политики, владельцы крупных фирм, которые достигли высших статусов в ходе конкурентной борьбы или благодаря различным качествам. Они не могут быть приняты в высший-высший класс, так как либо считаются выскочками (с точки зрения представителей высшего-высшего класса), либо не имеют достаточного влияния во всех областях деятельности данного общества. Обычно представители этого класса ведут жесткую конкурентную борьбу и зависят от политической и экономической ситуаций в обществе.
Средний класс в развитых странах составляет 60-80 % населения. В нем можно выделить 2 промежуточных класса.
Высший-средний класс включает в себя преуспевающих бизнесменов, наемных управляющих фирмами, крупных юристов, врачей, выдающихся спортсменов, научную элиту. Представители этого класса не претендуют на влияние в масштабах государства, однако, в довольно узких областях деятельности их положение достаточно прочно и устойчиво. В своих сферах деятельности они обладают высоким престижем. О представителях данного класса обычно говорят как о богатстве нации.
Низший-средний класс составляют наемные работники – инженеры, средние и мелкие чиновники, преподаватели, научные работники, руководители подразделений на предприятиях, высококвалифицированные рабочие и т.д. В настоящее время этот класс наиболее многочислен в западных, социально стабильных странах. Основные его устремления – повышение статуса в рамках данного класса, успех и карьера. В связи с этим для представителей данного класса очень важным моментом является экономическая, социальная и политическая стабильность в обществе. Выступая за стабильность, они являются основной поддержкой существующей власти.
Вторая основная модель социальной стратификации – ромбовидная. В современном мире она является преобладающей. Рассмотрим на примере современной России. Высший класс составляет 5-7 % населения, средний класс – 15-30 %, низший – 60-70 %.
В процессе развития демократических и рыночных реформ социальная стратификация российского общества претерпела значительную трансформацию.
Коренным образом изменился сам характер стратифика-ционной системы. В советском обществе преобладала система, построенная на властных иерархиях и формальных рангах, а в современном российском обществе формулирование стратификационной системы происходит на экономической основе, когда главными критериями становятся уровень доходов, владение собственностью и возможность осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность.
В российском обществе, считающемся переходным, а потому нестабильным, доля среднего класса не очень высока, но по мере развития промышленности и подъема экономики нашей страны удельный вес среднего класса будет возрастать.
Проблема формирования среднего класса находится в центре внимания политиков: ее решение неизменно входит в число программных задач политических образований как поддерживающих формирующийся порядок, так и оппозици-онных. Наличие и рост среднего класса рассматриваются сегодня как свидетельство эффективности проводимых в России преобразований.
Таким образом, общество как совокупность отношений в своей законченной трактовке позволяет решить целый ряд теоретических вопросов, поскольку признает гомогенность своих границ, а также свою более сложную пространственную форму. Оно позволяет объяснить экспансию вовне (империи, цивилизации), факторы общественного (социокультурного) обмена внутри и между обществами, т.е. принципиальную открытость социальных систем наряду с возможностью исполнить оперативную засекреченность, прервать отношения в определенном спектре каналов обмена или в отдельных сегментах общества.
Все социальные передвижения личности или общественной группы включаются в процесс мобильности. Согласно определению П. Сорокина, под социальной мобильностью понимают произвольный переход индивида, группы, социального объекта, ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной общественной позиции к другой, в результате чего социальное положение индивида или группы изменяется.
П. Сорокин различает 2 типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность - это переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне. Например, переход индивидуума из одной семьи в другую, из одной религиозной группы в другую, а также смена места жительства. Во всех этих случаях человек не меняет социального слоя, к которому он относится, или социального статуса.
Но наиболее значительным процессом является вертикальная мобильность, представляющая собой совокупность взаимодействий, содействующих переходу индивида или социального объекта из одного социального слоя в иной. Сюда входит, например, служебное повышение (профессиональная вертикальная мобильность), существенное улучшение благосостояния (экономическая вертикальная мобильность) или переход в более высокий социальный слой, вертикальная мобильность).
Социальная мобильность Изменение индивидом или группой своей позиции в социальном пространстве |
Вертикальная Мобильность Социальное переме-щение, связанное с повышением или понижением социального статуса |
Горизонтальная мобильность Социальное перемеще-ние, не связанное с повышением или понижением социального статуса |
Восходя- щая мо-бильность |
Нисходя-щая мо-бильность |
Рис. 4. Виды социальной мобильности
Общество может возвышать статус одних индивидов и уменьшать статус других. И это понятно: одни индивиды, имеющие талант, энергию, молодость, должны вытеснять с высших статусов других индивидов, не обладающих этими качествами. В зависимости от этого различают восходящую и нисходящую социальную мобильность или социальный подъем и социальное падение. Восходящие течения профессиональной экономической и политической мобильности существуют в двух основных формах: как индивидуальный подъем из низшего слоя в высший и как создание новых групп индивидов. Эти группы включаются в высший слой рядом с уже существующими или вместо них. Аналогично нисходящая мобильность существует как в форме выталкивания отдельных индивидов с высоких социальных статусов на более низкие, так и форме понижения социальных статусов целой группы. Примером второй формы нисходящей мобильности может служить падение социального статуса профессиональной группы инженеров, которая некогда занимала весьма высокие позиции в нашем обществе, или снижение статуса политической партии, теряющей реальную власть. Факторами, усиливающими коллективную мобильность, являются реорганизация социальной структуры и переход к новой системе стратификации, пониженные возможности индивидуальной мобильности в данном обществе, связанные с изменением значений придаваемых в нем статусам.
Для количественной оценки процессов мобильности обычно используют показатели скорости и интенсивности социальной мобильности. Под скоростью мобильности понимается «вертикальная социальная дистанция или число страт - экономических, профессиональных или политических, которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за определенный промежуток времени. Например, некоему индивиду в течение трех лет после окончания института и начала работы по специальности удается занять должность заведующего отделом, а его коллеге, закончившему институт вместе с ним, - должность старшего инженера. Очевидно, что скорость мобильности выше у первого индивида, так как за указанный промежуток времени он преодолел больше статусных уровней. С другой стороны, если какой-либо индивид в результате сложившихся обстоятельств или личной слабости с высокого общественного положения скатывается на дно общества, то говорят, что у него высокая скорость социальной мобильности, но направленная вниз по статусной иерархии.
Под интенсивностью мобильности понимается число индивидов, меняющих социальные позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени. Число таких индивидов в какой-либо социальной общности дает абсолютную интенсивность мобильности, а их доля в общей численности данной социальной общности показывает относительную мобильность. Например, если мы будем учитывать число индивидов в возрасте до 30 лет, разведенных и перешедших в другие семьи, то речь пойдет об абсолютной интенсивности горизонтальной мобильности в данной возрастной категории. Если мы будем рассматривать отношение числа перешедших в другие семьи к численности всех индивидов в возрасте до 30 лет, то речь пойдет об относительной социальной мобильности в горизонтальном направлении.
Часто возникает необходимость рассмотреть процесс мобильности с точки зрения взаимосвязи ее скорости и интенсивности. В этом случае используется совокупный индекс мобильности для данной социальной общности. Таким путем можно, например, сравнить одно общество с другим с целью выяснения, в каком из них или в какой период мобильность по всем показателям выше. Такой индекс может быть рассчитан отдельно по экономической, профессиональной или политической области деятельности.
В стабильно развивающемся обществе перемещения по вертикали носят не групповой, а индивидуальный характер. То есть поднимаются и опускаются по ступеням социальной иерархии не экономические, политические или профессиональные группы, а отдельные их представители, более или менее удачливые, желающие преодолеть притяжение привычной социокультурной среды. Сказанное не означает, что эти передвижения не могут быть массовыми. Напротив, в современном обществе водораздел между стратами многими преодолевается сравнительно легко. Дело в том, что индивид, отправившийся в тяжелый путь наверх, идет независимо. И в случае успеха изменит не только свое положение в вертикальной иерархии, но и сложит социально-профессиональную группу. Круг профессий, имеющих и вертикальную структуру (как например, в артистическом мире - звезды, имеющие миллионные состояния, и артисты, перебивающиеся случайными заработками), ограничен и не имеет принципиального значения для общества в целом. Рабочий, успешно проявивший себя на политическом поприще и сделавший головокружительную карьеру, дослужившись до министерского портфеля или добившись избрания в парламент, порывает со своим местом в социальной иерархии и со своей профессиональной группой. Разорившийся предприниматель скатывается вниз, теряя не только престижное место в обществе, но и возможность заниматься привычным делом.
Основной причиной индивидуальной мобильности является неудовлетворенность оценкой личного статуса и образа жизни, связанных с определенной классовой принадлежностью. Современное общество отличается достаточно высокой интенсивностью передвижения индивидов по вертикали. Однако история не знала ни одной страны, где вертикальная мобильность была бы абсолютно свободной, а переход из одного слоя в другой осуществлялся без всякого сопротивления. П. Сорокин убедительно показывает наличие «социальных лифтов» для социальной циркуляции. Самыми известными каналами являются армия, церковь, образование, семья, собственность, политическая деятельность.
Армия функционирует в качестве канала не в мирное, а в военное время. Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий из более низких чинов. В военное время солдаты продвигаются благодаря таланту и храбрости. Повысившись в звании, они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатств. Известно, что тысячи европейских командующих достигли самого высокого положения благодаря армии (Наполеон, Кромвель и т.д.).
Церковь как канал социальной мобильности переместила большое число людей с низов до вершин общества. Например, институт целибата (безбрачия), введенный в ХI в. папой Григорием VII, обязывал католическое духовенство не иметь детей. Благодаря этому после смерти должностных лиц освободившиеся позиции заполнялись новыми людьми. Помимо восходящего движения церковь была каналом нисходящего движения. Тысячи еретиков, язычников, врагов церкви были отданы под суд, разорены и уничтожены.
Институты образования и воспитания являются мощным каналом социальной циркуляции. Демократические страны относятся к обществам, где образование доступно всем его членам. Образование рассматривается как самый быстрый и доступный «социальный лифт». В открытом обществе такой лифт движется с самого низа, проходит по всем этажам и достигает самого верха.
Так, система образования позволяет наиболее способным и одаренным подняться на высшие этажи социальной иерархии.
Накопленные богатства и деньги – один из самых простых и действенных способов социального продвижения.
Институт собственности и наследования укрепляет и изменяет слой собственников.
Семья и брак становятся каналами социального продвижения в том случае, если в союз вступают представители разных социальных статусов. В европейском обществе распространенным был брак бедного, но титулованного компаньона с богатым, но не знатным. В результате оба продвигались по социальной лестнице, получив то, что каждый хотел. Пример нисходящей мобильности мы находим в античности. По римскому закону свободная женщина, вышедшая замуж за раба, сама становится рабыней и теряет статус свободного гражданина. Семья превратилась в главный механизм отбора, определения и наследования социального статуса.
Брак с представителем более высокого статусного слоя во все времена служил лучшим средством преодоления барьеров, стоящих на пути социальной стабильности. Подобный социальный лифт позволяет осуществить перемещение даже при отсутствии выдающихся интеллектуальных способностей.
Таким образом, процесс мобильности в целом принимает самые многообразные формы – от простого перехода из семьи в семью до хитроумных и сложных действий, направленных на достижение высокого статуса.
В демократическом обществе, где нет социальных, национальных и других ограничений, работает социальный механизм, замедляющий мобильность. Это механизм конкуренции, которая выражается в любой борьбе за повышение социального статуса.
Социальная мобильность – это естественный социальный процесс. Его цель – стабилизация общества, организация социального обмена, своевременная смена свободных социальных позиций, удовлетворение социальных и личных потребностей людей во власти, влиянии и авторитете.
Вопросы для самоконтроля
1. Перечислите основные процессы, протекающие в обществе?
2. Почему общество можно рассматривать как социокультурную систему?
3. Перечислите возможные пути развития общества?
4. Охарактеризуйте индустриальное общество?
5. Назовите основные черты условно-статистической структуры общества?
Лекция 3. ЛИЧНОСТЬ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ
1. Понятие личности. Теории личности в социологии
2. Социальный статусы и социальные роли личности
3. Социализация личности
Личность изучается рядом наук. Социология в этом ряду выступает как решающая, определяющая наука. Социология опирается на размышления самых разных наук, но концентрирует свое внимание на одной стороне изучения личности – личность как источник, как неразделимый элемент социальной жизни и реальный ее носитель.
В социологии принято различать понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». «Человек» означает принадлежность живого существа к роду человеческому. «Индивид» – это отдельный представитель человеческого рода, носитель личностных качеств. Личностьже– это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, продукт общественного развития (социализации) и включения людей в систему социальных отношений посредством деятельности и общения. Поскольку один человек отличается от другого как личностными (социальными) качествами, так и биологическими (унаследованными и приобретенными), то еще употребимо и понятие «индивидуальность», под которым понимается единство неповторимых свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).
Социологические концепции личности достаточно ясно оформились во второй половине ХIХ - начале ХХ в. Все они признают личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из различных социальных факторов.
К. Маркс одним из первых создал концепцию личности. В марксистской теории личности главный акцент смещен в сторону взаимодействия личности и общества.
С точки зрения Маркса и Энгельса человек формируется в результате активной предметной деятельности (труда) и связанного с нею общения. Поскольку труд является коллективной деятельностью, человек, им занимающийся, неизбежно оказывается втянут в социальные отношения и общение в ходе которых формируются речь, мышление и мировоззрение. Это верно как для филогенеза человека (его эволюции как биологического вида), так и для его онтогенеза (формирования конкретной личности). Таким образом сущность человека, и как биологического, и как социального существа, с точки зрения марксизма, состоит в труде.
Важнейшую роль в марксистском понимании личности играет понятие отчуждения человека, которое понималось как отчуждения труда. Маркс писал:
«В чем же заключается отчуждение труда?
Во-первых, в том, что труд является для рабочего чем-то внешним, не принадлежащим к его сущности; в том, что он в своем труде не утверждает себя, а отрицает, чувствует себя не счастливым, а несчастным, не развивает свободно свою физическую и духовную энергию, а изнуряет свою физическую природу и разрушает свои духовные силы. Поэтому рабочий только вне труда чувствует себя самим собой, а в процессе труда он чувствует себя оторванным от самого себя. У себя он тогда, когда он не работает; а когда он работает, он уже не у себя. В силу этого труд его не добровольный, а вынужденный; это – принудительный труд. Это не удовлетворение потребности в труде, а только средство для удовлетворения всяких других потребностей, но не потребности в труде. Отчужденность труда ясно сказывается в том, что, как только прекращается физическое или иное принуждение к труду, от труда бегут, как от чумы. Внешний труд, труд, в процессе которого человек себя отчуждает, есть принесение себя в жертву, самоистязание. И, наконец, внешний характер труда проявляется для рабочего в том, что этот труд принадлежит не ему, а другому, и сам он в процессе труда принадлежит не себе, а другому. Подобно тому как в религии самодеятельность человеческой фантазии, человеческого мозга и человеческого сердца воздействует на индивидуума независимо от него самого, т.е. в качестве какой-то чужой деятельности, божественной или дьявольской, так и деятельность рабочего не есть его самодеятельность. Она принадлежит другому, она есть утрата рабочим самого себя.
В результате получается такое положение, что человек (рабочий) чувствует себя свободно действующим только при выполнении своих животных функций – при еде, питье, в половом акте, в лучшем случае еще расположась у себя в жилище, украшая себя и т.д., – а в своих человеческих функциях он чувствует себя только лишь животным. То, что присуще животному, становится уделом человека, а человеческое превращается в то, что присуще животному».
В будущем коммунистическом обществе, как мечтали основатели марксизма, где рабочие будут трудиться сами на себя, сами будут распоряжаться результатами своего труда, это отчуждение будет ликвидировано, а люди получат возможность становиться более гармонично развитыми личностями.
Представленная в марксистской социологии модель личности позволяет говорить о личности как о сложном, внутренне структурированном образовании. На сложность и многоплановость структуры личности обратил внимание
З. Фрейд в начале ХХ столетия. Если в марксистской социологии акцент делался на взаимодействии личности и общества, то З. Фрейд сделал попытку связать биологические начала и социальные.
В структуре личности З. Фрейд выделил три основных психических компонента – «Оно», «Я» и «Сверх Я», лежащих в сферах бессознательного и сознательного.
Подсознание («Оно») включает биологические потребности: сексуальные желания, отправление естественных надобностей, потребность в пище и т.д. «Оно» - зерно, из которого произрастают в процессе социализации «Я» и «Сверх Я». Это строительный материал личности, резервуар инстинктивной психологической энергии (либидо). Мы не можем заглянуть в наше подсознание иначе, как осознав его, сделав объектом мысли, рефлексии. Но слова, проникающие в подсознание, искажают первозданный образ. Бессознательное, согласно З. Фрейду, принципиально не может проявиться словесно, но лишь косвенно: в оговорках, снах, фантазиях, бреду. Нашим подсознанием правит принцип удовольствия. В каждом человеке сидит некий лодырь, который говорит: «Буду делать только то, что мне нравится». Это есть принцип удовольствия, нам приходится с ним постоянно бороться, часто делая то, что нам не нравится, что должен делать.
Сознание, или «Я» (Эго) – компонента личности, управляющая нашими контактами с внешним миром. Когда человек появляется на свет, у него есть только биологические потребности. Они требуют немедленного удовлетворения, которые доставляют организму удовольствие, однако все больше и больше родители, а затем и окружающие приучают ребенка ограничивать проявление естественных потребностей, вести себя по правилам, сообразуясь с реальной обстановкой, делать то, что должен.
Так, в процессе воспитания человек приучается ограничивать себя. Постоянно формируется его «Я», которым управляет другой принцип – принцип реальности. Он вынуждает его во всем слушаться рассудка, логических аргументов, извлекать из всего выгоду, манипулировать обстоятельствами и людьми, все подвергать критике и сомнению, не доверять первому встречному, скрывать мысли от окружающих. Рациональное «Я» делает нас не только черствыми, бездушными, прагматичными, но также предприимчивыми, расчетливыми, способными добиваться успеха и выходить из трудных обстоятельств. Мы обязаны своему «Я» появлением самого современного орудия – логики мышления, механизма принятия решений. Достижения цивилизации - во многом результат деятельности «Я».
«Сверх Я» Фрейда – это пересаженные в голову человека культурные нормы, правила, требования, запреты, стереотипы, законы. «Сверх Я» - среда обитания нравственных чувств.
З. Фрейд рассматривал человека, как стремящегося к удовольствию, а общество как систему запретов, табу. Бессознательные (в первую очередь сексуальные) стремления личности образуют ее потенциал и основной источник активности, задают мотивацию ее действий. В силу невозможности удовлетворения инстинктивных потребностей в их естественно-природной форме из-за социальных нормативных ограничений человек вынужден постоянно искать компромисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой его реализации. Это модель личности, постоянно обороняющейся от общественного давления и находящейся в конфликте с социальным окружением.
Дата добавления: 2015-09-29; просмотров: 5902;