Глава I. Общая характеристика правосознания как юридической категории
В первом параграфе данной главы - Понятие и сущность правосознания - предпринята попытка рассмотреть правовое сознание как духовно-культурное
и правовое явление общества, исследуется его понятие, особенности, сущность, содержание, социальная роль.
На наш взгляд, к характерным чертам, признакам правосознания относятся следующие:
- во-первых, только для правосознания основным объектом отражения является право, юридическая действительность. Конечно, правовые явления отражаются и другими формами общественного сознания (например, религиозным, политическим, моральным), но для них они не являются главным объектом познания;
- во-вторых, правовое сознание не только отражает юридическую реальность, но ивесьма активно вторгается в нее, изменяет, развивает, совершенствует. В результате этого возникают правовые теории, учения, концепции, призванные выявить и объяснить закономерности государственно-правового развития общества. Знание же правовых закономерностей позволяет избежать перекосов в правотворчестве, ибо без правосознания немыслим сам процесс правовой регламентации общественных отношений;
- в-третьих, по содержанию правовое сознание является специфическим духовным феноменом. Ибо оно образовано из правовых представлений, взглядов, идей, теорий, концепций, чувств, эмоций, настроений, переживаний, психологических реакций, импульсов, внушения, подражания и т. д. Чтобы адекватно отразить и осмыслить все богатство и многообразие общественных отношений, правосознанию необходимо иметь в своем арсенале эффективные и разнообразные правомыслительные процедуры, аналитический инструментарий, развитые психологические механизмы отражения. Это характерная черта правового сознания как правокультурной формы общественного сознания;
- в-четвертых, правосознание обладает таким свойством, как нормативность. Правовое сознание является специфическим видом общественного сознания, а именно нормативным осмыслением, осознанием социально-правовой действительности, общественных реалий. Правосознание - это правовые представления и правовые чувства общего характера, имеющие нормативное значение для поведения людей (В.А. Бегинин);
- в пятых, правовое сознание обладает своим категориально-понятийным аппаратом. В процессе отражения и познания юридической материи оно оперирует такими категориями, как объективное и субъективное право, юридическая обязанность, ответственность и др. В них заключается качественная специфика данной разновидности общественного сознания;
- в-шестых, особенностью правового сознания является также и то, что оно коррелятивно праву как нормативно-властному регулятору общественных отношений. Юридические законы, кодексы, регламенты, положения, уставы - это все результат функционирования правового сознания, его "кристаллизация". Через право определенный тип правосознания становится господствующим, доминирующим, официально признаваемым, государственным;
- в-седьмых, правовое сознание тесно связано с государством. В этом
конкуренцию ему может составить только политическое сознание, но у последнего связь с государственной властью носит несколько иной характер (здесь непосредственно не происходит образования юридических норм);
- в-восьмых, для правосознания характерна психологическая сторона, основанная на правовых чувствах, эмоциях, переживаниях и т. д. В правовом сознании могут концентрироваться как позитивные, так и негативные юридические чувства. К первым относятся: чувство права, законности, справедливости, долга перед обществом и государством и т.д. Ко вторым - стремление к беззаконию, произволу, правовой безответственности, неприятие общепризнанных юридических ценностей и многое другое.
Правосознание как духовная форма освоения правового бытия чрезвычайно богата. Правовое осознание действительности происходит в результате "работы" всей совокупности содержательных элементов правовой ментальности. Здесь нельзя с арифметической точностью выделить чисто идеологический, психологический, ментальный компоненты. Жизнь правового сознания не поддается такому измерению, ибо процесс познания правовой сферы жизни общества есть органическое сочетание множества элементов. Попытка свести правосознание лишь к идеологии или психологии, неверна и бесперспективна, ибо "чистой мысли не существует, мысль насыщена велениями, эмоциями и страстями".[2]
Духовное и культурное бытие правосознания предполагает правовую рефлексию, юридическое "чувствование", созерцание права, взгляд в прошлое, настоящее и будущее права, юридической культуры.
В контексте юридического позитивизма под правосознанием обычно понимают определенные восприятия правовых феноменов, их проекцию на сознание. Представляется, что видение правового сознания как психологического комплекса отражательных способностей ставит его в узкие рамки государственно-правовой жизни, не позволяет должным образом сфокусировать правовое внимание на духовном начале правосознания. Духовно-нравственный смысл правосознания в этом случае оказывается невостребованным личностью, обществом, государством.
В настоящее время назрела потребность выхода из данного узкого, одностороннего правоосознания, правоосмысления, правочувствования в сторону более широкого, комплексного, содержательного подхода, который условно можно назвать духовно-правовым, культурологическим, общегуманитарным. В этом случае правосознание, рассматривается не только в позитивистском ключе, но и в духовно-культурном, естественно-правовом, общечеловеческом измерении.
По мнению диссертанта, правовое сознание необходимо анализировать прежде всего как духовный и культурный феномен, имеющий собственную
программу развития правовой сферы жизни общества и государства. Поэтому сущность правового сознания, на наш взгляд, можно раскрыть только с учетом применения категории "менталитет". Это связано, прежде всего, с тем, что как индивидуальное, так и общественное правосознание имеет в своей основе определенную постоянность действий, реакций, устремлений, желаний, чувств и т. п. Причем многие правовые действия субъектов общественных отношений отличаются стереотипностью, автоматизмом, иначе говоря, специфической заданностью в рамках той или иной правокультурной традиции.
В итоге автор определяет правосознание как систему правовых представлений, идей, взглядов, убеждений, теорий, чувств, эмоций, настроений, психологических переживаний и т.д., складывающихся в процессе освоения правовой действительности, ее отражения, осмысления, познания, чувствования.
Наряду с указанными слагаемыми правосознания, в нем, по мнению диссертанта, можно выделить еще такие, как юридические мотивы, привычки, интуицию, ментальные установки, стереотипы, правовое внушение, подражание, реакции, импульсы и многое другое.
Второй Параграф - Право и правосознание - посвящен анализу соотношения данных юридических феноменов общества. В диссертации подчеркивается важность исследования этой проблемы в рамках теории правосознания. Отмечается, что в правосознании заложена идея права как определенной системы нормативных установлений, идея закона как объективно необходимого для общества социального регулятора. В онтологическом и сущностном аспектах правовое сознание не есть лишь осмысление права, но оно есть также духовная направленность к справедливому праву, его нравственной и гуманистической цели.
Правовое сознание находит свое материальное, институциональное воплощение в позитивном праве. Сама цель существования правосознания заключается в творческом обеспечении функционирования права. Правосознание неразрывно связано с правом, испытывает глубокое воздействие последнего. Право и правосознание генетически родственны, являются структурными элементами правовой системы общества, и при отсутствии хотя бы одного из них данная конструкция теряет смысл.
Различия между правом и правосознанием состоят в следующем:
1) Правовое сознание является идеологическим источником положительного права. Право должно идейно "освящаться" правосознанием, ибо созидание юридических норм предполагает интеллектуальную деятельность.
2) В содержательном аспекте данные правовые феномены различны, ибо право состоит из норм (правил поведения), а правовое сознание - системы правовых представлений, идей, теорий, чувств, эмоций, переживаний, настроений. Правосознание есть идеальная форма бытия права, где через интеллектуально-психологические механизмы преломляются все проявления правовой сферы жизни общества.
3) По механизму воздействия на общественные отношения право отличается от правосознания тем, что оно регулирует поведение субъектов с точки зрения предоставления им прав и свобод, наложения на них определенных юридических обязанностей, применения принудительных мер наказания и т. п. В то время как правосознание задает лишь программу правового поведения личности, оказывая на нее общее воздействие. Правосознание - это идея, мысль, эмоция, а позитивное право есть состоявшаяся объективация первого.
4) В функциональном смысле правосознание выполняет ряд функций, которые не свойственны праву, а именно познавательную, оценочную и др.
5) Правовое сознание общества отличается плюрализмом, поливариантностью. Существует не только господствующее, официальное правосознание, но и множество других разновидностей данной формы общественного сознания. Законодательство же у государства одно и здесь не может быть никакого юридического плюрализма.
Взаимодействие права и правосознания подчиняется известным диалектическим законам. Это взаимосвязанные и взаимодополняемые категории юридического мира. Правовые нормы, с одной стороны, являются продуктом правосознания, а с другой - они представляют собой структурный элемент системы права. Право и правовое сознание настолько органично взаимосвязаны между собой, что на практике их порой трудно разделить.
В третьем параграфе - Конституция РФ и современное правосознание - делается попытка выделения конституционного правосознания как самостоятельной научной категории. Анализируются особенности современного российского конституционного сознания, его влияние на конституционное развитие России. Диссертант отмечает, что не имея опору в духовно-нравственном правосознании, Конституция не может стать истинно легитимным Основным Законом государства, ибо, занимая в иерархии нормативно-правовых актов ведущее место, она призвана отражать интересы народа, общества, создавать важнейшие правовые ориентиры для законодателя, правоприменителя в целях созидания всех других юридических актов.
Если в структуре российского правового сознания правовая психология по сравнению с правовой идеологией осталась более устойчивой, то последняя подверглась радикальным изменениям. Это вполне закономерно, ибо уход от старого тоталитарного прошлого потребовал искать новые гуманные социальные ориентиры и координаты, в рамках которых возможно формирование иного образа мышления, стиля поведения, отличающегося от прежнего демократичностью, свободой, открытостью, толерантностью.
Современная российская Конституция закрепляет правовые идеи, ценности, институты, ранее отвергавшиеся социалистическим правосознанием (теория правового государства, принцип разделения властей, естественные права человека, приоритет личности перед государством, право частной собственности и многое другое). Данное обстоятельство требует научного осмысления, практических выводов.
Нормальное, зрелое правосознание относится к Конституции с необходимой долей почтения, осознающее ее необходимость в общественной жизни как своеобразного юридического барометра, по которому сверяют свои действия члены общества. Конституция должна аккумулировать в себе лучшие образцы, стандарты юридически значимой деятельности, иметь нравственно-правовые корни в народном правосознании.
В четвертом параграфе - Соотношение правосознания с другими формами общественного сознания - диссертант рассматривает взаимодействие правосознания с моральным, политическим, религиозным сознанием.
Одним из наиболее генетически родственных праву явлений является мораль, поскольку в своей духовной сущности их телеологические устремления совпадают. Общим конструктивным моментом правового и морального сознания выступает их целенаправленность на упорядочение общественной жизни, стремление трансформировать социальный хаос в цивилизованный порядок.
В культурном пространстве отдельного индивида, социума моральное и правовое сознание не разделены непроходимым барьером, а сосуществуют как взаимопроникающие явления. Это связано, прежде всего, с тем, что данные феномены в онтическом порядке вещей парные категории, в аксиологическом имеют родственные социальные корни развития.
Следует отметить, что в категориально-понятийном аспекте правовое и моральное сознание все же разные явления, так как, несмотря на отмеченную выше тесную взаимосвязь, в процессе своего функционирования они оперируют различными оценочными категориями. Если для первого характерны такие понятия и категории, как право (в объективном и субъективном смысле), юридическая обязанность, законность, ответственность, правомерное и неправомерное и т.д., то мораль оценивает поведение людей главным образом, с точки зрения добра и зла.
Правосознание тесно взаимодействует также с политическим сознанием. Политическое сознание правящих элит в значительной степени детерминировано уровнем развития и сущностью доминирующего в обществе правового сознания. Отрыв последнего от жизненных корней культурно-духовного строя народа (традиции, обычаи, фольклор, нравственные, религиозные и иные устои) бумерангом отражается на политическом правосознании, на политике государства в целом.
Созидание правовых норм является одной из основных функций правосознания. В ходе реализации данной функции формируются политико-правовые ориентиры деятельности государства, политической власти. Собственно говоря, позитивное право и есть юридическое оформление функционирования политической власти. Через систему юридических норм власть осуществляет процесс регулирования важнейших видов политических отношений.
Взаимодействие правосознания и политической власти должно иметь своей основной целью достижение общего блага. Вектор политического правосознания как раз и должен быть направлен на синхронизацию (насколько это возможно) личного и общественного интереса.
Взаимодействие правового и религиозного сознания является малоисследованной проблемой. Религиозное сознание есть продукт духовной жизни человека, общества. Но по сравнению с правосознанием, оно отличается архаичностью, консервативностью.
Для религиозного сознания характерен специфический способ духовного переживания, связанный с особым типом мировосприятия, мироощущения, мирочувствования, которому присуще смещение центра тяжести с интеллектуально-мыслительной деятельности в сторону иррациональных, интуитивных элементов познания окружающей реальности.
В отличие от правосознания религия осознает мир с помощью такого способа жизни духа, как вера. В тоже время, закрепление в позитивном праве многих религиозных заповедей, запретов, догм, например, "не убий", "не лжесвидетельствуй", "не причиняй вреда ближнему" и т. д., подчеркивает неразрывную связь правового и религиозного сознания, ибо, чтобы воплотиться в нормах права, они должны быть осмыслены правосознанием.
Таким образом, духовно развитое правосознание предполагает религиозный порыв к высшему духовному идеалу.
Пятый параграф - Правосознание и правовая культура - посвящен анализу соотношения данных правовых явлений. В работе отмечается, что правовое сознание есть узловой корень бытия правовой культуры, оправдания ценности ее онтических свойств. Это объясняется, прежде всего, тем, что юридические ценности получают свою аксиологическую интерпретацию через достигнутый уровень правосознания.
Именно разная степень нравственной и культурно-исторической зрелости этнической правовой ментальности у различных народов, в значительной мере определяет уровень развития правовой культуры того или иного общества.
Отсюда следует, что поскольку у каждого этноса свой, сугубо неповторимый этнический правовой менталитет, то содержание юридической культуры данного народа будет иметь уникальные особенности.
Бытие правосознания требует объективированных форм проявления вовне имманентно присущих ему потенций, иначе говоря, завуалированные культурные резервы данной разновидности социального сознания трансформируются из трансцендентального мира эйдоса права в конкретную, осязаемую правовую реальность.
Духовно развитое и нравственно устремленное правовое сознание есть смыслообразующая и системообразующая логическая подструктура такого сложно структурированного феномена, как правовая культура. Правовое сознание, правовой менталитет в системе юридической культуры единственные в своем роде одновременно познаваемые и познающие сущности.
Онтологический и аксиологический статус правовой культуры общества
в значительной степени коренится в духе права, чувстве права, этнической идентичности глубинных слоев духовно развитого правосознания. Без этого она утрачивает культурную рефлексию, юридическая деятельность органов государства перестает быть адекватной сущности народного духа, велениям времени и вследствие этого неизбежно обречена на "прозябание".
Именно от степени развитости правового сознания личности в огромной мере зависит состояние юридической мысли, науки в обществе. Без этого трудно говорить о высоком уровне развития правовой культуры, ибо правовая мысль объективизируется в различных произведениях (книги, статьи и др.), юридических памятниках, документах.
Через соответствующие правовые образовательные центры, учреждения она задает определенный интеллектуальный юридический ритм правовой системы общества. Не случайно, что одним из основных элементов правовой системы предстает господствующая правовая идеология. А последняя, есть проявление соответствующей юридической мысли.
Теоретическое правовое мышление позволяет понять место и роль юридической культуры в жизни общества, осознать ее ценности, закономерности и тенденции развития. Правовая мысль в общечеловеческом измерении впитывает в себя лучшие духовные достижения других национальных правовых культур, правовые открытия тех или иных юридических традиций.
Таким образом, правосознание является одним из важнейших компонентов правовой культуры, оказывая на последнюю активное влияние. В зависимости от уровня, характера, содержания, направленности правового сознания определяется интеллектуально-эмоциональное содержание правовой культуры, ее ценностные установки, ориентации, приоритеты.
В шестом параграфе - Функции правосознания - рассматриваются функциональные характеристики правового сознания, его социальная роль и основные направления воздействия на юридическую действительность. По мнению диссертанта, правовое сознание является духовной структурой, идеальной функциональной системой духовно-ценностного освоения правового бытия. Отсюда следует, что правосознание следует анализировать как социальную систему со специфическим набором функций.
В отечественном правоведении выделяют следующие основные функции правосознания: 1) познавательная; 2) оценочная; 3) регулятивная. Некоторые авторы считают, что есть и другие функции правосознания, например, правового моделирования (Е.А. Лукашева), идеологическая, нормативно-прогностическая (В.А. Щегорцев).
По мнению автора, заслуживают внимания также информационная, воспитательная, мотивационная, телеологическая функции. Так, для информационной функции характерно доведение до граждан, должностных лиц, общественных организаций, государственных органов определенной суммы юридической информации. Однако, если информационная функция направлена лишь на ознакомление субъектов права с определенными правовыми сведениями,
без специальной цели проведения юридического всеобуча и воспитания, то воспитательная функция, напротив, нацелена на формирование правовых знаний, убеждений, установок и т.д.
Мотивационная функция призвана побудить человека, социальную общность к юридической активности. Истинное правовое сознание как раз и ценно в том смысле, что формирует у субъекта нацеленность на осознанное правомерное поведение. Телеологическая (целевая) функция правосознания формирует цель права, правопорядка, законности, правотворчества, правореализации и иных юридических проявлений социальной действительности.
Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 1815;