Правосознание Понятие сознания и сущность правосознания

Человек, в результате эволюции выделившись из животного мира, приобрел очень важное качество - способность мыслить, т. е. отражать в своем сознании окружающий мир, соотносить свое поведение с поведением других людей. Воздействуя на человека, окружаю­щий мир отражается в виде представлений, мыслей, идей, которые, в свою очередь, закреп­ляются в продуктах человеческой культуры: в языке, нормах морали, обрядах, традициях. Развитое сознание формируется у человека только тогда, когда он вовлекается в обще­ственную жизнь, приобщается к ее культурному наследию. Поэтому нельзя рассматривать сознание в отрыве от явлений общественной жизни. "Сознание... с самого начала есть обще­ственный продукт и остается им, пока вообще существуют люди" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., Т.З, С. 29.). Понятие "сознание" включает в себя личное (индивидуальное) и общественное сознание. Общественное сознание - это целостное духовное явление, которое обладает определен­ной внутренней структурой, включающей различные уровни (от обыденного до теоретическо­го) и формы сознания (политическое, нравственное, религиозное). Следует иметь в виду, что общественное сознание не является просто совокупностью сознаний отдельных личностей, как например, общество не является "суммой составляющих его людей". Между личным и общественным сознанием происходит постоянное взаимодействие. Выработанные обществом нормы сознания, становятся личными убеждениями человека, основой его поведения. В свою очередь, личные идеи и убеждения приобретают качество об­щественной ценности, когда они входят в состав общественного сознания. В зависимости от характера человеческих отношений общественное сознание может приобретать форму религиозного, эстетического, нравственного и правового сознания. Правосознание - это одна из форм общественного сознания, которая выражает пред­ставления и чувства людей о праве и его реализации в общественных отношениях. Правосознание - одна из специфических форм общественного сознания. В этом качестве оно включает и аккумулирует политические, нравственные, философские, религиозные, технократические и иные проявления духовной жизнедеятельности людей и является интеллектуальным выражением их общественной и индивидуальной жизни. В содержание правосознания входят четыре основных вида оценочных отношений: к праву и законодательству (его прин­ципам, нормам, институтам); к правовому поведению окружаю­щих и к объектам деятельности (преступности, преступлениям, преступникам); к правоохранительным органам (прокуратуре, адвокатуре, суду, юстиции, органам внутренних дел, их деятель­ности); к своему правовому поведению (самооценка). Правосознание как особая форма сознания - это совокупность идей, теорий, чувств, эмоций, взглядов, представлений, убеждений, настрое­ний и т.п., в которых выражается отношение индивидов, объединений или всего общества в целом, выражающих отношение к праву действо­вавшему, действующему и желаемому. Правосознание существует «до», «после» права и «параллель­но» с ним и является, во-первых, его источником, отражающим объективные потребности развития общества, во-вторых, одним из обязательных механизмов (инструментов) реализации, во­площения в жизнь, в-третьих, средством оценки соответствия поведения (деятельности) нормам права. Будучи в известном смысле непосредственным источником права, правосознание находит свое выражение в правовых ак­тах, оказывает воздействие на сам процесс и результате право­творчества. Через правовое сознание и благодаря именно ему законодатель, как говорил Гегель, «улавливает дух своей эпохи» и отражает его в правовых актах. Правовые нормы, в свою очередь, оказывают воздействие на развитие правового сознания граждан, формирование правиль­ных представлений о правовых принципах и нормах, правоот­ношениях, ответственности. Характерные черты и виды правосознания Сущность правосознания проявляется в его особенностях: 1. Правосознание не может существовать вне зависимости от иных форм общественного со­знания, к которым, например, относится мораль. Нравственные, политические и иные идеи и представления активно воздействуют на формирование и реализацию норм права. 2. В правосознании отражаются только те явления жизни общества, которые непосредственно связаны с правом. Оно охватывает создание правовых норм, реализацию их требований в правовые отноше­ния. Однако прежде чем воплотиться в правовых нормах и практике их применения, те или иные нравственные, политические или другие идеи должны пройти через правосознание граждан. 3. Осознание правовых явлений жизни общества осуществляется посредством юридических понятий и категорий. К ним, например, относятся такие понятия как "законность", "юридическая ответствен­ность ", "правонарушение " и другие. 4. Правосознание отражает не только состояние общественных отношений в определенный момент времени, но также темпы и направления их развития. Это выражается в отставании или опережении правосознания от темпов развития общественных отношений. Например, еще в начале XX века словосочетание "пересадка человеческих органов" про­сто не укладывалась в сознании тогдашнего среднего человека, а само это явление представлялось неосуществимым. О пересадка человеческих органов можно было прочесть разве что в произведениях писателей-фантастов: Г.Уэллса "Остров доктора Моро", М. Булгакова "Собачье сердце", А. Беляева "Голова профессора Доуэля" и т. д. Однако уже в 60-х годах XX века в Советском Союзе впервые была осуществлена удачная пересадка сердца. Затем с течением времени трансплантация человеческих органов стала до­вольно распространенным явлением в медицинской практике и таким образом приобрела со­циальную значимость. 5. Правосознание формируется многими поколениями людей и характеризуется преемственностью. Ярким примером этого является рецепция (усвоение и заимствование основных положений) римского частного права гражданским правом Европы. Известный правовед и педагог 3. М. Черниловский в своих лекциях высоко отмечал роль Древнеримской культуры и, в особенности, значение римского частного права: "По известному выражению, Рим трижды покорял мир: первый раз своими легионами, поставившими Италию в центр тогдашнего "орбис террарум" - круга земель, омываемых Средиземным морем, второй раз христианством, воспринятым и Древней Русью, третий раз - когда римское право было заим­ствовано (рецепировано) позднефеодальной Европой, с тем, чтобы спустя столетия сделаться основной десятков буржуазных кодификаций гражданского права, бесконечным терминоло­гическим источником, собранием понятий и определений, сохраняющим свой авторитет до наших дней". Виды правосознания Правосознание в зависимости от уровня правовой культуры и количества субъектов подразделяется: По содержанию: Обыденное Профессиональное Научное Индивидуальное Коллективное: По субъектному составу: Общественное Групповое Обыденное правосознание, как правило, определяется личным правовым опытом человека, его представлениями о тех или иных жизненных ситуациях, связанных с правом. Например, человек знает, сколько "дают" за хулиганство или грабеж, какие документы нужны для поступления в ВУЗ и т. д. Обыденное правосознание очень ограничено, это представления ос­новной массы людей, возникающие под влиянием жиз­ненного опыта, о праве. Это объясняется узостью личного опыта, который, как правило, не выходит за рамки мелких житейских проблем. Кроме того, оно представляет собой элемент здравого смысла, которого недостаточно, чтобы проникнуть в сущность правовых явлений. Прямой противоположностью обыденного является профессиональное и научное правосоз-нание. Оно формируется в результате специального обучения в юридических ВУЗах и оттачивается затем в процессе юридической практики. Профессиональное правосознание представляет собой чувства, убеждения, традиции юристов-профессионалов. Научное правосознание представляет собой идеи, по­нятия, концепции теоретического освоения права иссле­дователями, научными работниками. Индивидуальное правосознание - это правовые пред­ставления и чувства индивидуума. Коллективное правосознание - это правовые пред­ставления и чувства тех или иных социальных групп, клас­сов, слоев общества и общества в целом. Общественное правосознание включает в себя правовые взгляды, идеи и теории, которые отражают типичные свойства правовой действительности общества. На основе общественного складывается групповое и индивидуальное правосознание. Прежде чем общественное сознание проникнет в разум отдельного человека, оно становится сознанием определенной группы людей. В свою очередь, индивидуальное правосознание становится результатом усвоения группового и общественного правосознания на основе личного опыта человека. По степени осознанности различают правосознание: * с преобладанием сознательного, *с преобладанием бессознательного. Эти разновидности правосознания по-разному влияют на совершенство законодатель­ства, эффективность работы правоохранительных органов, на то, насколько граждане стра­ны являются законопослушными, добровольно и точно исполняют нормы права, какие пра­вовые требования они выдвигают. Структура правосознания: правовая идеология и правовая психология Специфику правосознания по сравнению с другими областями сознания (политическим, нравственным, эстетическим и т.д.) составляют сознание и переживание связанности поведения с юридическими последствиями (мнимыми, действительными или желательными), соотнесение их с правовым регулированием, субъективными правами, юридическими обязанностями и сан­кциями. Отдельные ученые-юристы включают в структуру правосознания следующие составляющие: правовая идеология; правовая психология; индивидуальные знания о праве; личностные ценности индивида; субъективная воля индивида. Наиболее часто классически структуру правосознания рассматривают как совокупность двух элементов: правовая идеология и правовая психология. ? правовая идеология (это более глубокое осмысление субъек­тами правовых явлений, характеризующее более рациональный уро­вень правовых оценок); ? правовая психология (переживания, которые испытывают люди в результате отношения к праву на уровне чувств и эмоций, во многом выражающее поверхностные оценки права субъектами); ? Индивидуальные знания о праве - уровень правовых знаний каждой отдельной личности, который влияет на вос­приятие права (например, данное восприятие различно у крестьянина, студента-юриста, врача, ученого-правоведа, не­специалиста, глубоко интересующегося правом). ? Личностные ценности индивида - та система убежде­ний, личный опыт, опираясь на которые, человек оцени­вает правовые явления. ? Субъективная воля индивида - способность человека на основании знаний, чувств принимать решение, которое будет определять правомерность или неправомерность его поведения. Правовая идеология - это система идей, теорий, научных доктрин, правовых взглядов, принципов, которые отражают правовые явления и требования общественной жизни. Правовая идеология отражает понятия, принципы, убеждения, выражающие отношение к праву. Это рацио­нальная оценка права. Она обосновывает и оценивает существующие или возникающие правовые отношения, законность и правопорядок. В разработке правовой идеологии принимают участие юристы, политологи, экономисты, учитывающие кон­кретно-исторические условия жизни общества, расстановку сил, уровень общественного сознания, социальную психологию, во­лю и интересы как большинства, так и меньшинства, другие факторы. Ценность правовой идеологии заключается, прежде всего, в том, что она содержит положения о закономерностях возникновения, функционирования и развития государства и права. Этим она оказывает активное влияние на правотворчество и правоприменительную деятельность государства. Например, идея правового государства, прежде чем обрести со­временную форму и стать моделью идеального правопорядка для многих стран мира, про­шла в своем развитии целый ряд изменений. Впервые она сложилась у древних греков в образе города (полиса), который должен был представлять собой объединение людей, подчиняю­щихся единому и справедливому закону. Правовая психология - представляет собой совокупность психических переживаний и чувств, которые выражают отношение людей к праву. Правовая психология отражает переживания, чувства, настроение, эмоции, выражающие отношение к праву, характерное для всего общества в целом или конкретной социальной группы (групп). Это эмоциональная оценка права. Она является наиболее непосред­ственным отражением жизненных отношений членов общества, составляющих нации, народности, различные группы и слои на­селения. Через правовую психологию реализуются: а) органи­чески присущие правовой культуре обычаи и традиции и вообще все то, что вошло в привычку, в быт, в культуру личности; б) ее самооценка, т. е. умение критически оценить свое поведение с точки зрения его соответствия нормам права. Конкретно это отношение проявляется в различного рода эмоциях, установках, психи­ческих переживаниях. Например, закон о защите прав потребителей у одних людей может вызывать чувство уверенности и удовлетворения, у других - опасение и недоверие. Высокая степень правосознания человека определяется целым рядом психологических свойств, без ко­торых немыслим законопослушный гражданин как субъект правоотношений. К таким свойствам относятся самооценка личности, стыд и совесть. Самооценка личности (в правовом аспекте) представляет собой способность человека оценивать свое поведение критически с точки зрения норм действующего права. У порядочных людей собственный неправомерный поступок может вызвать чувство стыда, т. е. внутреннее осознание неприемлемости данного поступка. Но только совесть, в от­личие от самооценки и чувства стыда, является тем внутренним переживанием, которое по­буждает человека к нравственному, справедливому и правомерному поведению. Самооценка может завершаться чувством удовлетворения своим поведением (деятельностью) или, наоборот, отрицатель­ным отношением к нему, пониманием, что нарушены права, законность. Самооценка может проявляться и в форме таких нравствен­ных категорий, как стыд и совесть. От уровня идеологической подготовки личности зависит воз­можность контроля ее над эмоциями и чувствами, умение «вла­ствовать собой». Это свидетельство взаимосвязи и взаимообс­луживания правовой идеологии и правовой психологии как струк­турных элементов правосознания. Анализ этих психологических свойств помогает ориентироваться в мотивах человече­ских поступков, понять причины правомерного и неправомерного поведения. Значение и функции правосознания Курс на дальнейшую демократизацию общественной жизни и создание правового государства с необходимостью предполагают гораздо большую ориентацию на использование правового сознания как средства социального регулирования юридически значимого поведения гражданина. Особая общественная роль правосознания проявляется в его активном влиянии на: правотворчество и правоприменительную деятельность. Правовые нормы создаются в процессе сознательно-волевой деятельности правотворческих органов. Определен-ные интересы и потребности людей, прежде чем воплотиться в юридических нормах, проходят через волю и сознание индивидов, создающих правовые нормы. Требования, заключенные в правовых нормах, так же реализуются посредством сознательной и полевой деятельности людей. Чем выше уровень правосозна-ния граждан, тем точнее исполняются предписания правовых норм. Развитое правосознание помогает человеку понять, что осуществлять правовые требования необходимо и выгодно.

В таком регулятивном воздействии правосознания можно выделить следующие моменты:

1. Правосознание не просто способствует осознанию гражданином цели юридически значимого поведения, но и является определяющим источником и каналом этого осознания. Правосознание помогает человеку всесторонне осмыслить ситуацию. Именно здесь происходит невидимый глазу процесс расщепления сознания на правовое или противоправное.

2. Правосознание помогает человеку "увидеть" набор возможных средств достижения целей юридически значимого поведения и произвести выбор конкретных средств из этого гипотетического множества.

3. Правосознание индивида (вместе с нравственным и политическим сознанием) помогает ему правильно оценить социальную эффективность избранной стратегии достижения целей юридически значимого поведения. Основными функциями правосознания являются: = информационно-познавательная (коммуникативная) - высокий уровень правосознания способствует распространению правовой информации и накоплению юридических знаний как об­ществом в целом, так и отдельным индивидом; = оценочная - при развитом правосознании легче и пра­вильнее оцениваются те или иные правовые явления; = регулятивная - высокий уровень правосознания в об­ществе и отдельной личности способствуют выработке и распространению правомерного поведения; = прогностическая (правового моделирования) - способность предвидеть возможные сдвиги в системе ценностных ориентации, предсказывать характер поведенческих реакций на те или иные норма­тивно-правовые акты, юридически значимые решения государственных органов. Итак, как элемент право­вой культуры, правовое сознание, включающее правовую иде­ологию и правовую психологию, представляет собой своеобраз­ный фильтр, через который пропускаются все факторы, влияю­щие на право и правовое поведение (деятельность).

2. Правовая культура Понятие правовой культуры Правовая культура есть важная составляющая куль­туры вообще, то есть культуры в общесоциальном смысле. Последняя имеет множество определений, из кото­рых в контексте данной темы предпочтительным пред­ставляется понимание культуры как способа организа­ции жизни общества на том или ином отрезке истории. Культуру можно изучать на "макроуровне", то есть сквозь призму общества в целом, и на "микроуровне" как отражение культурной организации общества в со­знании человека. Правовая культура "в целом" есть способ организа­ции правовой сферы жизни общества, сложившаяся социальная практика в этой облас­ти. Американский профессор Л. Фридмэн справедливо видит в правовой культуре то, "что движет правовым процессом". Он сравнивает ее с "общественной силой, которая определяет, как часто тот или иной закон при­меняется на практике, как его избегают или как им зло­употребляют". Правовая культура имеет 4 уровня (аспекта) своего проявления: 1) доктринально-философский - идеи, концепции, теории права; 2) нормативный - совокупность действующих в обществе правовых норм; 3) институционный - совокупность правотвор­ческих и правоприменительных институтов, с помощью которых создаются и применяются нор­мы; 4) социологический - правоотношения, применение права, юридическая практика. На этом последнем уровне складывается своего рода "общий знаменатель" всех предшествующих элементов (сторон) правовой культуры. Правовая культу­ра — это реализованная в повседневной жизни система знаний о праве и государстве, иначе говоря, это реали­зованное правосознание. Поэтому правосознание составляет как бы стержень, внутреннюю основу правовой культуры, как убеждения людей составляют сердцевину их поступков. Правовую культуру определяют: степень развитости правосознания населения; уровень развития правовой деятельности; степень совершенства всей системы правовых актов. Правовая культура общества является условием обеспечения свободы, безопасности личности, прав человека, гарантом его правовой защищенности, гражданской активности. Она "заставляет" власть придать правовому статусу человека юридическую значимость, обеспеченность законом и судом. Правовая культура личности - это компонент правовой культуры общества. Она отражает степень и характер ее прогрессивного развития, обеспечивающего социализацию личности и правомерную деятельность индивида. Являясь частью общей культу­ры общества, правовая культура характеризуется следующими факторами: ? реальной потребностью в праве; ? состоянием законности и правопорядка в стране; ? степенью развитости в обществе юридической науки и юри­дического образования. Структура, виды и функции правовой культуры Структура правовой культуры - это право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов. Правовая культура личности выражается в трех состояниях - в правовых культурных ориентациях, в творческой деятельности по их реализации и в результатах реализации этих ориентаций. Правовая культура личности является показателем социальной развитости человека: с точки зрения ее уровня и с точки зрения ее направленности (типа). В этой связи можно говорить о таких видах правовой культуры как: цивилистической (гражданско-правовой), криминалистической, административной и судебно-процессуальной. Структура правовой культуры личности состоит из следующих элементов: * психологический элемент (правовая психология); * идеологический элемент (правовая идеология); * поведенческий элемент (юридически значимое поведение). Структура правовой культуры общества имеет следующие уровни: уровень правосознания и правовой активности общества; уровень развития права (культура юридических текстов и т.п.); культура правотворческой, правоприменительной и правоох­ранительной деятельности. Правовая культура на "микроуровне" отражает со­стояние правосознания индивида, то есть степень зна­ния им права и степень уважения к нему, а также соответствующие стереотипы поведения. Правовая культура "в целом", понимаемая как сло­жившаяся практика в правовой сфере жизни обще­ства, есть синоним понятия "правовая система". Здесь термин "система" применяется к праву на наиболее высоком уровне абстракции. Понятие правовой сис­темы позволяет получить "многомерное" представле­ние о праве той или иной страны или эпохи. Право­вая система есть одна из подсистем общества (наряду с экономической, политической и т. д.). Поэтому она изучается в "связке" и во взаимодействии с "внеш­ней" средой. Если "внутриправовые" системные об­разования (система права, система законодательства) состоят из однородных элементов (правовых норм, нормативно-правовых актов), то правовая система включает в себя те самые разнородные элементы, ко­торые мы уже перечислили при рассмотрении правовой культуры. Правовая система постоянно взаимодействует с "внешней" средой, прежде всего, путем обмена ин­формацией. Так, общество (его классы, социальные группы) "сигналит" о своих потребностях, требую­щих правового закрепления. Отражая эти потребнос­ти, правовая система "выдает" соответствующие правовые предписания. При этом каналом воздействия на нее является общественное правосознание, кото­рое - через, правотворчество - материализуется в нормах права. Последние, в свою очередь, через правоотношения, применение права и т. д. воплоща­ются в социальных отношениях. Эти отношения со временем изменяются, вновь требуют корректировки права - и процесс возобновляется. В итоге возникает своеобразный "круговорот" в сфере взаимодействия права и общества, в рамках которого происходит по­стоянное превращение социального в правовое, а пра­вового - в социальное. Отмечаются также такие уровни (виды) правовой культуры как: обыденный, профессиональный (специальный) и теоретический. Обыденный уровень правовой культуры ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями. Специфика обыденной правовой культуры такова, что, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений, она проявляется на уровне здравого смысла, активно используется людьми в их повседневной жизни при соблюдении, исполнении юридических обязанностей и использовании субъективных прав. Практически она представляет собой огромный массив цивилизованного каждодневного поведения. Профессиональный уровень правовой культуры складывается у тех лиц, которые специально занимаются правовой деятельностью, т.е. у юристов. Правовая культура теоретического уровня представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений вообще, всего механизма правового регулирования, а не каких-то его отдельных направлений. Теория правовой культуры как форма концептуального осознания интересов и потребностей человека в правовом регулировании тех или иных сфер общественной жизни может и должна являться идейно-теоретическим источником права. Правовая культура выполняет специфические функции: познавательно-преобразовательную, праворегулятивную, ценностно-нормативную, правосоциализаторскую, коммуникативную и прогностическую. Таким образом, правовая культура как социальная практика в правовой сфере жизни общества складыва­ется в рамках правовой системы. В переходные исторические эпохи общество и пра­во могут утрачивать качество системности, что прояв­ляется обычно в кризисном состоянии правовой культуры. Пример тому — современная Россия, пережива­ющая именно такую полосу своей истории. С преодо­лением в ней кризисных явлений начнется процесс раз­вития правовой культуры на новых социальных осно­вах. Взаимосвязь правосознания с правовой культурой и воспитанием Связь правосознания с правовой культурой (как отмечалось выше) проявляется в том, что от ее определенного уровня зависит качество правосознания, которое может быть обы­денным или научным. В общем плане под термином "культура" принято понимать совокупность материаль­ных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом, которые характеризуют определенный уровень его развития. Правовую, в том числе профессионально-правовую, культуру юристов можно рассматривать в двух аспектах: как оценочную (аксиологическую) категорию и как содержательную. В первом случае она понимается как качественное состояние правовой жизни общества на каждом данном этапе его развития. Типичным и наиболее полным применительно к этому подходу принято считать определение понятия правовой культуры общества как качественного состо­яния правовой жизни общества, выражающегося в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприме­нительной деятельности, правосознания и правового развития личности, а также в степени свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияю­щих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества. Правовая культура функционирует во взаимодействии с други­ми областями или сферами культуры: политической, нравствен­ной (этической), эстетической, религиозной и т.д. При этом в специфическом содержании правовой культуры обязательно проявляются черты и особенности, свойственные как господству­ющей культуре данного общества, так и отдельным ее облас­тям. Обеспечение максимального взаимного соответствия меж­ду всеми элементами правовой культуры — главное направление укрепления в обществе законности и правопорядка. Правовая культура, являясь частью общественной, приобретает ее основные свойства, но в то же время имеет ряд особенностей. Правовая культура (в узком смысле этого слова) - это общее состояние законодатель­ства, работы правотворческих и правоприменительных органов, правосознания отдельных граждан и населения всей страны, выражающее уровень развития права, его место и роль в жизни общества. Правовая культура в широком ее понимании представляет собой не просто надлежащий уровень правосознания. Как отмечает выдающийся теоретик права С. С. Алек­сеев "... главное в правовой культуре — высокое место права в жизни общества, осуществление его верховенства и соответствующее этому положение дел во всем "юридическом хозяйстве" страны (подготовка и статус юридических кадров, роль юридических служб во всех подразделениях государственной системы, положение адвокатуры, развитость научных учреждений по вопросам права и т.д.)". Применительно к личности каждого гражданина в рассмат­риваемом аспекте правовая культура — это знание и понимание права, осознанное исполнение его предписаний. Профессионально-правовая культура - это глубокие, объем­ные и формализованные знания законов и подзаконных актов, а также источников права, правильное понимание принципов права и задач правового регулирования, профессиональное от­ношение к праву и практике его применения в строгом и точном соответствии с правовыми предписаниями или принципами закон­ности, т. е. высокая степень владения правом в предметно-прак­тической деятельности. Соответственно для каждого юриста это степень овладения профессий, уровень специальной подготовки. Низкий уровень правовой культуры членов общества, а в особенности государственных служащих, оказывает пагубное воздействие на отношение населения страны к праву вообще и предписаниям законов в частности. Он является благодатной почвой для развития правово­го нигилизма, следствием которого является неуважение и нарушение правовых норм. Еще древние римляне понимали, что расшатать уважение к закону легко и просто, а вот восстано­вить его авторитет трудно и мучительно. Естественно, определенный уровень правовой куль­туры приобретается человеком не с рождения. Он достигает его в процессе правового воспи­тания, которое осуществляется с помощью разнообразных средств и методов: самовоспита­ния, правовой пропаганды, обучения, юридической практики. Правовая культура - это состояние правовой жиз­ни общества, выраженное в высоком уровне право­вой деятельности, юридических актов, правосознания, правового развития субъекта, а также степени гаран­тированности государством прав и свобод человека. Правовая культура личности - это знание и пони­мание права, а также действия в соответствии с ним. Правовая культура личности означает правовую обра­зованность человека, умение пользоваться правом, подчи­нять свое поведение требованиям юридических норм. Высокий уровень правовой культуры населения явля­ется важнейшим признаком правового государства, обя­зательным условием его построения. Как и правосознание, правовая культура подразделя­ется на общественную, групповую и индивидуальную. Высший уровень правовой культуры - правовая актив­ность. Она проявляется: в готовности к активным, сознательным, творческим действиям как в сфере правового регулирования, так и в сфере реализации права; в убеждении о необходимости служения закону как высшей ценности. Социально-правовую активность следует отличать от право­мерного поведения. Не всякое правомерное поведение можно считать осуществлением такой активности. Критериями разгра­ничения здесь служат цель, средства ее достижения и общест­венно значимый результат деятельности в правовой сфере. Не следует относить к ней и просто инициативное исполнение своих обязанностей должностным лицом. Такая инициатива является прямым служебным долгом, в частности профессиональным долгом юриста, и заключается в обязанности безупречно слу­жить закону. Правовая активность или, точнее, интеллектуальная актив­ность, согласно концепции Д. Б. Богоявленской, имеет три уровня: 1) если субъект права при самой добросовестной и энергичной работе остается в рамках заданного или первоначально найден­ного способа действия, его интеллектуальная активность отно­сится к пассивному уровню, что подчеркивает не отсутствие умственной деятельности вообще, а то, что эта деятельность каждый раз определяется действием какого-то внешнего сти­мула; 2) если субъект права, имея достаточно надежный способ решения своей задачи, продолжает анализировать состав, структуру своей деятельности, сопоставляет между собой цели и задачи, что приводит его к открытию новых, внешне более остроумных способов решения, к формулированию закономер­ности, то такой уровень интеллектуальной активности называется эвристическим. Этот уровень наиболее характерен для следова­телей и представителей других сходных профессий; 3) самый высокий уровень интеллектуальной активности носит название творческого. Здесь обнаруженная закономерность становится не эвристической — формальным приемом (спосо­бом) действия, а самостоятельной проблемой. Не стимулиро­ванная извне, самостоятельная постановка проблемы — качест­венная особенность личностей, обладающих этим уровнем ин­теллектуальной активности. Интеллектуальная активность, в том числе в правовой сфере, является интегративной характеристи­кой личности, объединяющей ее мыслительную и мотивационную сферы. Правовая культура характеризуется состоянием пра­восудия, законности и правопорядка. В нее входят ценно­стные ориентации общества, социальных групп и слоев населения, а также индивидов, имеющие юридическое значение. Они концентрируются в правосознании. Наи­высшими среди них являются ориентация на общечело­веческие ценности, а их ядром - человеческая личность с ее естественными правами. Правовая культура личности тесно связана с право­сознанием. В то же время она шире правосознания, по­скольку включает в себя помимо правовой психологии и правовой идеологии еще и юридически значимое пове­дение. Не все, что относится к области права и правовой действитель­ности, можно считать ценностью в конкретных исторических условиях. И сама правовая культура представляет собой цен­ность в той мере, в какой позволяет людям пользоваться блага­ми свободы и справедливости, служит обеспечению достоинства личности, участвует в достижении достойного и достаточного уровня жизни.

Источник: http://webarhimed.ru/page-234.html

Проблемы правосознания в современном российском обществе :

АР
Б185 Байниязов, Р. С. (Рустам Сулейманович).
Проблемы правосознания в современном российском обществе
:Автореферат диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук. Специальность 12.00.01 - Теория
права и государства ; История права и государства ; История
политических и правовых учений /Р. С. Байниязов ; Науч. рук
. Н. И. Матузов. -Саратов,1999. -22 с.-Библиогр. : с. 21 -
22.10. ссылок

Проблемы правосознания в современном российском обществе.
Байниязов, Р. С.








Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 2674;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.