Глава II. Структура и эволюция правосознания
Первый параграф -Правосознание как идеология - посвящен анализу понятия, сущности, содержания, значения данного структурного элемента правового сознания. Правовая идеология в диссертации исследуется первой, поскольку является ведущим элементом правосознания. Вместе с тем, нельзя забывать, что жизненные истоки правовой идеологии находятся в правопсихологических переживаниях ее творцов, в социально-правовой психологии общества. Вне этой среды трудно понять эволюцию правовой идеологии.
Правовая идеология представляет собой систему взглядов, идей, теоретических положений, в которых выражается отношение, осмысление, осознание, понимание правовой действительности различными классами, социальными группами, правящими элитами.
Социальная ценность правовой идеологии состоит в определении четких правовых критериев оценки общественных явлений, процессов, форм человеческого обустройства, в формировании юридических эквивалентов соотношения личности, общества и государства. Правовая идеология определяет характер правотворческого и правоприменительного процесса, синтезирует разнородные государственно-правовые феномены в одно целое. Единство государственной жизни, правового бытия в значительной степени задается степенью развитости правовой идеологии.
Нет в мире государства, существующего без правовой идеологии. В содержании Конституции, иных законов государства законодатель вкладывает свое понимание, познание юридической материи в виде правовых взглядов, идей, теорий. А это и есть правовая идеология.
Правовая идеология обязана нести в себе духовные, моральные, гуманные потенции, быть сориентированной на общепринятые человеческие ценности, быть нравственно здоровой, зрелой, создавать необходимые условия для участников общественных отношений в целях благоприятной реализации их прав, свобод, законных интересов, формирования демократического политического режима.
Правовая идеология призвана в идеальном плане формировать позитивную концепцию правоустройства, объяснять и показывать дальнейшие пути развития правового мира. Юридические идеи, представления о сути, значении естественного и позитивного права, о цели права, необходимости существования в общественном бытие юридического пласта, нахождение и принятие смысла права - все это и многое другое созидается именно правовой идеологией.
Она формирует некое единое, целостное юридическое поле, обеспечивающее определенную общественно-правовую стабильность, порядок, устойчивость в проведении правовой политики государства. Важную роль правовая идеология выполняет в правотворческой и правоприменительной деятельности. Например, органы государственной власти при создании юридических норм учитывают требования доминирующей в обществе правовой идеологии, ее установки, ценностные ориентации, задачи, цели, смысл и т. д.
Более того, в самих этих юридических правилах воля государства находит свое формальное воплощение. Законодательство предстает в виде своеобразного канала проведения в жизнь государственно-правовой идеологии. В свою очередь, правоприменительная деятельность невозможна вне рамок этой идеологии. Принимаемые компетентными органами и должностными лицами правоприменительные решения не могут не нести в себе интеллектуальные посылы господствующего юридического мировоззрения, в противном случае они будут противозаконными, не отвечающими требованиям государственной воли.
Во втором параграфе - Правосознание как психология - диссертантом рассматривается понятие, эволюция, сущность, содержание, значение этого чрезвычайно сложного общественно-правового явления.
Правовая психология включает в себя различные элементы: эмоции, чувства, мотивы, установки, интуицию, воображение, фантазию, правовой инсайт, привычки, психологические реакции, импульсы, переживания, внушение, подражание и др.
Юридические эмоции, вне всяких сомнений, являются одним из важнейших компонентов правовой психологии, ибо эмоциональная оценка правовой действительности во многом определяет характер режима законности, правопорядка, правоприменения, правового регулирования. Правовые эмоции человека выражаются в его отношении к праву (в объективном и субъективном смысле), к вновь изданному нормативному акту, к правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности органов государства и многому другому.
Позитивные юридические чувства представляют собой результат развития правовой культуры индивида, социальной группы, общества в целом. Ценность этих чувств (например, чувство законности, правопорядка, права и др.) заключается в направлении человеческого сознания (а, следовательно, и поведения) в нужное, полезное русло, к восприятию ценностей права.
Важным элементом правовой психологии является юридический мотив. Это то, что побуждает, стимулирует личность на совершение соответствующих действий юридического характера.
Для правовой психологии характерно также наличие интуитивных правовых прозрений, правового инсайта. Бытие последнего находится на подсознательном уровне. Правовой инсайт представляет собой внезапное, целостное, системное "схватывание" сущности вопроса, когда из разрозненных, фрагментарных гносеологических единиц смыслоконструирования идеальных моделей реального объекта складывается комплексное видение проблемы.
По мнению автора, без учета подсознательного уровня правосознания, его интуитивных структур невозможно сформировать целостную, единую, культурно развитую иерархию законодательных актов, которая была бы адекватна национальной правовой психологии.
В третьем параграфе - Массовое, групповое и индивидуальное правосознание - анализируются виды правосознания, выделяемые по субъектному составу. Диссертант отмечает возросшую актуальность данного вопроса в современных условиях российской политико-правовой действительности. Автор подчеркивает, что массовое правосознание гораздо сложнее, глубже, богаче простого сложения всех существующих в обществе индивидуальных правосознаний, оно надындивидуально, так как не воплощается целиком и полностью в каком-либо субъективном правосознании, хотя с последним тесно взаимосвязано, активно вступает во взаимодействие, имеет закономерность к взаимопроникновению.
Массовое правосознание характеризуется большей ориентацией на общую волю, желания, чувства самых различных слоев населения, что позволяет им сконцентрировать свои устремления в определенном направлении. Вместе с тем, подобное правосознание не отличается стабильностью.
Тенденцией современного развития российской правовой действительности является неустойчивость, психологическая неуравновешенность массового правосознания. Специфичность его заключается в том, что оно, с одной стороны, заключает в себе определенные демократические начала, а с другой - ориентировано на усиление более жесткого вмешательства государства в жизнь общества. Реалии наших дней таковы, что в обществе присутствуют как либеральные, так и антилиберальные авторитарные устремления.
Природа личного и массового правосознания весьма сложна, носит диалектический характер. Личное правосознание не может конкурировать с массовым сознанием по политической силе, но оно в некоторых случаях в состоянии опередить последнее по духовной мощи, правовой дальнозоркости, способно первым осознать индивидуальный, групповой, общественный культурный архетип правосознания социетальных структур. В этом его общественная ценность, назначение, призвание, быть путеводителем и ориентиром в правовой сфере жизнедеятельности социума.
Современное российское массовое правосознание мучительно ищет собственный, самобытный, культурно-самодостаточный путь развития. По всей видимости, на возрождение российского правосознания большое влияние будет оказывать религиозное сознание, которое в последнее время все более утверждается в гражданской жизни. Все это относимо и к групповому правосознанию, имеющего онтологический статус промежуточного звена между индивидуальным и массовым сознанием. Особенностью этого вида правосознания является его общий характер по отношению к индивидуальному, но в тоже время оно специфично в отношении социального. Данное срединное положение является результатом не механического сложения частных, отдельных правосознании, а более сложной, диалектической интеграции, сплава элементов единичного и общего правового духа. В этих условиях групповое правосознание есть правовая самоидентификация социальной общности (группы людей), позволяющая ей сохранить и развить имманентную сущность. Процесс юридической социализации индивида в общественную группу предполагает духовное освоение первым правоментальных интенций последнего.
Таким образом, индивидуальное, групповое и массовое сознание, являясь важными разновидностями правового сознания, соотносятся между собой как единичное, особенное и общее. Данное диалектическое соотношение не случайно, а закономерно, ибо их правовое бытие предполагает взаимное проникновение в ткань их внутреннего содержания. Массовое и групповое правосознание находят своего конкретного носителя в индивидууме, в свою очередь индивидуальное сознание наполняется духовной сущностью первых двух видов правосознания.
В четвертом параграфе рассматривается - Обыденное, профессиональное и доктринальное правосознание. В научной литературе эти виды правового сознания выделяют в соответствии с глубиной освоения (осмысления) правовой действительности.
Обыденное правосознание представляет собой стихийный, повседневный слой сознания, характеризующийся эмпирическо-практическими, жизненными реакциями, представлениями, идеями, умонастроениями, чувствами, эмоциями, связанными с восприятием определенного круга правовых феноменов. Обыденное правосознание характеризуется наличием в нем эмоционально-импульсивной проекции юридической реальности, где складываются массовые психологические восприятия по поводу действующего либо желаемого права.
Общепризнанным в литературе является выделение профессионального сознания юристов. Этому правосознанию присущ более высокий уровень юридической грамотности, правового мышления, профессионализма по сравнению с обыденным. Последнее качество очень важно для данного вида правового сознания. Любой профессионализм, в том числе и правовой, означает наличие достаточно развитых навыков, умений, привычек, знаний, опыта, т.е. необходимо иметь мастерство в данной специальности.
Настоящий профессионал должен быть теоретически "подкован", быть информированным в области новейшего законодательства, интересоваться достижениями правовой науки, но на наш взгляд, не менее важно движение его души в сторону права, осознания значимости и незыблемости естественных прав и свобод человека.
Одним из важнейших видов правосознания является теоретическое, научное (доктринальное). Диссертант отмечает принципиальную значимость научного (доктринального) правосознания для повышения уровня развития отечественного правосознания и правовой культуры, формирования общероссийской правовой идеологии, совершенствования законодательства, устранения юридических коллизий и т.д.
Ценность теоретического правосознания состоит в концептуальном обосновании идеи естественного права, правового закона, выяснении причин возникновения государства и права, в понимании их сущности, социальной роли, в формулировании юридических понятий и категорий. Именно научное правосознание логически упорядочило, привело в теоретический порядок, классифицировало самые разнообразные правовые явления юридической цивилизации. Это позволяет законодателю более адекватно регулировать общественные отношения, направлять деятельность государственно-правовых институтов общества.
Доктринальное правосознание нацелено на генерацию новых знаний, осуществляемое путем проведения научных исследований. На основе этого анализа вырабатываются необходимые рекомендации по совершенствованию законодательства, юридической практики. В этом смысле правомерно будет сказать, что теоретическое правосознание является одним из источников права.
Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 1320;