Тропление и стрельба зайцев по пороше.
Это самый распространенный вид одиночной охоты, привлекающий своей доступностью, азартом, результативностью.
Характерные заячьи наследы – «ходовой», «жировой», «гонный».
После выпадения обильной пороши заяц-русак обыкновенно первую ночь постится, оставаясь на лежке.
Начинать тропить лучше на рассвете. Следует помнить, что зимний день короток, а во второй его половине заячий малик часто заносится поземкой.
Свой путь рекомендуется начинать с мест, где быстрее можно было бы принять заячий малик, т.е. краем зеленей, пригорками с неглубоким снегом и иным жировкам русаков. Если малик идет от озимей, значит, заяц пошел на лежку, и есть смысл сходить его.
На кормежке зайцы передвигаются «жировым» следом, часто садясь. Иногда здесь они резвятся, играют, давая «гонные» следы большими прыжками. В жирах русаки ложатся редко, за исключением плодовых садов.
Возвращаясь с жиров к месту будущей лежки, заяц делает различной длины круги (петли), иногда даже пересекая свой след, а затем сдваивает свой след («двойка», «вздвойка») и, выполнив «сметку» («скидку»), направляется в сторону от прежнего следа; после иногда нескольких таких сметок он приближается к месту предыдущей «двойки» и, не доходя до нее, делает один или два прыжка прямо на место лежки. Таким образом, «двойка» заячьего следа почти всегда указывает на близость его лежки (рис. 27).
Старые русаки иногда даже троят след («тройки»), выполняют до восьми и более «сметок» в разные стороны. И все же после «тройки» много «сметок» не бывает, а заяц идет дальше на более значительное, чем обычно расстояние.
Рисунок 27. Характерные особенности заячьих наследов: А. – След русака на снегу; Б. – След беляка на снегу; В. – Отпечатки заячьих лап на твердом субстрате; Г. – Помет зайца летом; Д. – Помет зайца зимой; Е. – Схема наследа зайца по пути к лежке; Ж. – Типы наследов (1 – ходовой, 2 – жировочный, 3 – гонный)
«Двойку» легко заметить даже со стороны, потому что в этом месте след делается как бы сплошным. Как только «двойка» замечена, следует внимательно осмотреть окрестность с целью установления возможного места лежки. Обход одновременно «двойки» и предполагаемого места лежки надо делать по кругу, присматриваясь к «сметке» и направлению дальнейшего наследа. При выполнении всех правил скрадывания, заяц поднимается в меру выстрела.
Если русак делает «двойку» вдоль длинного сугроба, то и идти скрыдывая, следует по возможности также сугробом для лучшего обзора, так как рядом предполагается место лежки.
«Двойка» чаще приурочивается к дорогам, гребням оврагов, лощинам, луговинам, замерзшим руслам речек и ручьев и т.д. Длина «двойки» от 5 до 150 шагов.
При пересечении сходимого малика другим маликом, лучше во избежание путаницы продолжать путь в прежнем направлении. И вообще, при большом количестве русаков в окрестности и запутанности их маликов надо придерживаться ранее выбранного наследа, а не вертеться в их путанице; основное внимание здесь следует обращать только на «двойки» и «скидки».
Ложатся русаки осенью и в первую половину зимы по кустарничкам, в кочковатых лугах, по межам, краям оврагов, лесным полосам, на пахоте, жнивье, по зеленям и даже в лесу. В последнем случае они тяготеют в лиственных древостоях к опушкам и зарастающим вырубкам, а в хвойных – к заросшим промерзшим болотцам, площадям не сомкнувшихся молодых культур и др.
Заяц всегда ложится головой против ветра даже при слабом течении воздуха.
Обычно заяц на лежке в теплую погоду подпускает охотника ближе, чем в холодную, но иногда наблюдается обратное, и тогда это служит предвестием изменения погоды. В метель и ветер он плотнее лежит на лежке, а в солнечный день даже при легком морозце поднимается с нее быстрее.
Одного человека зайцы-русаки подпускают ближе, чем нескольких, идущих цепью.
От логова заяц начинает свой путь на кормежку сперва «жировыми» следами (коротенькими прыжками), а затем идет, как правило, уже обычным «ходовым» наследом. Тропить такой наслед порой не имеет смысла, так как это займет слишком много времени прежде чем охотник доберется до лежки и начнет скрадывание зверька.
В лунные морозные ночи русак бегает много, его след найти очень легко, но схождение малика потребует очень много времени и сил. В безлунную ночь малики бывают короче, но найти их непросто, тем более еще и при короткой, завершившейся под самое утро пороше; зато схождение их уже не будет продолжительным.
В очень долгие (длинные) пороши, закончившиеся под вечер, выгоднее ходить только по местам, где русаки особенно любят ложиться и обращать внимание только на «двойки» и «скидки».
В жесткую порошу, по тонкому насту, так же как и по крепким местам одному сходить зайца не имеет смыслы – на выстрел в меру он практически не подпустит.
Когда снег глубокий, поднятый с лежки русак старается выбраться на дорогу, для него характерна скидка с дороги в глубокий снег. Преследуемый человеком заяц ходит по кругу. Зимой такой круг короче и зверек чаще возвращается на свой след. Гонимый русак не сразу ложится, обычно он долго сидит настороже, прислушивается, а затем понемногу прижимается к земле. По характеру бега можно судить, как скоро русак ляжет. Если он убегает с прижатыми ушами, развивая большую скорость, значит сильно напуган и ляжет не скоро. Поднятые уши и уверенные прыжки говорят о возможной скорой остановке для осмотра местности.
Тропление беляков (рис. 28) возможно, их наслед даже несколько
Рисунок 28. Заяц-беляк в лесной чаще
проще, но скрадывание затруднено, так как лежка находится всегда вблизи зарослей и незаметно подойти к нему не просто. Потревоженный на лежке беляк уходит, как правило, незаметно: отбежав на 50-70 м, останавливается, принимает позу «столбиком» и выясняет обстановку. Поэтому тропление и скрадывание зайцев-беляков одним охотником практикуется редко. Идеальная погода для тропления беляка – безветренный, слегка морозный день после пороши. Тропить беляка по многоследью почти невозможно, т.к. участок его обитания невелик и зверек многократно проходит его из конца в конец устраивая трудно разгадываемую путаницу следов.
Выбирая место для лежки в лесной чаще, беляк все же избегает сплошных зарослей. После пороши и перед ветреным днем он предпочитает открытые большие поляны, болотца, но ложится с их краю, обязательно под кустом или в зарослях высокой травы. В ветреную погоду, когда ветер не стихал всю ночь, беляк чаще забивается в глубину леса.
Если беляка тревожат с охотой не часто, места его жировок, переходов, и лежек бывают довольно стабильны.
С лежки на жировку беляк идет небольшими прыжками, часто останавливаясь. На жировке вытаптываются сплошные тропы, везде много помета. Обычно жировочными местами бывают участки со свежим вывалом осины, заросли ивы и т.п. След на лежку похож на гонный, т.е. имеет вид больших прыжков.
Схождение беляка начинается с установления обычно хорошо заметного места жировки; при обходе его по периферии находится выходной след, по которому и продолжается тропление. После петли ходить по следу не нужно, здесь все внимание должно быть обращено на обнаружение двойного следа («двойки»). Обычно «двойка» бывает одна, редко – несколько; вблизи её и высматривается место возможной лежки. Ложится беляк всегда там, откуда он в несколько прыжков может оказаться в густых зарослях; поэтому, лучше заходить к возможной лежке со стороны зарослей, вынуждая зверька выскакивать на чистое место.
Дата добавления: 2015-09-25; просмотров: 4404;