Промысел белки и некоторых других грызунов схождением по следам.

Охота на белку с ружьем без собаки проводится во второй половине зимы, когда снег делается глубоким, и работа собаки становится затруднительной и даже невозможной.

При общей низкой активности белки в наиболее холодный отрезок зимы важно при проведении охоты на жирах учитывать особенности суточной активности зверька. Четко прослеживается два периода суточной активности – утренняя (с восхода солнца до 12 часов дня) и сумеречная активность. В связи с этим, наиболее драгоценное время утренней активности не следует охотнику расходовать на побочные работы. В снегопад и ветер активность белки резко снижается.

Трудоемкость беличьего промысла без собаки во многом так же определяется структурой древостоев. Оптимальные условия создаются в темнохвойной тайге в сочетании с разнолесьем или же в светлых лесах (листвяги, сосняки) с небольшими участками ельников по долинам ручейков и распадков. Белка делает гнезда больше всего в укромных местах на ели и других хвойных породах, кормиться же любит в светлых лесах. Здесь белка, жируя, чаще оставляет следы на снегу, а, возвращаясь к гнезду, значительную часть пути идет низом, набивая следовую дорожку.

Следовая дорожка белки легко узнаваема, так как передние и задние лапки отпечатываются рядом и своей последовательностью напоминают заячьи следы (рис. 29).

Рисунок 29. Следы жизнедеятельности белки: А. – Отпечатки лап белки; Б. – Беличий наслед на снегу; В. – Гайно белки

Различаются «поедной» и «гаевой» следы. «Поедной» ведет голодного зверька на кормежку; это неровный, зигзагообразный след с большим количеством копанцев; отпечатки лап располагаются почти параллельно; длина прыжков 30-40 см. «Гаевой» след более прямой, ведет к беличьему гнезду; прыжки сытой белки короче (до 20 см), а задние лапы зверек ставит вразброс (елочкой). По такому следу можно прийти к гайну.

Очень важно определение степени свежести следа белки. Степень затвердения стенок следа можно легко определить. Для этого посохом проводят поперек следа, ели рука не ощутила задержки – след свежий, т.е. белка прошла не более 10-15 минут назад. Если выброшенные ногами зверька частички снега легко сдуваются человеком – след горячий. Если же «выбросок» смерзся, то след имеет давность не менее 25-30 минут. Такая информация дает хорошую ориентировку для последующих действий.

Зимой промысел белки чаще сводится к поиску гнезд и, в связи с этим, немаловажно уметь читать следы зверька, идущего верхом, по оброненному им «сору». Это наиболее легко делать после недавней «переновы» (свежевыпавшего снега). При «многоследьи» это уже невыполнимая задача.

Выпугивая белку из гнезда или из дупла эффективнее ударять по стволу дерева жердью, а не топором. Для этого жердь плотно приставляется к стволу, а затем, отведя её верхний конец, сильно им ударяют. Белку можно вспугнуть поцарапав по коре ствола дерева, так иногда делают и хорошо натасканные лайки. Пытаются выпугивать белку и голосом (фуканье, кырканье и т.п.).

Обнаружить белку на жировке в кронах густых елей можно по аккуратно обгрызенным стерженькам шишек (поедям), уроненным на снег. Удостоверившись в наличии свежих поедей, надо сесть неподалеку и не шевелиться. Не заметив явных агрессивных действий со стороны человека, белка пытается перейти на соседнее дерево и, таким образом, себя выкажет. Вспугнутая белка, как правило, далеко не уходит (30-60 м) и таится в подвернувшейся густой кроне. При выпугивании в мороз или к морозу белка бежит к вершине, а в оттепель или к оттепели – в середину кроны. Когда охотник встречается глазами с затаившимся зверьком, последний часто срывается и уходит верхом по кронам деревьев до первой, показавшейся ему хорошо защищающей густой кроны. Заметив неподвижного человека, белка проявляет любопытство (вертит хвостом, «цокает», делает пробежки по сучку и др.). Молодые – менее осторожны и не прячутся, как это делают взрослые особи. В темнохвойном лесу белка-подранок чаще стремиться укрыться снова в кроне, куда пытается уйти даже будучи сбитой на снег, а в лиственничниках и сосняках, где кроны зимой хорошо просматриваются, скрывается в каменистых россыпях, щелях и других укрытиях.

В дни с сильным ветром, когда лес «шумит» зверьки значительно хуже слышат охотника и подпускают его совсем близко.

К грызунам, имеющим охотничье-промысловое значение, кроме белки относятся бобр, сурки, суслики и ряд других видов.

При выпугивании бобра из норы первыми выходят годовалые, а уже за ними взрослые особи. Бобры очень привязаны к своему месту; даже при периодической охоте они не покидают его насовсем, но длительного беспокойства все же не выдерживают. Застигнутые на суше или раненые бобры стремятся к воде.

Добыча сурка также связана с особенностями их поведения у нор. Обнаружив приближение человека или другую опасность, зверьки тот час же скрываются в норах. При удалении опасности, быстрее покидают временные норы, при этом первыми выходят взрослые самцы. В жилой норе потревоженные сурки могут оставаться значительно дольше, не показываясь наружу. В местах постоянного движения транспорта свыкаются с ним и не пугаются проходящих машин, но при остановке тут же прячутся.

Сурок, убегая от преследователя, ведет себя уверенно, если бежит к близкой норе. При отсутствии норы впереди себя зверек мечется из стороны в сторону и может быть быстро настигнут.

При выливании нору покидает лишь тогда когда она полностью заливается водой.

Ружейная спортивная охота на ондатру, летягу, бурундука, леммингов и других мелких и средних по размерам грызунов не применяется. Они отлавливаются самоловами.








Дата добавления: 2015-09-25; просмотров: 2408;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.