Промысел копытных троплением.
Тропление копытных со скрадыванием на их зимних лежках или в «отстойниках» одиночным охотником применяется редко. В европейской части России и спортивная, и промысловая охоты на этих животных проводятся обычно загоном и носят сугубо коллективный характер. В то же время на Севере и в Сибири добыча копытных троплением и скрадыванием одиночным охотником применяется, но скорее не как самоцель, а как возможное средство получения мяса для питания и приманок в сезон промысловых охот по пушному зверю. Спортивная же охота на копытных одним охотником ограничена не столько возможностью самой поимки животного, сколько трудностями, связанными с разделкой туши и, особенно, доставкой её к месту жительства.
Лось. Места концентрации лося связаны обычно с такими угодьями, как зарастающие гари, лесосеки, заросли осины и ивы, вблизи лесных болот и водоемов, а в последние годы – с площадями лесных культур сосны и дуба в первом классе возраста.
Лоси избегают мест со снежным покровом выше 70 см и даже откочевывают на зиму в более малоснежные места.
Лоси не образуют больших стад подобно другим оленьим, они держатся вместе по 2-4 особи, редко составляют более многочисленные группы. Обычно пасутся и отдыхают они порознь.
В местах регулярной кормежки лось, как и все фитофаги, оставляет много помета. Более вытянутые экскременты принадлежат самкам и молодым особям; у самцов они округлой формы.
Наслед лося довольно характерный и его трудно спутать (рис. 35). Это единственный представитель оленьих, у которого на медленном ходу в следу отпечатываются все четыре пальца, два копыта и два задних копытца (поноготки). Отпечатки копыт овальной формы. При передвижении шагом лось более или менее точно ставит заднюю ногу в след передней, а двигаясь рысью заносит её далеко вперед. У самок отпечатки более узкие с острыми концами, ямка от мочи у них бывает между отпечатками задних ног, а у самцов – впереди них.
Обычно эти звери, в пределах заселяемого участка, движутся в определенном направлении по замкнутой кривой, постоянно удаляясь от места дневного отдыха (лежки). На отдельных отрезках пути они, жируя, бродят, но затем продолжают движение в прежнем направлении. Круг пути замыкается, в зависимости от площади участка, порой через несколько суток.
Учитывая такой характер наследа, тропить лосей надо «обрезая» след, двигаясь по просекам, лесным дорогам и другим удобным местам, которые зверь стремиться пересекать «прямым ходом». В местах массового искусственного восстановления леса, где встречаются обширные участки лесных культур в возрасте молодняков, лоси часто не покидают их в течение всего периода глубокоснежья, и их суточный ход сводится до минимума, когда зверь просто не покидает «отстойника».
Рисунок 35. Наслед оленьих: А. – Следы лося (1 – экскременты самцов, 2 – экскременты самок и молодых особей, 3 – отпечатки копыт); Б. – Следы благородного оленя (1 – отпечатки копыт, 2 – следы взрослого самца на снегу, 3 – следы самки на галопе, 4 – следы самки на шаге)
На жировке лось не отличается высокой подвижностью, тем более при глубоком снежном покрове, да еще в пределах доступного для него корма (участки лесных культур сосны и дуба в молодом возрасте), здесь в час он может делать не более ста шагов.
Интенсивный бег и прыжки лоси совершают на коротких дистанциях, будучи, например, напуганными или активно преследуемыми. При первой же возможности они останавливаются и ориентируются в обстановке. Поэтому «стронутых» зверей не следует тотчас же активно преследовать, надо дать возможность им успокоиться, что облегчит следующий прием скрадывания.
Часто, будучи потревоженным, лось по глубокому снегу уходит собственными тропами или хорошо набитыми тропами других зверей. Движение по открытой местности, лесными дорогами и просеками избегает и в случае необходимости пересекает их быстрым прямым ходом.
Скрадываемый в зарослях, лось чувствует себя уверенно и не спешит их покидать, прислушиваясь к преследователю. Это при соблюдении основных правил скрадывания позволяет выйти в «меру» выстрела и добиться успеха. Ложиться лось, как правило, ближе к центру зарослей или же у стены, примыкающего к ним, высокоствольного древостоя. Перед лежкой лось делает петлю и ложится головой в сторону своего входного следа; место дневки выбирает с хорошим обзором.
Тропление и охота на копытных по насту, ранящему их ноги, запрещена правилами охоты, неэтична и не допускается уважающими себя охотниками.
Благородный олень. Живет семьями, состоящими из оленухи, оленят-самцов и телок (группа безрогих особей). Рогачи встречаются одиночно, но в период восстановления сил после гона сбиваются иногда даже в большие стада в местах обильных кормов (участки дубрав с выраженным урожаем желудей и др.).
След благородного оленя имеет также характерные особенности (см. рис. 35). Чаще всего отпечатывается двупалая стопа, пальцы которой сжаты, что свидетельствует о спокойном шаге животного. При более быстром ходе между двух половинок копыт на переднем крае следа имеется небольшой бугорок, который охотники называют «носик» или «зажим». В следах оленей на рыси или галопе отпечатываются четыре пальца, как и у лося.
След оленя-самца имеет овальную форму, спереди он более тупой и сомкнутый. У взрослой оленухи отпечаток бывает более узким и отличается яйцевидным очертанием, спереди он более заострен и несколько раскрыт.
В следовой дорожке оленя отпечатки сжатых копыт направлены носками наружу (разворот). Чем тяжелее олень, тем больше ширина дорожки следов. Следы самок мало развернуты от следовой дорожки. У тяжелых, старых особей, стельных самок, следы задних ног отпечатываются отдельно от передних («недонос» или «недоступ»). Вообще же для благородных оленей, как и прочих парнокопытных, характерна некоторая как бы нестабильность следа, отвечающая определенным обстоятельствам, дающая ценную информацию следопыту (недонос, отстающий след, крестообразный след, шаг в сторону, недоперекрест, боковое перекрытие, перекрытый след, отпечатки венчиков, не полностью перекрытый след, четырехкопытный сдвоенный след, передний занесенный сдвоенный след, передний занос). Обычно эти «отклонения» указывают на пол, возраст и физическое состояние животных; при селекционном отстреле эти признаки чрезвычайно важны.
Ночью олени ходят набитыми, хорошо им известными тропами, которые в холмистой и горной местности тянутся полусклонами. Не избегают, в отличие от лосей, передвижения по лесным дорогам и просекам. Наслед довольно извилист.
Кормятся рассеянной группой, но ближе к рассвету ведут себя более шумно, задевают рогами ветви, стволы деревьев, сигналят таким образом, предлагая сбор к походу в лежбище для отдыха.
Посещают купальни в болотистых топях и у ручьев. На дневной отдых обычно располагаются в высокоствольном древостое, на возвышениях с хороши обзором. Лежки индивидуальные и расположены так, чтобы обеспечить хороший обзор по всем направлениям.
Поднятая с лежки группа оленей в первые мгновения проявляет некоторую беспорядочность движений: после короткой пробежки отдельные звери останавливаются, пытаясь определить источник беспокойства и сориентироваться.
Выше отмеченные особенности наследа и поведения можно отнести в основном ко всем подвидам благородного оленя.
Косуля. Наиболее распространенный объект охоты троплением и скрыдыванием.
Встречается, главным образом, в низкополнотных, разреженных лесах, предпочитая опушки и свежие вырубки; посещает поля, луга, лесные полосы; избегает густые заросли на вырубках, сомкнувшиеся лесные культуры, последние активно посещает после проведенных лесохозяйственных уходов.
Семья косуль состоит из самца, самки и телят. При сезонных кочевках сбиваются стада по 10-20 и более голов. Миграции сибирской косули происходят иногда по традиционным путям огромными массами (потоками).
Отпечатки копыт косуль похожи на отпечатки копыт оленей, но они значительно мельче, более острые и никогда не бывают раздвинуты при спокойной ходьбе. На шагу поноготки не отпечатываются. В прыжках задние ноги ставит перед передними, копыта в носках при этом несколько раздвинуты.
Следовая дорожка самца имеет более широкий разброс следов; самка оставляет узкую дорожку следов (рис. 36).
Самка экскременты и мочу оставляет на одном и том же месте, тогда как у самца экскременты находятся позади пятна мочи.
Длина суточного хода зверей зимой и скорость их передвижения определяется обилием кормов, глубиной и состоянием снегового покрова. Максимальная длина суточного хода доходит до 8 км, а минимальная - около 2 км. В последнем случае (при глубоком снежном покрове) длина жировочного пути достигает трех четвертей длины общего маршрута. Расстояние же между очередными лежками находится в пределах от 100 м до 1,5 км. Таким образом, зимнее тропление косули для одиночного охотника вполне реальная задача.
Рисунок 36. Следы жизнедеятельности косули: А. – Самец сибирской косули; Б. – Самец европейской косули; В. – Следовая дорожка на шаге; Г. – Следовая дорожка на прыжках; Д. - Экскременты косули; Е. – Схема расположения особей табунка на лежках в зависимости от обстоятельств
Косули устраиваются на отдых на месте последней жировки или недалеко от нее. Лежка разгребается на косогорах, всхолмлениях и других возвышенностях, дающих хороший обзор. Готовит лежку более тщательно, чем другие оленьи (очищает от веточек, шишек, камешков, разгребая подстилку до земли). Часто делает 2-3 лунки, прежде чем займет одну из них, поэтому у нее, как и у благородных оленей, на месте отдыха лежек больше, чем особей в группе. Ложатся грудью и животом вниз с пожатыми ногами, поэтому лежки кажутся очень маленькими и не соответствующими росту животного. На лежках располагаются в нескольких метрах друг от друга, часто спиной к ветру, но это совсем не облегчает их скрадывание, так как обоняние и слух у косули очень хорошо развиты. Вблизи опушки, оврага, просеки, лесной дороги косули почти всегда держат их в поле зрения независимо от направления ветра. В больших группах косули ложатся по периферии общей лежки и головы их развернуты в разные стороны от её центра. В густых зарослях, куда косули заходят при непогоде, они устраиваются на лежку значительно более тесной группой (рис. 36 Е).
Преследуемые косули запутывают след: описывают круги, делают петли, прыжки в сторону, возвращаются по несколько раз на первоначальный путь.
Методы скрадывания косуль те же, что и для других оленьих, но приблизиться к ним на расстояние выстрела довольно трудно. Добыть косулю гораздо легче, используя нарезное оружие, позволяющее стрелять с большого расстояния – до 700 метров. Произведенный выстрел, особенно на открытых местах, дезориентирует косулю, так как она не сразу может определить направление, откуда исходит опасность, и нередко бежит именно в сторону стрелка.
Кабарга живет в горных областях Южной и Восточной Сибири, основной зимний корм – древесные лишайники, побеги и хвоя древесных пород (пихта, кедр, ива, осина и др.).
Копыта кабарги удлинены и остры: след четкий с явственным отпечатком и боковых копытец (поноготки, шпорцы). Пальцы её способны сильно раздвигаться, что увеличивает опорную поверхность ног при передвижении на рыхлом лесном снегу. На быстрых прыжках кабарга закидывает сильные задние ноги далеко за передние, и группы отпечатков её следов напоминают заячьи. Помет кабарги выглядит как мелкие темные «орешки», напоминающие просыпанные черные семена подсолнуха; они кучками встречаются среди скал и камней.
Держится в скалистых труднодоступных участках горной тайги; при глубоком снеге прокладывает по карнизам скал и утесов торные тропы; проявляет выраженную оседлость.
Кабарга предпочитает передвигаться по наименее заснеженным местам; широко использует для передвижения и отдыха заснеженный бурелом. Обычно она передвигается в избранном направлении по чрезвычайно запутанному пути, часто делает «скидки» в стороны, постоянно при движении оборачивается, контролируя обстановку. Поэтому близко подойти к кабарге и при её продвижении, и во время отдыха чрезвычайно трудно.
Для отдыха и лежки выбирает небольшие горизонтальные площадки на обрывистых склонах и выступах скал.
В связи с зимней оседлостью, охота на кабаргу одиночным охотником практически исключает тропление. Процесс поиска сводится к обнаружению мест пребывания зверька, обследованием характерных урочищ для его поселения.
Охота скрадыванием зимой в гористой местности затруднена, а без бинокля и нарезного оружия, пожалуй, и даже невозможна, так как обычно подпускает к себе этот зверек на расстояние не менее 200 м.
Сказанное в значительной степени относится и к зимней охоте троплением и скрадыванием на других горных копытных.
Кабан. На территории России кабаны встречаются повсеместно в умеренных и южных широтах; распространение этого зверя к северу ограничивается глубокоснежьем. Широкий спектр кормов (корневища, плоды, орехи, желуди дуба, насекомые, земляные черви, моллюски, мелкие позвоночные, рыба, выращиваемые на полях сельхозкультуры и даже падаль) обеспечивает его питание в самых различных условиях (сельскохозяйственные поля, древостои, камышовые и тростниковые заросли и др.). Это житель зарослей и крепей, болот, через которые не так просто проникнуть другим животным, тем более человеку. Кабан добывает пищу в основном посредством рытья, поэтому для него очень важны и глубина снежного покрова, и степень промерзания почвы.
Образ жизни, способ добывания корма наложили на поведение этого зверя определенные особенности, которые необходимо знать при охоте троплением и скрадыванием.
Старые (репродуктивные) свиньи, сопровождаемые сеголетками и двухлетними-подсвинками к зиме соединяются с другими семьями. Образовав гурты, кочуют по угодьям, отыскивая кормные места. Самцы большую часть года ведут отшельнический образ жизни.
В следу на снегу всегда отпечатываются четыре пальца, поноготки кабана отличаются тем, что выходят в стороны за пределы ширины копыт.
Следовая дорожка, при передвижении шагом или рысью, состоит из более или менее правильных, сдвоенных следов, причем, нижний более продвинутый вперед отпечаток передней ноги перекрыт отпечатком задней ноги (рис. 37).
На быстрой рыси и галопе все четыре ноги отпечатываются отдельно. Задние ноги отпечатываются парой, немного наискось друг за другом и всегда расположены перед передними следами. Следы передних ног расположены перед передними следами. Следы передних ног расположены в середине следовой дорожки по прямой линии друг за другом.
При глубокоснежье остаются борозды от брюха, в этих условиях характерно передвижение набитыми тропами.
Рисунок 37. Следы жизнедеятельности дикой свиньи: А. - Кабанье стадо в движении; Б. – Характер следовой дорожки (1 – на ходу шагом, 2 – рысью, 3 – карьером); В. – Следы поросят; Г. – Размеры кабаньего следа; Д. – Зачесы кабанов на сосне («чесалка»)
Кучки помета остаются на следу; свежий помет имеет блестящую поверхность, а со временем, промерзая, он тускнеет.
Половозрелые самцы оставляют одиночный след, но ходят они и тропами следом за семьей или гуртом.
Во время кормежки кабаны двигаются обычно против ветра веером (россыпью) и их путь, кроме оставляемых следовых дорожек, испещряет характерными пороями.
Признаками пребывания кабанов являются также «купальни» (углубления в сырых местах, заполненные водой и грязью) и «чесалки» (обтертые стволы хвойных пород, о которые они натираются в гигиенических целях).
Продолжительность суточного (ночного) зимнего перехода колеблется в пределах 3 километров, и из них около 70% пути приходится на отдельные длительные жировки. У постоянного источника корма, силосной ямы, например, могут жить оседло на протяжении всего многоснежья.
Кабаны легко проникают сквозь тростниковые крепи, заросли кустарников (в том числе и колючих), лесного подроста и подлеска, где преимущественно и устраивают лежки. В самих зарослях нередко ложатся под заломы растений, нагромождения валежника, а в горах – под защитой крупных камней и скал на солнечных южных склонах.
Для отдыха свиньи устраивают логово, утепляя его листьями, бурьяном, прутьями, тростником и нередко залегают всем гуртом, но половозрелые особи могут отдыхать и в отдельных лежках (особенно в теплую погоду). Кабаны-одинцы устраивают себе постель поменьше, но гораздо более высокую и теплую, часто используют для этого муравьиные кучи.
Одиночный самец, останавливаясь на отдых и выбирая место для лежки, ведет себя осторожнее, чем самка. Часто он делает полукруг, залегает в конце петли головой в сторону входного следа и «держит его на слуху». Самка круга не делает и ложится прямо на следу.
И кабаны, и свиньи редко возвращаются на логово, где уже отдыхали однажды, и чаще устраивают новое.
Запах человека кабаны улавливают по ветру за несколько сотен метров, поэтому при скрадывании всегда надо это учитывать, излишняя «шоркотность» охотника также недопустима.
Поднятая с лежки семья (гурт) первые мгновения ведет себя беспорядочно (до установления места угрозы) и отдельные особи могут набежать вплотную к охотнику. После выстрелов семья не скоро ложится и, преследуемая, уходит на довольно большие расстояния, как правило, в известное ей хорошо защищенное место. На своем пути семья «гусем» пересекает не одно «крепкое» место, так что тропить её в этот день не имеет смысла. Одиночный самец, не чувствуя погони, может лечь раньше, но скрадывать его уже намного сложнее.
Дата добавления: 2015-09-25; просмотров: 6959;