Гаевая (облавная) охота на копытных.
Обложить зверя в сплошных массивных лесной и таежной зон очень не просто, к тому же в этих регионах локальная концентрация животных менее выражена. Этот вид охоты, поэтому, характерен, прежде всего, для густонаселенных районов лесостепи, где на охоту более распространены коллективные выезды.
Организация облавной охоты начинается с выявления местонахождения зверей по их следам опытными егерями. Большое значение имеет умение определить свежесть следа, пол и возраст животного и даже его состояние. После установления присутствия зверей в конкретной местности, необходимо точно выявить их местонахождение на участке, т.е. произвести оклад. Без твердой уверенности в том, что животные в окладе, начинать облавную охоту не имеет смысла, т.к. можно легко «подшуметь» их и стронуть с места дневки, расположенной поблизости. Знание информации о зверях в окладе позволяет правильно и результативно организовать дальнейший ход охоты.
Подъезжать непосредственно к окладу и оставлять вблизи его автотранспорт не рекомендуется. Требуется максимальное соблюдение тишины на протяжении охоты.
Правильная организация загона чрезвычайно важна. Выбор «шумового», «бесшумного» или усредненного варианта загона зависит от таких обстоятельств, как количество участников охоты, вид зверя, особенности рельефа местности, характера растительности и т.д. Тоже можно сказать и о расстановке стрелков, но здесь всегда имеет преимущество перекрытие лазов.
Переход зверя – это еще не лаз. Лаз – это путь, которым идут потревоженные звери, имея возможность выбора направления движения.
Следует всегда помнить, что звери очень неохотно идут по ветру; двигаясь же против ветра, они легко обнаруживают охотников на стрелковой линии.
Поэтому, чтобы звери не уходили через фланги, либо через цепь загонщиков, стрелков лучше расставлять вполветра, т.е. чтобы ветер дул вдоль стрелковой линии. При этом подветренный край загонщиков надо заметно выдвигать вперед.
Для облавной охоты на лося удобны отъемистые лесные массивы на холмистой, пересеченной местности, имеющие дороги, водотоки, хорошо обозначенную квартальную сеть. Как и тропление, облавную охоту лучше проводить в мягкую, ветреную и даже метельную погоду, когда зверь крепче лежит, ближе подпускает, менее настороженно выходит на стрелковую линию. В морозные дни сделать успешный загон намного сложнее.
В отличие от других зверей, лоси обычно не делают переходов от мест кормежки к метам лежек; если их не беспокоят, они могут оставаться в кормных угодьях по нескольку дней в пределах небольшого участка. Лучшие ориентиры для оклада – квартальная сеть, дороги, лесные поляны и другие открытые места с переходами. Начинать оклад надо после того, как зверь «облежался», т.е. после 10-11 часов утра. Как предрассветные, так и предсумеречные оклады, когда лоси на ходу, мало результативны; зверь успевает уйти прежде, чем будут расставлены стрелки и организована цепь загонщиков.
Определяется наличие зверя в окладе, как обычно, по количеству «входных» и «выходных» следов, при этом необходимо четко разбираться в их характере. Пуганные или проходные лоси идут довольно прямолинейно, друг за другом, следы их почти не расходятся, животные не кормятся и при движении решительно пересекают обычно вызывающие их настороженность преграды (дороги, проселки, водотоки, глубокие овраги). На лосиных жировках наблюдается путаница следов, поэтому эти места при организации оклада надо обходить, оставляя их в кругу или пересечь там, где следы четко указывают на количество животных и направление хода. С учетом погоды, можно по сравнительной свежести следов определить, что было раньше – заход или выход; это особенно важно при «чете» следов, т.е. при равном их количестве.
Загонщики, в прямом смысле, не выгоняют лосей на стрелковую линию. Потревоженные звери идут туда, куда им нужно в данной ситуации, и основной целью загона является – поднять их с лежек и заставить двигаться, не отстаиваясь в кругу. Из-под загонщиков лоси почти никогда не идут чащей, но и избегают обширных открытых мест. Обычно лоси идут зарослями ивняков, ольхой, сосновым и другим подростом, узкими участками вырубок. Они придерживаются своих старых маршрутов (имеется в виду направление хода), но сравнительно редко выходят на свой входной след, двигаясь в пяту. И стронутые загонщиками лоси нередко продолжают движение по принятому ими направлению обычных переходов в пределах своего участка. Поэтому даже старые следы достаточно информативны при организации облавной охоты на лося. Признак верного лаза – свобода передвижения с наименьшим шумом и с хорошим обзором, наличие ощутимого движения ветра несущего информацию.
Учитывая изложенное, стрелковую линию размещают на границе редколесья и стены густого леса, на краю болота, прогалин, широких просек и других лесных разрывов. Принимая во внимание повышенную опасность выстрелов по лосю (на уровне груди человека), необходимо при организации стрелковой линии избегать извилистых дорог и таких же границ обширных вырубок. Идеальной является расстановка стрелков на квартальной просеке, вдоль прямых лесных дорог и т.п. (рис. 18).
Рисунок 18. Поведение лосей в окладе: А. – Первая реакция лося на приближающихся загонщиков; Б. – Лоси, стронутые загоном
Лось в значительной мере ориентируется в обстановке с помощью слуха. Поэтому, при «шумовом» прогоне охота на него, да и на других копытных, проходит быстрее, но в этих условиях звери, как правило, мечутся, кидаются врассыпную, идут необычными переходами и выходят на стрелковую линию на рыси, а то и на галопе. «Тихий» загон значительно продолжительнее по времени, звери поднимаются с лежек лишь в случае приближения загонщика, идущего их входным следом, но и, удаляясь, они держат загонщика на «слуху», иногда даже кружат вокруг него, а на стрелковую линию выходят лазами и более спокойно. Стрельба практикуется вне круга оклада, что обеспечивает большую безопасность на охоте, но возможна и внутрь его. Последний вариант более приемлем при «тихом» загоне с ограниченным числом загонщиков, идущих входным следом лосей. В данном случае, при подходе загона к стрелкам на 200-250 м делается со стороны первых сигнал голосом, после которого стрельба уже возможна только вне круга оклада. Такая комбинация способа загона и выбранного направления стрельбы наиболее целесообразна во всех отношениях.
Если в 100-200 м от места, где находились лоси в момент выстрела, зверь не лег, идти за ним не имеет смысла. Лучше организовать новый оклад, это более надежно, в конечном итоге экономит время и исключает неразбериху, после которой, как минимум, приходится долго собирать участников охоты. В повторном окладе по следу раненого зверя должен идти один или два опытных охотника, обязательно на виду друг у друга. Тяжело раненого зверя добивают на лежке загонщики, легко же раненый зверь не подпускает их и выставляется на стрелковую линию. Подранка всегда надо подбирать, так как «крепкие» на рану лоси затем неизбежно гибнут от инфекции (сепсиса), к тому же ранения лося нередко приходятся на брюшную полость.
Подобным же образом организуется охота на всех оленьих.
Облавная охота на кабана имеет некоторые свои особенности. Кабаны редко остаются на дневку на участке, где они жировали. Переходя в крепкие, трудно проходимые места (заросшие лесосеки, густые культуры древесных пород, иные заросли), они предпочитают пользоваться собственными набитыми тропами. В определенных условиях места дневки долго сохраняются, и этот зверь даже использует постоянные лежки, как правило, семейные.
Оклад на кабана организовать без предварительного изучения обстановки трудно; подсчет входных и выходных следов на тропах дело мало реальное. Предпочтение для организации загона отдается местам характерным для их отдыха, тем более, если к ним ведут свежие тропы. На практике чаще этого зверя гонят на авось, и поэтому пустые загоны не редкость.
Результативность охот при бесшумном загоне может быть даже несколько выше, так как кабан прекрасно оценивает обстановку «на слух». Если гнать кабанов быстро и шумно, они стремительно пересекают стрелковую линию в местах своих лазов, что затрудняет стрельбу.
Лаз кабана – это, прежде всего, густые заросли, сомкнувшиеся молодняки, заболоченные и трудно доступные заросли ивы в поймах ручьев и речек, старые зарастающие вырубки и т.п. По рельефу лаз приурочен к ложбинам, оврагам, понижениям местности. В плане – это путь от одного лесного массива к другому.
Более всего склонны идти лазом свиньи с поросятами, они первыми покидают оклад в минуты опасности. Когда стадо устремляется через стрелковую цепь, изменить направление их движения уже практически ничего не может. Вместе со стадом, обычно несколько в стороне и немного позднее прорываются двух-трехлетние кабаны. Но никогда не теряют самообладания во время облавных охот секачи старше 5 лет (рис. 19).
Рисунок 19. Поведение кабанов в окладе: А. – Старый секач, потревоженный загонщиками, не спешит покидать оклад; Б. - Семья диких свиней, пересекающих стрелковую линию
Эти особи чаще остаются на месте, не дают следа, настороженно прислушиваются к происходящему и покидают свои отстои лишь после окончания загона и снятия стрелковой линии. При регулярных облавных охотах, старые секачи идут в сторону наименьшего шума и прорываются через цепь загонщиков. Нередко идут секачи даже там, где никому в голову не приходит поставить стрелков, т.е. в сторону лесосеки с рабочими и работающими механизмами, в сторону лесного кордона и окраиной лесного поселка, голыми вырубками. Собаки секачу не помеха; клинообразная форма его тела позволяет беспрепятственно и на большой скорости проходить по самым густым зарослям, в прямом смысле, «счесывая» с себя собак.
Стрелкам целесообразно становиться на тропах и переходах, продвинувшись на 2-3 м вглубь оклада; стоять непосредственно на просеке нельзя, т.к. звери быстро обнаруживают охотника и, к тому же, последнему трудно высмотреть зверя остановившегося в зарослях перед просекой для изучения обстановки.
Преследование кабана собаками с голосом помогает охотнику на номере ориентироваться в обстановке и заранее подготовиться к выстрелу, медлить с которым не рекомендуется. Покидать стрелковое место, двигаясь в сторону возни зверя с собаками, нельзя, прежде всего с точки зрения соблюдения правил безопасности на охоте. Из этих соображений нельзя стрелять с колена; выстрел накоротке с позиции стоя более безопасен, т.к. снаряд при промахе уходит в землю вблизи животного. Кабан – зверь крепкий на рану и медлить с добором подранка не стоит, но добирать его следует лучше с собаками и предельно организованно. Сборным, не организованным в достаточной мере коллективам в отсутствии компетентного авторитетного руководителя, рекомендуется даже отказаться от использования собак при охоте загоном.
Дата добавления: 2015-09-25; просмотров: 1847;