Особенности социального строя древнерусского государства.

1. Этносозначает естественно сложившийся, но основе оригинального стереотипа поведения, коллектив людей. Этногенез – весь процесс существования и развития этнической системы от момента ее возникновения до исчезновения.

Происхождение славян является одной из наиболее дискуссионных проблем в исторической науке. Кратко суть споров можно свести к двум положениям: 1) славяне являются коренным населением Восточной Европы, ведущими своё происхождение с самых ранних этапов образования индоевропейской общности (Б.А.Рыбаков); 2) славяне являются выходцами из других регионов. Здесь выделяются «дунайская» версия происхождения славян (С.М.Соловьев, В.О.Ключевский) и «прибалтийская» (М.В.Ломоносов, А.Г.Кузьмин). В настоящее время по вопросу о районе возникновения славянской этнической общности существуют две наиболее распространенные точки зрения. Согласно одной таким районом была территория между Одером и Вислой, по другой – это был район между Одером и Средним Днепром. Вопрос этот в науке не решен до настоящего времени.

Первые достоверные сведения письменных источников о славянах относятся к началу новой эры, когда римские историки писали о племенах венедов. В VI веке н.э. славянские племена, населявшие Восточную Европу, начинают совершать походы на Византию. С этого момента можно говорить об окончательном формировании славянского этноса. Многие племена славян переселяются на Балканский полуостров, занимая земли Восточной Римской империи. Нашествие кочевых племён авар в VI - VII вв. отделило эти группы от остального славянского мира и положило начало формированию южных славян. Западные и восточные славяне разделились в предшествующую эпоху. Этнической основой древнерусского государства - Киевской Руси - стали восточнославянские племена, которые консолидировались к середине 1 тысячелетия н.э.

Главным занятием славян было земледелие. На выбранном участке леса славяне сначала рубили деревья и кустарники. Целое лето сохли срубленные деревья, на следующий год сушняк поджигали. Тяжелым суком боронили новое поле, зола смешивалась с верхним слоем земли, и тогда сеяли зерно. Такое земледелие называлось подсечным, или огневым. Когда после нескольких урожаев земля истощалась, засеивали новый участок на целине, а старое поле на многие годы забрасывали. Славяне сеяли рожь, пшеницу, ячмень, просо, из огородных культур – репу, капусту, свеклу, морковь и т.д. Разводили коров, лошадей, овец. Издавна они использовали железо - применяли железный топор, пахали сохой с железным наконечником (сошником). Очень важно, что у славян рано развивалось пашенное земледелие - это было огромным шагом в развитии производительных сил. Первоначально оно существовало в форме перелога, когда участок земли засевали несколько лет до его истощения, а затем переходили на новый. Пашенное земледелие стало по-настоящему возможным лишь после того, как люди овладели производством железа. Вообще изготовление железных орудий ознаменовало собой настоящую революцию в развитии производительных сил. Появился железный сошник у сохи, плуг; железными топорами расчищали для земледелия лесные поросли. Это в дальнейшем способствовало переходу от родовой общины к соседской (верви) и выделению из земледелия скотоводства и ремесла.

Славяне занимались также рыболовством и охотой. В лесах по Днепру в то время водилось много зверей, а в реках было немало рыбы. В дуплах старых деревьев пчелы годами складывали мед. Вырубленное человеком в дереве дупло для пчел называлось борью. Славяне занимались бортничеством, собирали мед диких пчел.

Жили славяне родовыми общинами, которые объединялись в племена, в небольших посёлках, часто укреплённых. Во главе племён стояли князья, особенно усилившиеся в период походов на Византию за счёт военной добычи. Ко времени начала второй половины тысячелетия н.э. восточные славяне, судя по всему, находились на стадии разложения первобытнообщинного строя, переживая период так называемой"военной демократии", который характеризуется впервые ярко проявляющимся социальным неравенством, а также возросшей политической активностью и постоянными военными конфликтами.

По летописям нам известны основные славянские племена этого времени- поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи, кривичи, дреговичи, дулебы, волыняне, белые хорваты, уличи, тиверцы, полочане, ильменские словене. Современные историки сходятся на том, что в "Повести временных лет" - откуда происходят наши сведения - повествуется уже не о собственно племенах, а о более высоком типе объединений- союзах племён. Такие формы организации типичны для периода военной демократии и являются, по сути, предгосударственной стадией развития политической организации народов.

Религия славян была языческой. Они поклонялись как обожествлённым силам природы: солнце- Ярило, ветер -Стрибог, гроза -Перун, так и более абстрактным понятиям:небесному огню - Сварогу, прародителям всего живого- Роду и Роде и многим другим богам. Культы отправлялись, как правило, под открытым небом, в святилищах, куда посторонние не допускались. Были у славян и человеческие жертвоприношения, правда, осуществлялся этот обряд только в крайних случаях, когда все другие способы воздействия на высшие силы были исчерпаны. Религия восточных славян несёт следы как общих для многих народов индоевропейской семьи верований и представлений об окружающем мире, так и специфически славянских, возникших во многом под влиянием окружающей среды. Особенно это проявилось в вере в таких существ, как лешие, водяные, русалки, кикиморы, домовые и т.п.

В целом, можно сказать, что к концу IX века восточные славяне уже стояли на рубеже государственности. Вопрос был в том, каким будет это государство, какое племя или союз племён станет центром восточнославянского мира и начнёт подчинение других. Был возможен и вариант, при котором на территории Восточной Европы могло возникнуть и несколько государств, как это случилось у западных и южных славян.

Образование первого восточнославянского государства - Киевской Руси - проблема не менее дискуссионная, чем проблема происхождения славян. Все споры идут в основном об интерпретации известного летописного сказания о призвании варягов, согласно которому ильменские славяне, жившие в Новгороде, устав от междоусобиц, призвали на княжение трёх братьев-варягов:Рюрика, Синеуса и Трувора, которые и "поделили" между собой землю. От них и пошли династии русских князей. Реальным историческим лицом, очевидно, был только Рюрик, остальные братья - результат неправильно понятого летописцем, или его источником, выражения в шведском тексте. В практике раннего средневековья нередки случаи, когда престол занимали чужеземцы, не имевшие отношения к местной элите. И главные споры ведутся не о появлении варяжских князей на Руси, а о их роли в создании древнерусского государства. То есть, проблема намного шире, чем историческая достоверность легенды о призвании. Достаточно часто это предание трактовалось в духе культуртрегерства, который отказывал восточным славянам в способности создать государство самостоятельно, и только вмешательство более культурных представителей германских народов привело к образованию Киевской Руси. Нельзя не видеть в такой трактовке явный расистский подтекст. Вполне объяснимое неприятие этой гипотезы со стороны отечественных историков (а норманнская теория в её наиболее одиозном виде разрабатывалась в основном немецкими учёными) привело к другой крайности - полному отрицанию вообще какой-либо заметной роли скандинавов в ранней русской истории. Этот подход также не может считаться объективным и полностью взвешенным. Несомненно, государство не может возникнуть спонтанно, тем более, не может быть принесено "из-за моря". Не приходится говорить и о каком-либо культурном превосходстве варягов над восточными славянами в IX в. - уровень развития обоих народов был примерно одинаковым. Общественный строй многих славянских племён уже находился на стадии образования государства. Кроме того, есть все основания предполагать, что на территории Восточной Европы Киевская Русь отнюдь не была первым государственным образованием. Но это не даёт повода сомневаться в значительной роли варягов в формировании именно этого государства и их роли в истории восточных славян вообще. Археологические материалы дружинного могильника вГнёздово под Смоленском позволяют говорить, что доминирующим элементом в княжеских дружинах были именно варяги, об этом же говорят и скандинавские имена первых князей и многих дружинников.

Естественно, что образование государства является результатом длительных процессов внутри общества, который растягивается на несколько столетий. Возникновение государства на Руси было вызвано в первую очередь внутренними причинами:

1) экономическими – рост производительности труда и его углубившееся разделение в I тысячелетии н.э., развитие меновой и денежной торговли, разложение первобытнообщинного строя, возникновение соседской общины с частной собственностью отдельных семей;

2) социальными – разложение патриархального рода, возникновение неравенства, раскол общества, в котором выделилась знать, окружившая себя дружиной. Основную часть общества составляла масса свободных общинников. В дальнейшем в ходе войн появились рабы из числа военнопленных;

3) политическими – упадок демократических органов родового строя. Роль народного собрания (вече) сокращалась. Возрастала роль князя и его окружения. Возникла необходимость государства как органа, призванного обеспечить господство верхушки и поддержать общественный порядок в ее интересах;

4) идеологическими – перемены в славянском язычестве. Если сначала оно было системой верований, обожествлявшей род и природу, то затем с появлением кровавого культа Перуна – бога грома и молнии, покровителя князя и дружины – оно стало более соответствовать новым общественным отношениям.

Но несомненно, что варяги - князья и дружинники сыграли свою роль в образовании единого государства восточных славян - Киевской Руси. Произошло это в 882 году, когда новгородский князьОлег обманом захватил Киев и убил местных князей- Аскольда и Дира, мнения, об этнической принадлежности которых расходятся: одни считают их варяжскими князьями, другие - последними представителями местной киевской княжеской династии, потомками полулегендарного Кия. Эта дата считается официальным началом истории Древнерусского государства.

 

2.Процесс формирования и развития Древнерусского государства охватывает период со второй половины 9 до начала 12 в. Это время условно можно поделить на три основных этапа:

1) 882г. –980 г. – начальный, время первых киевских князей;

2)980 г.–1054 г. – время Владимира и Ярослава Мудрого, эпоха расцвета Киевской Руси;

3)1054 г.–1132 г., переход к территориально-политической раздробленности.

Государство восточных славян сложилось как раннефеодальное государство, власть в котором принадлежала князю, опиравшемуся на дружину. В случае необходимости созывалось ополчение. Князь исполнял судебные функции и функции защиты от внешних врагов. За это племена платили ему дань, которая в летописях фигурирует как"полюдье",собиравшееся зимой, во время объезда князем подчинённых ему территорий. Тогда же князь и судил подданных. Дань реализовывалась летом, во время торговых экспедиций на Юг, в Византию.

Весьма острой была проблема обороны границ государства: у Киевской Руси были беспокойные соседи - кочевые племенахазар, гузов, печенегов,позднее- половцев. Уже Олег, первый общерусский князь, сделавший Киев столицей нового государства, столкнулся с противодействием Хазарского каганата. Хазары, создавшие государство с центром в низовьях Волги и на Северном Кавказе, контролировали обширные территории, где жили славянские племена полян, северян, вятичей, платившие хазарам дань. Борьба с хазарами завершилась походамиСвятослава, которые покончили с существованиемкаганата.Отношения с Византией определялись, главным образом, заинтересованностью в равноправных торговых отношениях с ней. Для достижения этой цели многие киевские князья предпринимали военные походы на Константинополь, которые, в случае удачи, завершались торговыми договорами. Исключение представляет только деятельность Святослава Игоревича, пытавшегося создать собственную державу на Балканах в 970 - 971 годах и вступившего из-за этого в конфликт с Византией и Болгарией. Одновременно продолжался процесс включения восточнославянских племён в состав Киевской Руси, завершившийся в княжение сына Святослава - Владимира. Помимо славян, в состав государства входили и другие этнические группы, в основном финно-угорские:меря, мурома, весь, чудь, ижора, мещера и др. Уже на самом раннем этапе своего развитие восточнославянское государство складывалось как многонациональное. Необходимо отметить, что соседство со степными народами не всегда носило конфронтационный характер. Владимир Святославич на южных границах Руси, на реке Роси, "сажает" в качестве пограничной стражи тюркские племена торков и берендеев - летописных "чёрных клобуков". К подобной практике и впоследст­вии не раз прибегали русские князья. Для защиты страны от враждебных кочевников были построены оборонительные линии на южных границах, включавшие в себя валы, наблюдательные пункты и крепости. Это было системой грандиозных по своему масштабу фортификационных сооружений, протянувшихся на сотни километров. В народе они получили наименование "Змиевых валов", начало их сооружения относится к периоду задолго до правления великого князя Владимира Святославича. При киевских князьях варяжской династии система подверглась существенной реконструкции и стала серьёзной преградой на пути кочевых орд во время их набегов на Русь. При решении этой и многих других задач князь опирался на ближайших помощников - старшую дружину, а также местных князей, местную знать, вышедшую из родо-племенной верхушки. Из этих групп и формировался классфеодалов, во главе с великим князем сдружиной, делившейся на старшую и младшую.Старшие дружинники всё чаще стали называтьсябоярами, младшие- отроками,что было показателем социального статуса, а отнюдь не возраста. Экономическую основу существования зарождающегося феодального класса на первых порах составляла дань, собираемая во время уже упоминавшегося полюдья. Очевидно, существовали определённые нормы сбора дани как для киевского князя, так и для местных князей. Нарушения договорённости по этим нормам приводили к конфликтам, как это произошло в 945 году, когда древляне убили великого киевского князя Игоря за попытку собрать дань сверх уже полученной. Это вынудило княгиню Ольгу провести ряд преобразований с целью укрепления великокняжеской власти при помощи социально-экономических введений. Она упорядочила размеры взимаемой дани (уроки), определила места ее сбора (погосты), провела некоторые реформы в системе административного управления. Постепенно основой существования верхушки феодального класса вместо прямой передачи части собранной дани стали доходы с пожалованных земель, на которых работали какчелядь и холопы - различные категории рабов по древнерусской терминологии, так и лично свободныекрестьяне-смерды. Консолидации феодального класса способствовали общие задачи государственного строительства, необходимость поддерживать порядок на контролируемой территории. Немалую роль в этом процессе сыграла и религиозная реформа, проведённая князем Владимиром Святославичем в 988 - 989 гг.

Принятие христианства явилось важным шагом в истории Киевской Руси. Главной причиной, приведшей Владимира к принятию столь смелого решения, как отказ от традиционной славянской веры, было изменение многих сторон жизни Руси с момента образования государства. Нуждам нового государства и его феодальной верхушки языческие представления подходили плохо. Необходимость изменений в сфере религиозных верований была осознана Владимиром и его приближёнными раньше, чем возник вопрос о принятии христианства. Сначала была предпринята попытка реформировать традиционную религию: во главу пантеона был поставлен княжеско-дружинный бог Перун, сделана попытка создать более строгую иерархию небожителей. Но население не поддержало это начинание, посколькуПерун в его представлении не мог соперничать с такими могучими божествами, как Сварог или Даждьбог. Помимо этого, в дружине самого князя было много представителей других народов, для которых любой славянский бог являлся чужим и непонятным. Кроме того, отношение соседей к языческому государству было далёким от признания в нём равноправного партнёра, особенно это касалось Византии. Собственно, после принятия решения об отказе от языческой веры, вопроса о том, какую религию принять, не стояло. Ясно, что это должно было быть христианство византийского образца. Причин тому было много: уже бабка Владимира, княгиняОльга, приняла крещение в Константинополе, среди его дружинников было много христиан, в Киеве существовали христианские церкви, и православие не было для восточных славян абсолютно незнакомой верой. Кроме того, именно Византия была тем государством, контакты с которым представляли для Древней Руси наибольшую ценность. Почему же тогда в летописи содержится весьма колоритный рассказ об устроенном Владимиром"испытании вер", когда представители разных вероисповеданий доказывали князю преимущества своих учений? Дело в том, что в эпоху раннего средневековья принятие религии от кого бы то ни было означало признание определённой политической зависимости. Именно таких отношений с Византийской империей Владимир Святославич, судя по всему, и не желал, отсюда и устроенный спектакль с испытанием вер, смысл которого заключался в том, что киевский князь публично демонстрировал абсолютную независимость и свободу своего выбора, после чего уже невозможны были претензии Византии на политический патронаж. Учитывая отношения той эпохи к вопросам вероисповедания, можно сказать, что Древняя Русь сразу вошла в состав христианских государств на положении равноправного партнёра.

Киевская знать охотноприняла христианство- оно помогало ей властвовать над народом. Но народ во многих местах сопротивлялся новой вере. Христианство нередко вводили силой. В Новгороде вводившие христианство начальники Добрыня и Путята сожгли за сопротивление половину города. Были восстания против новой веры и в других городах. Церковь получила от князей большие земельные владения и десятую часть государственных доходов ("десятину").

Христианство сильно укрепило Древнерусское государство. Оно поддержало княжескую власть и облегчило связи с другими государствами, где была принята христианская религия. Там уже не могли пренебрежительно смотреть на язычников-славян - ведь они были теперь одной веры с ними.

Христианское духовенство было грамотным. При церквах собиралось много книг, работали переписчики, открывались школы. Жизнь стала культурнее, чем при язычестве.

Особенно это было заметно при князеЯрославе, прозванном Мудрым(978-1054 гг.). В Киеве по его приказу были возведены многие прекрасные строения - величественный храм Святой Софии, новые городские стены с "Золотыми воротами". Во время его княжения работали многие искусные художники и архитекторы - русские и иностранные. Хотя в знаменитых постройках, в церковных иконах и росписях сильно было влияние Византии, в целом складывалась постепенно новая, своеобразная русская живопись и архитектура.

Древнерусское государство сильно укрепилось при Ярославе Мудром. Иностранные короли искали с ним союза. Сам Ярослав женился на шведской принцессе, а дочерей своих выдал замуж за французского, венгерского и норвежского королей. Сын Ярослава женился на византийской принцессе. Это укрепило связи Киевской Руси с другими государствами.

При Ярославе Мудром было положено начало русскому письменному законодательству. Русские законы того времени назывались "Русской правдой". Она основывалась на старых русских обычаях. Сыновья Ярослава дополняли ее новыми постановлениями. Была запрещена кровная родовая месть - пережитки родового строя. За убийство человека раньше мстили родственники убитого, убивая родных убийцы из поколения в поколение. Теперь же за убийство положен был денежный штраф. Создание письменных законов было большим шагом вперед в деле установления государственного порядка.

В конце жизни, в 1054 г., Ярослав сделал попытку предотвратить междоусобицу. Он передал Русь в управление трем своим старшими сыновьям: Изяслав получил Киев и Новгород, Святослав – Чернигов и рязанские земли, Муром и Тмутаракань, Всеволод – Переяславль, Суздаль, земли по Оке и Верхней Волге. Младшим же сыновьям Ярослава были выделены небольшие владения: Вячеславу – Смоленск, Игорю – Владимир Волынский. Желая укрепить единство Киевской державы, Ярослав Мудрый завещал своим наследникам такой порядок престолонаследия, при котором великокняжеский престол переходил к старшему из рода Рюриковичей. Это порядок получил название лествичного. Таким образом, одной из мер укрепления государственного единства было размещение сыновей великого князя в крупных местных центрах, характерное для средневековья, когда государственное начала нередко сливается с личным. На деле, однако, между князьями начались постоянные усобицы либо в силу личных амбиций, либо ввиду сложности династических счетов.

Чтобы прекратить усобицы и сохранить могущество Киевского государства, переяславский князь Владимир Мономах, внук Ярослава Мудрого, созвал в 1097 г. в городе Любеч съезд князей. На Любечском съезде было принято решение прекратить усобицы и провозглашен принцип «Каждо да держит отчину свою». Фактически это означало возникновение в княжествах своих собственных, местных династий и неизбежно должно было привести к распаду Руси на отдельные владения. Фактором, заставлявшим русский земли объединятся между собой, стал приход в степи Причерноморья и Предкавказья новой волны кочевников – половцев. Вторая половина 11 – 12 вв. стали временем борьбы Руси с половецкой опасностью.

В 1113 г. Владимир Мономах занял великокняжеский престол. Киевские бояре пригласили его править после восстания горожан, вызванного спекуляцией хлебом и солью, засильем ростовщиков при его предшественнике Святополке Изяславиче. Шестидесятилетний Владимир Мономах, широко образованный, пользовался заслуженной популярностью – благодаря его деятельности на некоторое время остановились усобицы на Руси. Став киевским князем, он принял меры к восстановлению порядка – снизил максимальный процент, взимаемый ростовщиками, улучшил правовое положение купечества, регламентировал запись в холопство в так называемом «Уставе Владимира Мономаха», ставшем еще одной частью Русской Правды.

Княжение Владимира Мономаха (1113 - 1125) и его сына Мстислава Великого (1125 - 1132) было временем восстановления единства Древнерусского государства. Вслед за этим наступает новый период феодальной раздробленности, или удельный период, когда вся русская земля распалась на самостоятельные княжества, или уделы.

3.

Социальное развитие Древней Руси мы можем проследить опираясь на два основных источника: летописи и Русской Правды. Опираясь на данные документы можно выделить несколько основных социальных групп этого периода:

1) высшие классы – князья, бояре и другие собственники больших земельных имений, богатые купцы в городах;

2) средний класс – купцы и мастера-ремесленники, владельцы средних и небольших имений;

3) низшие классы – беднейшие ремесленники и крестьяне, заселявшие государственные земли. Кроме свободных людей, в Киевской Руси существовали также полусвободные и невольники.

На вершине социальной лестницы находились князья во главе с великим князем киевским. С середины 11 в. на Руси появляются удельные княжества – «отчины» отдельных князей. Они были собственностью всего княжеского рода. Они наследовались в соответствии с «очередью».

Кроме княжеских бояр – воевод, наместников областей, существовала и родоплеменная аристократия: дети бывших местных князей, родовые и племенные старейшины, родня первых двух групп.

В 9 – 10 вв. купцы были тесно связаны с княжеской властью, поскольку собиравшие дань князья сами организовали торговые экспедиции по сбыту этой дани в Царьграде или где-нибудь на Востоке. Позднее появились и «частные» купцы. Значительная их часть являлась мелкими торговцами. Богатые купцы осуществляли большие операции внутри и за пределами Руси. Менее богатые купцы основывали собственные гильдии или соединялись в семейные компании.

Ремесленники каждой специальности обычно селились и торговали но одной улице, формируя собственное объединение или «уличную» гильдию. Иными словами, ремесленники объединялись в профессиональные группы того или иного типа, которые позже стали известны как артели.

С ростом церкви появилась новая социальная группа, так называемый церковный народ. Русское духовенство делилось на две группы: «черное духовенство» (т.е. монахи) и «белое духовенство» (священники и дьяконы). По византийским правилам в русской церкви в епископы посвящались только монахи.

Свободное население Руси обычно именовалось «люди». Основную его массу составляли крестьяне. В довершение к землевладельцам-общинникам была еще группа крестьян, сидевших на государственных землях, известных как смерды. Это были пока еще свободные люди, находившиеся под особой защитой и юрисдикцией князя. За пользование наделом платили натурой оброк и выполняли работы: извоз, строительство или ремонт домов, дорог, мостов и т.д. Они должны были платить государственный налог (дань), которую не выплачивали ни жители города, ни земледельцы среднего класса. Если у смерда не было сына, земля возвращалась князю.

К зависимой категории крестьянства относились закупы – люди, взявшие купу (в долг). Если удавалось вернуть купу, выплатив при этом проценты, человек становился свободным, если нет – холопом. В вотчине работали на барской запашке или в доме господина под надзором рядовичей. Рядовичи – люди, поступившие на службу по «ряду» (договору).

Самими бесправными членами общества были холопы и челядь. Рабство в Киевской Руси было двух родов – временным и постоянным. Последнее, известное как «полное рабство», было наследственным. Главную массу временных рабов составляли военнопленные. В конце концов, военнопленные получали освобождение за выкуп. Полные рабы считались имуществом своего хозяина и могли покупаться и продаваться. Некоторые из них использовались в семейном ремесле, остальные работали в поле. С другой стороны, если свободный человек терял свою собственность в результате набега степных кочевников или по другой причине и оказывался в отчаянном положении, он мог отдавать себя в рабство. Он имел и другой выбор: занять деньги под работу на своего кредитора и выплачивать ему. Это делало его «полусвободным», временно связанным со своим кредитором. Если ему удавалось выполнить свои обязательства, его гражданские права восстанавливались; если он нарушал соглашение и пытался скрыться от своего хозяина, он становился рабом последнего.

Литература

1.Деревянко А.П., Шабельникова История России. М., 2006

2. Захаревич А.В. История Отечества. М., 2008

3.Кириллов В.В. История России. М., 2006

4. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. М.,2003

5.Некрасова М.Б. История Отечества. М.,2002

6. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. М., 2008

7. Семеникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 2006

 








Дата добавления: 2015-09-21; просмотров: 927;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.02 сек.