К вопросу об установлении истины в уголовном судопроизводстве
1. Практическая задача расследования, рассмотрения и разрешения уголовного дела состоит в том, чтобы установить обстоятельства дела в соответствии с тем, что имело место в действительности.
1 См.: Теория доказательств в советском уголовном процессе. М., 1973; Курс советского уголовного процесса. Общая часть. М., 1989. Разд. V; Строгович М.С. Избранные труды: В 3 т. Т. 3. Теория судебных доказательств. М., 1991; Кокорев Л.Д., Кузнецов Н.П. Уголовный процесс: доказательства и доказывание. Воронеж, 1995; Хмыров А.А. Проблемы теории доказывания. Учебное пособие. Краснодар, 1996; Белкин А. Р. Теория доказывания. М., 1999; Доказывание в уголовном процессе. Традиции и современность. М., 2000; Орлов Ю.К. Основы теории доказательств в уголовном процессе. М., 2001.
Глава 12. Доказательства и доказывание
Однако возложение обязанностей по выполнению этой задачи на участников судопроизводства определяется функциональным раз-Аичие!*!лолномЬчий в уголовном процессе. Это означает, что государственные органы, должностные лица, действующие на стороне обвинения, обязаны использовать все предоставленные им процессуальные средства для обоснования доказательствами выдвинутого против лица обвинения. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Суд в состязательном процессе исследует доказательства, представленные сторонам, и разрешает дела по существу.
2. Полномочия суда отличаются от полномочий органов дозна
ния, следователя, прокурора, а поэтому законодатель в новом УПК
не ставит перед ними единой, общей задачи «принять все меры к
установлению события преступления, лиц, виновных в соверше
нии преступления» (ст. 3 УПК РСФСР), и не обязывает председа
тельствующего в суде принимать меры «...к установлению исти
ны...» (ч. 2 ст. 243 УПК РСФСР). Иное означало бы обязывать суд
действовать в интересах стороны обвинения, так как для призна
ния лица непричастным к преступлению и его оправдания доста
точно неустранимых сомнений в его виновности и его оправдания.
Основу такого решения составляет презумпция невиновности, а не
установление истины по делу. f
Назначение уголовного судопроизводства, его принципы, в том числе состязательное построение судопроизводства, объясняют отказ в новом УПК от возложения на суд обязанности устанавливать истину по делу.
Поэтому нельзя согласиться с утверждением, что в новом УПК «...не совсем логично воспринимается статус самого суда, его председательствующего в установлении истины по делу как ведущей цели правосудия.
Почему-то это стержневое целеполагание изъято из процессуального оборота...»1.
3. Истине как цели доказывания в уголовно-процессуальной
теории на протяжении десятилетий уделялось очень большое вни
мание, при этом истине как целеполаганию придавалось важное
методологическое значение, а поэтому при ее характеристике ис
пользовались такие высокие философские понятия, как «абсолют
ная», «относительная» истина.
При этом практические задачи, поставленные перед следователем, прокурором, судом обосновывались, с этих теоретических,
1 Сухарев А.Я. Предисловие к Комментарию УПК РФ. М., 2002. С. XI.
§ 2. К вопросу об установлении истины в уголовном судопроизводстве 221
идеологических позиций, как доступность познания абсолютной истины применительно к обстоятельствам дела, устанавливаемым в уголовном процессе (или даже и применительно к квалификации преступления и назначаемой судом меры наказания).
В литературе последних лет к этому идеологическому постулату выражено различное отношение.
Так, Ю.В. Кореневский исходит из чисто практического понимания истины в уголовном процессе, как соответствия выводов о происшедшем событии тому, что имело место в действительности, и пишет о неприемлемости философских характеристик истины («абсолютная» и «относительная» истина) к практической задаче, стоящей в уголовном процессе1.
Противоположный взгляд на этот вопрос выражает Ю.К. Орлов, который считает, что все философские аспекты характеристики истины в уголовном судопроизводстве и ее предмета не потеряли своего значения, и поэтому критикует УПК РФ за отсутствие в нем норм, которые были в ст. 2, 3, 20, 243 УПК РСФСР и обязывали суд принимать меры к установлению истины2.
В изданной в 1966 г. и переизданной в 1973 г. «Теории доказательств в советском уголовном процессе», которая была основополагающей книгой для теоретиков и практиков в области уголовного процесса, истина в уголовном процессе характеризовалась опираясь на философские категории марксизма-ленинизма.
Исходя из философских обоснований отсутствия каких бы то ни было гносеологических препятствий для установления истины в уголовном процессе, отрицалась сама возможность недостижения этой цели. Поэтому, вопреки фактическому положению, когда зачастую осуждались люди, вина которых не была установлена, указывались отдельные факты подобного рода, которые объяснялись исключительно плохой работой отдельных следователей, прокуроров, судей, а не объективными препятствиями на пути установления истины3.
4. Для ответа на вопрос о том, может ли истина рассматриваться как цель доказывания, без достижения которой не может быть достигнуто назначение уголовного судопроизводства, необходимо обратиться к процессуальным средствам и процедуре доказывания в уголовном судопроизводстве.
1 Кореневский Ю.В. Вопрос об истине — вопрос практический // Доказывание
в уголовном процессе. Традиции и современность. М., 2000. С. 143—147.
2 Орлов Ю.К. Указ. соч.
3 См.: Кореневский Ю.В. Указ. соч. С. 146.
Глава 12. Доказательства и доказывание
Очевидно, что принцип презумпции невиновности и вытекающие из него правила доказывания, право обвиняемого на молчание (и. 3 ч. 4'ст. 47 УПК РФ),'Право не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и родственников, а также иные случаи освобождения лиц от обязанности давать свидетельские показания может служить объективным препятствием для установления обстоятельств дела. Устанавливая право на свидетельский иммунитет, законодатель явно предпочел охрану лежащих в основе этого иммунитета ценностей (презумпция невиновности, сохранение родственных отношений и др.) установлению истины «любыми средствами». Записанное в Конституции РФ и развитое в нормах УПК РФ правило о недопустимых доказательствах также является существенной гарантией прав обвиняемого и в то же время является препятствием на пути установления истины любыми средствами. Не случайно установление «истины» любыми средствами было одним из постулатов инквизиционного процесса, в котором «царицей доказательств», определявшей истинность приговора, было признание обвиняемым своей вины.
5. Вопрос об истине должен рассматриваться с учетом различий требований, которые закон предъявляет к обвинительному и оправдательному приговору. По существу, об истине, понимаемой как соответствие установленных обстоятельств дела тому, что имело место в действительности, можно говорить применительно к обвинительному приговору. Обвинительный приговор не может быть основан на предположении и постанавливается лишь при условии, что в ходе судебного разбирательства виновность подсудимого в совершении преступления подтверждена Совокупностью исследованных судом доказательств (ч. 4 ст. 302 УПК).
Выводы, содержащиеся в обвинительном приговоре, должны бытьдостоверны, т.е. вполне верными, истинными, несомненными.
Оправдательный приговор постанавливается тогда, когда виновность лица не доказана, в том числе и потому, что у судей остались «неустранимые сомнения в виновности лица» (ч. 3 ст. 49 Конституции РФ).
§ 3. Обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу
Обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу (именуемые в литературе предметом доказывания), представляют собой те фактические обстоятельства, которые необходимо
§ 3. Обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу 223
установить для разрешения дела по существу. Перечень обстоятельств, подлежащих доказыванию, дан в ст. 73 УПК. Эти обстоятельства обусловлены назначением уголовного судопроизводства (п. 1, 2 ч. 1 ст. 6 УПК) и непосредственно вытекают из понятия преступления (ст. 14 УК РФ), оснований уголовной ответственности (ст. 8 УК РФ) или освобождения от нее (ст. 75—78 УК РФ), общих начал назначения наказания, а также признаков конкретных составов преступления.
Без установления фактических обстоятельств происшедшего
события, действий лица, побуждений, мотивов его действий и их
последствий невозможно решить вопросы о том, имело ли место
преступление, и какое именно, виновно ли лицо и в чем именно,
| какое должно понести наказание или быть от них освобождено.
При производстве по уголовному делу подлежат доказыванию:
1) событие преступления (время, место, способ и другие обсто
ятельства совершения преступления);
2) виновность лица в совершении преступления, форма его
вины и мотивы;
3) обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого;
4) характер и размер вреда, причиненного преступлением;
5) обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость
деяния:
6) обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;
7) обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобожде-
| ние от уголовной ответственности и наказания.
Очевидно, что без установления этих фактических обстоятельств происшедшего события невозможно судить о том, имело ли место преступление и каков состав преступления. Из круга обстоятельств, подлежащих доказыванию, выделяют так называемый главный факт1, т.е. совокупность обстоятельств, относящихся к событию, действию (бездействию) и свидетельствующих о вине лица и наступивших последствиях (ст. 5 УК) или о его невиновности.
Главный факт выражен в трех основных вопросах, которые стоят перед судьями и присяжными заседателями:
1) доказано ли, что соответствующее деяние имело место;
2) доказано ли, что это деяние совершил подсудимый;
3) виновен ли подсудимый в совершении этого деяния (ст. 229,
339 УПК).
1 См.: Советский уголовный процесс. Л., 1989. С. 128; Строгович М.С. Избранные труды: В 3 т. Т. 3. С. 83.
Глава 12. Доказательства и доказывание
В ст. 68 УПК РСФСР предмет доказывания был сформулирован так, как- будто вся доказательственная деятельность направлена именно на установление обстоятельств, дающих основание для обвинения и осуждения. Очевидно, что в ходе доказывания должны быть установлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что самого события, по поводу которого возбуждено дело, не было или что обвиняемый не совершал действий, в которых он обвиняется, и т.п.
Новая концепция УПК РФ отвергает репрессивную направленность процессуальной деятельности, а исходит из того, что назначение уголовного судопроизводства достигается тогда, когда личность защищена от незаконного и необоснованного обвинения. Поэтому в круг обстоятельств, подлежащих доказыванию, включены и обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния, обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания (п. 5, 7 ч. 1 ст. 73 УПК).
Установление того, имело ли место событие преступления, требует доказывания обстоятельств, характеризующих это событие, а именно: время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления. В большинстве случаев на событие преступления указано в заявлении о краже, о хулиганских действиях, о нанесении телесных повреждений и т.п. Однако указание на событие преступления в заявлении, жалобе не исключает необходимости доказывания того, имело ли место в действительности событие преступления, и установление всех его обстоятельств. Зачастую выяснение того, имело ли место в действительности событие преступления, представляет значительную трудность для доказывания (например, доказывание того, имело ли место убийство или произошел несчастный случай, были ли превышены пределы необходимой обороны и т.п.).
Способ совершения /преступления в одних случаях — один из элементов состава (например, ст. 117 УК), в других — обстоятельство, отягчающее наказание (п. «и» ч. 1 ст. 63 УК РФ).
Время совершения преступления в одних случаях может быть одним из признаков преступления (ст. 331 УК РФ), в других — установление точного времени преступных действий важно для ответа на вопрос, находилось ли лицо на месте преступления в момент, когда было совершено преступление, или было в другом месте. Если будет установлено, что обвиняемый (подозреваемый) в момент совершения преступления находился в другом месте (уста-
§ 3. Обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу 225
новлено его алиби), исключается его ответственность как исполнителя преступления.
Должно быть установлено лицо, совершившее преступление (субъект преступления), и его вина (субъективная сторона преступления). В зависимости от конкретных обстоятельств дела должно быть доказано, что лицо может быть субъектом преступления (возраст, вменяемость). Если речь идет о преступлении, где | ответственность несет только специальный субъект (должностное лицо, военнослужащий), необходимо установить признаки, харак-| теризующие специального субъекта преступления.
Должны быть установлены факты, характеризующие субъек-1 тивную сторону совершенного обвиняемым деяния, т.е. нужно до-f казать, умышленно или неосторожно совершены действия. С этой I целью должны быть установлены те фактические обстоятельства, которые дают основание для вывода о форме вины лица, в соответствии с признаками, указанными в ст. 25—28 УК РФ. Доказывание цели преступления в одних случаях имеет значение для квалификации (ст. 201 УК РФ), в других — мотивы, побуждения являются обстоятельствами, отягчающими наказание (п. «е» ст. 63 УК РФ).
В предмет доказывания по делу кроме обстоятельств, влияющих |, на степень и характер наказания, указанных в ст. 61 и 63 УК, входят | также иные обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого (ст. 73 УПК).
Данные о личности обвиняемого необходимы не только для назначения ему справедливого наказания, но в ряде случаев они могут использоваться и для раскрытия обстоятельств преступления, и в'особенности мотивов его совершения, или поставить под . сомнение саму возможность совершения данного преступления обвиняемым1.
н Доказыванию подлежит наличие причинной связи между совер-I шенным деянием и наступившим преступным последствием, характер и размер вреда, причиненного преступлением, и другие связанные с этим факты (п. 4 ст. 73 УПК РФ). От размера вреда зависит I квалификация преступления и также степень вины и тяжесть на-
1 Вместе с тем недопустимо использование факта судимости лица как доказательства совершения им нового, расследуемого преступления. Поэтому с участием присяжных заседателей не исследуются обстоятельства, связанные с прежней судимостью подсудимого (ст. 335 УПК), факт прежней судимости обвиняемого или признание его хроническим алкоголиком или наркоманом вызывает предубеждение присяжных по отношению к подсудимому и влияет на формирование убеждения в его виновности.
8 - 7627
Глава 12. Доказательства и доказывание
казания, определение материального ущерба или морального вреда, который подлежит возмещению.
Установленные по делу обстоятельства, имеющие правовое значение, указываются в принятых решениях как их фактическое основание (п. 2 ст. 171, 220, 305, 307 УПК). Таким образом, предмет доказывания в уголовном судопроизводстве — это юридически значимые фактические обстоятельства, которые предусмотрены в уголовном и уголовно-процессуальном законе и подлежат установлению посредством доказательств для принятия решений по делу в целом или по отдельным правовым вопросам. Фактические обстоятельства, установленные по делу, являются фактическими основаниями для принятия решений по делу. Законность и обоснованность решений требуют соответствия между юридическими основаниями решения, указанными в законе, и установленными по делу фактическими обстоятельствами.
Предмет доказывания, указанный в ст. 73 УПК, является единым для предварительного расследования и судебного разбирательства. При этом фактические обстоятельства, установленные на последующих стадиях процесса, могут быть такими же, как .обстоятельства, установленные на предыдущей стадии, но могут быть и иными или вовсе не быть установленными, что влечет за собой изменение обвинения, прекращение дела или вынесение оправдательного приговора.
Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 1050;