Нарушения переработки информации в мозге
Исчерпывающее объяснение нарушений в задачах теории разума может быть связано с механизмами нисходящей переработки, обеспечивающих «считывание» внутренних состояний людей и распознание социальных событий. В памяти могут храниться модели различных типов возможных душевных состояний. У здорового человека считывание состояния обычно основано на высокой вероятности простой модели, в которой заложена стабильность социальной ситуации, изображенной в задачах теории разума. Другие, менее вероятные модели, могут включать в себя неожиданные социальные действия другого человека, например, прятание объекта, враждебные действия. В памяти также могут содержаться более общие, неспецифические модели подозрительности, враждебности. В некоторых случаях эти модели могут вызываться к жизни при нарушениях механизмов теории разума, которые при этом ограничиваются определенными нисходящими неспецифическими выборами, например, убежденность пациента во враждебности в свой адрес проявляется как общая параноидальная подозрительность, которая распространяется на интерпретацию задач теории разума. В других случаях выбор модели может быть более конкретным, специфичным, например в случаях бреда преследования конкретными враждебными людьми и бредовой ревности любимого человека. Эмоциональное состояние, связанное с «механизмом соматических маркеров», также может участвовать в активизировании одной из специфических или неспецифических моделей, например, страха незнакомых людей при бреде преследования. Такой механизм формирования бреда может чаще встречаться у пациентов с расстройствами настроения, манией или депрессией, чем у пациентов с шизофренией или подобными первичными психиатрическими заболеваниями.
В основе развития как социального бреда, так и социальной агнозии могут лежать поражения височных и фронтальных долей. Но пациент с бредом может обнаруживать полную сохранность социального восприятия в той области, которая не касается его ложных убеждений. Бред часто направлен в адрес конкретного человека или группы лиц, а другие люди и их действия в систему бреда не включаются. Уолсон и др. обследовали четырех пациентов с изолированным бредом преследования и страхом нападения банды преступников или незнакомых людей (Walson et al., 2000). Все четыре пациента не обнаружили каких-либо заметных нарушений социальных взаимодействий. Рассуждения и эмоции также были сохранны. По задачам теории разума получены высокие результаты, говорящие о сохранности способности к рассуждению и решению задач теории сознания у всех четырех пациентов.
Конечно, бред преследования может сопровождаться множеством когнитивных нарушений, в том числе социальной агнозией и нарушениями задач теории разума. Это обнаружили Конкоран и др., которые изучали решение задач теории разума у пациентов с шизофренией (Concoran et al., 1995). Но эти данные не исключают возможности, что бред преследования не имеет прямой связи с типами нарушений в теории разума, как показали Уолсон и др. у пациентов с изолированным бредом (Walson et al., 2000). С другой стороны, у пациентов с тяжелой социальной агнозией бред может отсутствовать, что наблюдалось у пациентов
с аутизмом, и это может указывать на возможные различия механизмов, лежащих в основе развития социального бреда и социальной агнозии.
Между бредом, социальной агнозией и деменцией нет прямых корреляций. Так называемый изолированный бред не сопровождается какими-либо заметными признаками снижения интеллекта, а в других случаях легкая деменция встречается часто, особенно у пациентов с психиатрическими проявлениями неврологических заболеваний. В таких случаях бред и деменция могут быть вызваны одним и тем же патологическим процессом, но в их основе лежат другие механизмы, которые будут обсуждаться ниже. При усилении тяжелой деменции бред может стать менее выраженным, несистематизированным и, в конце концов, исчезнуть. Тяжелые нарушения социального восприятия, наблюдающиеся у пациентов с тяжелой деменцией, не участвуют непосредственно в формировании бреда, поскольку бред опирается на относительно сохранную систему социального восприятия. Так, тяжелая социальная агнозия у пациентов с деменцией может даже препятствовать развитию бреда, которое, возможно, основано на нарушенной, тонически гиперактивной нисходящей переработке в системе распознания социальных действий, описанной в следующем разделе.
3.2.2. Нарушения «образа Я» и социальная агнозия
«Образ Я» — это виртуальная модель «Я», в которой представлен субъект и его или ее отношения в физическом и социальном мире. Образ тела сосредоточен в эгоцентрическом и аллоцентрическом пространстве физического мира, а образ или модель самоидентичности опосредствует взаимодействие человека с миром, прежде всего с социальным миром, оценивает положение «Я» в социальном пространстве. В модель самоидентичности входит осознание идентичности, преемственность во времени, или осознание себя как одного и того же человека и в прошлом, и в настоящем (Jasper, 1959). Этот личный опыт «развертывается в пространстве, центрированном на уникальном, расширенном во времени, эмпирическом "Я"» (Metzinger, 2000, р. 289). Социальная модель «Я» также включает в себя чувство субъективной принадлежности {feeling of my-ness), например мое произвольное действие, и способность отделить то, что есть «Я», от внешнего мира (Jasper, 1959; Sims, 1988; Metzinger, 2000). Модель «Я» может включать в себя различные субмодели, что обеспечивает социальную адаптивность, например позволяет перерабатывать конвенциональную и неконвенциональную социальную информацию с помощью разных субмоделей.
Социальная модель «Я» тесно связана с образом тела, который современные авторы часто включают в модель «Я» (Sims, 1988; Ramachandran, Rogers-Rama-chandran, 1996; Grush, 1997; Metzinger, 2000, Feinberg, 2001). Но соматический и социальный «образ Я» следует считать относительно независимыми моделями, которые участвуют в регуляции образа тела и социального мира.
Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 847;