Основные формы и методы научного познания

Как и обыденное познание, наука имеет своим содержа­нием жизненный мир человека, однако осмысление этого мира в науке осуществляется несколько иным образом. В отличие от повседневной познавательной деятельности научное познание носит систематический и целенаправлен­ный характер. Можно выделить некоторые специфические особенности научного познания.

Ø Во-первых, наука имеет дело не только с теми объ­ектами, с которыми человек непосредственно сталкивается в своей повседневной жизни, но и с теми, само существо­вание которых выявляется лишь в ходе научного исследо­вания.

Ø Во-вторых, в процессе развития науки разрабатыва­ются специальные средства и приемы познавательной дея­тельности, имеющие как предметный (приборы, экспери­ментальные установки и т.д.), так и знаково-символический (математические теории, методологические принципы и др.) характер. Эти средства играют существенную роль в выявлении и изучении природных и идеализированных объектов, выступающих в качестве предметов научных ис­следований.

Отмеченные особенности, в свою очередь, подразумева­ют, что человек, работающий в области науки, должен быть специально подготовлен, получить соответствующее обра­зование, освоить результаты предшествующего развития науки, ее специфический язык, овладеть навыком обраще­ния с приборами и экспериментальной техникой. Иными словами, обыденный опыт, извлекаемый непосредственно из бытовых жизненных ситуаций, для научной деятельно­сти явно недостаточен.

Человеческое познание осуществляется благодаря спо­собности создавать логически связанные представления о мире и своем месте в нем. Наука является одной из форм реализации этой способности. Научное познание можно определить как форму духовного производства, целью ко­торого выступает реконструкция предметного мира в логи­ческих структурах понятий и категорий. Это производство знаний подчиняется определенным закономерностям, осу­ществляется в определенных формах, согласно определен­ным методам.

Научная теория и метод. Всякая сознательная деятель­ность предполагает определенную цель, для достижения ко­торой используются соответствующие средства и приемы. Их совокупность образует метод. Научный метод — это система приемов и операций, с помощью которых осущест­вляется построение теоретических моделей мира. Каждая такая модель должна быть, во-первых, связана со всей си­стемой научного знания и, во-вторых, обеспечивать реше­ние определенных практических задач. Это означает, что правильный метод, будучи необходимой предпосылкой ис­тинного знания, сам должен быть обоснован уже имеющим­ся знанием об объекте. Здесь возникает на первый взгляд парадоксальная ситуация: правильный метод должен иметь обоснование, что предполагает наличие истинной теории объекта, но истинная теория, в свою очередь, может быть построена только при использовании правильного метода! Так что должно быть вначале — метод или теория?

Теоретическая система всегда имеет две стороны:

► во-первых, она является реконструкцией существен­ных связей и отношений объекта и в этом качестве высту­пает как знание об объекте;

► во-вторых, она служит нормативным предписанием, указывая, как именно следует вести себя по отношению к объекту, т.е. выступает не только как метод теоретиче­ского осмысления, но как метод практического использова­ния объекта. Например, механика Ньютона, будучи выра­жением закономерностей механического движения, вместе с тем дает метод решения определенного круга теоретиче­ских и практических задач.

Таким образом, разработка метода представляет собой сложный процесс, который определяется и направляется предварительными общими представлениями об объекте. От­куда же берутся эти предварительные общие представления?

Как показывает история науки, в ней можно выделить два периодически сменяющих друг друга этапа: 1) этап раз­работки, детализации и уточнения уже сформированных фундаментальных теорий и 2) этап революционного преоб­разования этого теоретического фундамента. Первый обыч­но называется ординарной, или нормальной, наукой, вто­рой — экстраординарной наукой, или научной революцией. Для первого этапа характерно развитие приложений уже сложившейся теории. Движение научного исследования идет как бы «вширь», не затрагивая границ фундаменталь­ной теории и сложившихся на ее основе методов. Посколь­ку наука при этом не втягивает в сферу своего исследования объектов иного типа, чем предусмотренные теорией, нет не­обходимости и в преобразовании методов: они стабильны, устойчивы. Стабильность методов зачастую порождает ил­люзию их универсальности, применимости к любым обла­стям познания, склоняет исследователей к неоправданному расширению границ их использования.

 

Например, эффективное применение в области механики ньютоновских представлений о природных объектах как о простых механических систе­мах привело к канонизации методов механики, утверждению их в качестве единственных универсальных методов всякого познания. На протяжении более двух столетий механицизм пытался свести все многообразие при­родных и даже социальных процессов к простой сумме механических перемещений.

 

В действительности всякая теория и разработанный на ее основе метод имеют границы применимости. Достиг­нув этих границ, они утрачивают свою эффективность. По­являются факты, которые не находят объяснения в рамках существующих теорий. Применение методов, хорошо зарекомендовавших себя в исследовании одной области, мо­жет оказаться крайне неэффективным в другой. Вот здесь и возникает «революционная ситуация»: осознается необ­ходимость радикального преобразования фундаментальных теорий и методов исследования. Выход из такой ситуации зачастую достигается за счет обращения к философии, ведь сама несогласованность вновь открытых явлений с суще­ствующей теоретической картиной мира неизбежно ставит вопрос о характере отношения наших знаний к действи­тельности, а это уже сугубо философская проблема. Зада­ча философии как методологии научного познания как раз и состоит в выработке предварительных общих представле­ний о структуре и взаимосвязях объекта. В процессе разра­ботки этих представлений философия развивает понятий­ный аппарат мышления, вырабатывает систему категорий, в рамках которой осуществляется познание мира.

Методологический анализ процесса научного познания позволяет выделить два основных типа приемов исследо­вания:

1) приемы, присущие человеческому познанию в целом, т.е. применяемые как в обыденном, так и в научном позна­нии;

2) приемы и методы, характерные только для научного по­знания. Они вырабатываются в процессе развития самой на­уки и, как правило, не применяются в обыденном познании.

 








Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 1232;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.