Основные формы и методы научного познания
Как и обыденное познание, наука имеет своим содержанием жизненный мир человека, однако осмысление этого мира в науке осуществляется несколько иным образом. В отличие от повседневной познавательной деятельности научное познание носит систематический и целенаправленный характер. Можно выделить некоторые специфические особенности научного познания.
Ø Во-первых, наука имеет дело не только с теми объектами, с которыми человек непосредственно сталкивается в своей повседневной жизни, но и с теми, само существование которых выявляется лишь в ходе научного исследования.
Ø Во-вторых, в процессе развития науки разрабатываются специальные средства и приемы познавательной деятельности, имеющие как предметный (приборы, экспериментальные установки и т.д.), так и знаково-символический (математические теории, методологические принципы и др.) характер. Эти средства играют существенную роль в выявлении и изучении природных и идеализированных объектов, выступающих в качестве предметов научных исследований.
Отмеченные особенности, в свою очередь, подразумевают, что человек, работающий в области науки, должен быть специально подготовлен, получить соответствующее образование, освоить результаты предшествующего развития науки, ее специфический язык, овладеть навыком обращения с приборами и экспериментальной техникой. Иными словами, обыденный опыт, извлекаемый непосредственно из бытовых жизненных ситуаций, для научной деятельности явно недостаточен.
Человеческое познание осуществляется благодаря способности создавать логически связанные представления о мире и своем месте в нем. Наука является одной из форм реализации этой способности. Научное познание можно определить как форму духовного производства, целью которого выступает реконструкция предметного мира в логических структурах понятий и категорий. Это производство знаний подчиняется определенным закономерностям, осуществляется в определенных формах, согласно определенным методам.
Научная теория и метод. Всякая сознательная деятельность предполагает определенную цель, для достижения которой используются соответствующие средства и приемы. Их совокупность образует метод. Научный метод — это система приемов и операций, с помощью которых осуществляется построение теоретических моделей мира. Каждая такая модель должна быть, во-первых, связана со всей системой научного знания и, во-вторых, обеспечивать решение определенных практических задач. Это означает, что правильный метод, будучи необходимой предпосылкой истинного знания, сам должен быть обоснован уже имеющимся знанием об объекте. Здесь возникает на первый взгляд парадоксальная ситуация: правильный метод должен иметь обоснование, что предполагает наличие истинной теории объекта, но истинная теория, в свою очередь, может быть построена только при использовании правильного метода! Так что должно быть вначале — метод или теория?
Теоретическая система всегда имеет две стороны:
► во-первых, она является реконструкцией существенных связей и отношений объекта и в этом качестве выступает как знание об объекте;
► во-вторых, она служит нормативным предписанием, указывая, как именно следует вести себя по отношению к объекту, т.е. выступает не только как метод теоретического осмысления, но как метод практического использования объекта. Например, механика Ньютона, будучи выражением закономерностей механического движения, вместе с тем дает метод решения определенного круга теоретических и практических задач.
Таким образом, разработка метода представляет собой сложный процесс, который определяется и направляется предварительными общими представлениями об объекте. Откуда же берутся эти предварительные общие представления?
Как показывает история науки, в ней можно выделить два периодически сменяющих друг друга этапа: 1) этап разработки, детализации и уточнения уже сформированных фундаментальных теорий и 2) этап революционного преобразования этого теоретического фундамента. Первый обычно называется ординарной, или нормальной, наукой, второй — экстраординарной наукой, или научной революцией. Для первого этапа характерно развитие приложений уже сложившейся теории. Движение научного исследования идет как бы «вширь», не затрагивая границ фундаментальной теории и сложившихся на ее основе методов. Поскольку наука при этом не втягивает в сферу своего исследования объектов иного типа, чем предусмотренные теорией, нет необходимости и в преобразовании методов: они стабильны, устойчивы. Стабильность методов зачастую порождает иллюзию их универсальности, применимости к любым областям познания, склоняет исследователей к неоправданному расширению границ их использования.
Например, эффективное применение в области механики ньютоновских представлений о природных объектах как о простых механических системах привело к канонизации методов механики, утверждению их в качестве единственных универсальных методов всякого познания. На протяжении более двух столетий механицизм пытался свести все многообразие природных и даже социальных процессов к простой сумме механических перемещений.
В действительности всякая теория и разработанный на ее основе метод имеют границы применимости. Достигнув этих границ, они утрачивают свою эффективность. Появляются факты, которые не находят объяснения в рамках существующих теорий. Применение методов, хорошо зарекомендовавших себя в исследовании одной области, может оказаться крайне неэффективным в другой. Вот здесь и возникает «революционная ситуация»: осознается необходимость радикального преобразования фундаментальных теорий и методов исследования. Выход из такой ситуации зачастую достигается за счет обращения к философии, ведь сама несогласованность вновь открытых явлений с существующей теоретической картиной мира неизбежно ставит вопрос о характере отношения наших знаний к действительности, а это уже сугубо философская проблема. Задача философии как методологии научного познания как раз и состоит в выработке предварительных общих представлений о структуре и взаимосвязях объекта. В процессе разработки этих представлений философия развивает понятийный аппарат мышления, вырабатывает систему категорий, в рамках которой осуществляется познание мира.
Методологический анализ процесса научного познания позволяет выделить два основных типа приемов исследования:
1) приемы, присущие человеческому познанию в целом, т.е. применяемые как в обыденном, так и в научном познании;
2) приемы и методы, характерные только для научного познания. Они вырабатываются в процессе развития самой науки и, как правило, не применяются в обыденном познании.
Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 1232;