Общелогические приемы познания

К общелогическим обычно относят такие приемы и ме­тоды, как анализ и синтез, абстрагирование, обобщение, ин­дукция и дедукция, аналогия и моделирование.

Ø Анализ и синтез — наиболее простые, начальные прие­мы человеческого познания. Анализ— это расчленение целого на составляющие части, стороны, элементы с целью их всесто­роннего изучения. Подобное разделение может быть как мыс­ленным, так и практическим, экспериментальным. Синтез — это соединение отдельных сторон, частей, элементов в единое целое с целью создания единого целостного предмета. Как и анализ, синтез может быть мысленным или практическим.

Реальной основой указанных операций является способ­ность элементов, из которых состоят исследуемые объекты, к разъединению, соединению и перегруппировке. Уже на са­мых ранних стадиях своего развития человек сталкивал­ся с необходимостью практически расчленять и соединять предметы. Эти операции, на практике выявляющие структу­рированность объектов, повторяясь, закреплялись в челове­ческом сознании, превращаясь в особые приемы мышления.

В то же время применение данных методов сопряжено с рядом трудностей. В первую очередь это связано с про­блемой выделения частей из состава целого. Являются ли границы между частями объективно заданными самой «природой вещи» и совершенно независимыми от воли и желания исследователя или проведение этих границ есть дело его произвола? В истории познания были реализова­ны обе концепции.

Ø Абстрагирование — это прием мышления, который заключается в отвлечении от ряда свойств изучаемого объ­екта с выделением свойств и отношений, интересующих ис­следователя. Каждый объект обладает множеством свойств и отношений, и далеко не всегда (а практически никог­да) все они являются в равной мере значимыми в рамках того или иного исследования. Например, при исследова­нии одного и того же объекта — Земли, то, что интересует астронома, может быть безразлично географу или геологу, и наоборот. Каждого из них интересует лишь какая-то одна сторона бесконечного многообразия объекта; все остальные его стороны он будет рассматривать как несущественные и, стало быть, несуществующие.

Результатом абстрагирования является абстракция — специфическая умственная конструкция, отображающая какое-то одно свойство или отношение объекта и игнори­рующая все остальное.

Объективной основой абстрагирования является действительное наличие выделяемых свойств и связей в объектах.

Субъективной основой — связь именно этих сторон и свойств объекта с задачей исследователя.

Подобно анализу, абстрагирование нельзя считать со­вершенно произвольным актом: он осуществляется в соот­ветствии как с собственными характеристиками предмета, так и с целью, ради которой данный предмет вовлекается в исследование. Абстрагирование осуществляется в тесной связи с обобщением.

Ø Обобщение — это прием мышления, в результате ко­торого устанавливаются общие свойства и признаки объ­ектов. Операция обобщения осуществляется как переход от частного или менее общего понятия к более общему. I la определенных ступенях познания существует предел та­кому расширению понятий, заканчивающийся выработкой философских категорий — предельно широких понятий, составляющих основу познавательной деятельности чело­века.

Ø Индукция и дедукция. В процессе как научного, так и обыденного познания часто приходится, опираясь на име­ющееся знание, делать заключения о неизвестном. Такое расширение объема знания чисто логическим путем осу­ществляется при помощи индуктивных или дедуктивных умозаключений, а сам процесс называется индукцией или дедукцией.

Индукция — это способ рассуждения, когда общий вы­вод строится на основании частных посылок. Иными сло­вами, положение, справедливость которого установлена для ряда частных случаев, распространяется на весь класс подобных объектов в целом. Примером индуктивного рас­суждения может служить следующее утверждение: «Метал­лы А, В, С, D при нагревании расширяются, следовательно, все металлы при нагревании расширяются».

Различают индукцию полную и неполную.

Полная индукция основана на изучении каждого из объектов, входящих в класс. Полная индукция не дает нового знания.

Неполная индукция, где вывод строится на основе изучения какой-то части объектов, входящих в класс, не дает гарантии истинности вывода.

Дедукция — это способ рассуждения, когда из общих посылок делаются частные выводы, т.е. положения, кото­рые полагаются справедливыми для всего класса объектов, распространяются на каждый отдельный элемент данно­го класса. Например, «Сумма внутренних углов всякого треугольника равна 180 градусам, следовательно, суммы внутренних углов треугольников ABC, MNK и XYZ равны 180 градусам».

Индукция и дедукция дают возможность расширять зна­ния либо восходя от отдельных фактов к общим принципам и законам, либо раскрывая смысл этих общих принципов и законов применительно к множеству частных случаев. Дедукция и индукция связаны между собой столь же необ­ходимым образом, как и анализ и синтез.

Ø Аналогия и моделирование. Прием познания, при ко­тором на основе сходства объектов в одних признаках за­ключают об их сходстве и в других признаках, называется аналогией. Или, иными словами, аналогия — это прием, позволяющий осуществлять перенос информации из одних областей в другие и тем самым расширять круг знания. Раз­личают две формы аналогии: ассоциативную и логическую.

Ассоциативная аналогия проявля­ется в основном в психологических актах творчества. Она носит образный характер и играет большую роль в пе­риод первоначального зарождения новых научных идей. В ходе ассоциа­тивной аналогии иногда сближаются весьма далекие по своей природе яв­ления и предметы. В качестве примера можно привести сон немецкого хи­мика Фридриха Кекуле, увидевшего в шести сцепившихся обезьянах ана­лог формулы бензольного кольца.

Логическая аналогия тес­но смыкается с операцией обобщения, поскольку стро­ится как предположение о каком-то общем признаке. Например, опровергая пред­ставления о неподвижности Земли, Галилей рассуждал по аналогии с движущимся кораблем, все движения предметов на котором про­исходят точно так же, как и на неподвижном.

Умозаключения по аналогии, позволяющие осущест­влять перенос информации об одних объектах на другие, составляет гносеологическую основу моделирования.

Ø Моделирование — это изучение объекта путем соз­дания и исследования упрощенной копии, отображающей лишь некоторые его стороны. Моделируемый объект пред­ставляет собой оригинал, а его копия — это и есть модель. Модели должны соответствовать оригиналу в тех его свой­ствах, которые подлежат изучению, но могут отличаться от него по другим признакам. Моделирование представля­ет собой универсальный прием познания, применявшийся с глубокой древности, хотя и не всегда осознанно.

В научном познании применяются модели материаль­ные и идеальные.

Материальные модели явля­ются природными или искус­ственными объектами, воспро­изводящими в упрощенном виде либо в уменьшенном масштабе характеристики или структур­ные особенности оригинала, например модель плотины или модель молекулы бензола.

Идеальные модели представля­ют собой мысленные конструк­ции, воспроизводящие в форме идеализированного образа или знаковой системы характеристи­ки и структурные связи объекта-оригинала, например математи­ческий маятник, компьютерная программа и др.

 








Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 1453;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.