Человек как социальное существо
Сразу после рождения человека его биологические потребности, телесные аффекты подвергаются постоянному и настойчивому вмешательству со стороны общества, при этом поражает открытость и пластичность человеческого существа, которое поддается самым разнообразным социокультурным преобразованиям. В современной литературе процесс социализации характеризуется как способность человека к запоминанию и научению, в ходе которого формируются определенные привычки и автоматические реакции. Благодаря этому психическая и физическая энергия расходуется рационально и используется для решения новых, необычных проблем. На основе привычек и традиций складываются социальные институты, которые могут быть определены как единство норм и следующих их предписаниям людей. Институализация традиций, норм, правил и предписаний предполагает возможность контроля за их исполнением. Институты отцовства или иных форм родства приобретают объективированный характер. Сначала для ребенка отец — это взрослый, с которым он играет. Однако постепенно он начинает постигать, что отец — это нечто более серьезное, и осознает его как носителя опыта, традиций, норм, законов, власти.
Объективация приводит к пониманию общества как некой самостоятельной реальности, включающей систему законов и учреждений. Вместе с тем эту реальность не следует интерпретировать по аналогии с природой, ибо она есть дело рук самого человека, т.е. результат его деятельности, представляющий собой историческую необходимость.
Будучи продуктами человеческой деятельности, общественные законы должны быть оправданны и обоснованны. В современной литературе такое обоснование называется легитимацией. По сути дела, ссылки на естественное или божественное происхождение законов — не что иное, как формы легитимации. Первые законы, традиции и нормы возникали в конкретных обстоятельствах и не нуждались в специальных обоснованиях. По мере их усложнения, а также в процессе передачи последующим поколениям социальные нормы нуждаются в специальном оправдании. Одна из важных функций мифа, религии, права и других форм общественного сознания — обоснование правил и законов социального мира.
Другая проблема, которая должна быть решена обществом, — контроль за выполнением институциональных требований. Каждый человек следует тем правилам, которые он освоил в результате личного опыта, но общественная жизнь основана также на выполнении общепринятых норм, которые наследуются от прошлых поколений, поэтому ребенка долго и терпеливо учат тому, как он должен себя вести в мире взрослых. Приоритет институциональных требований проявляется в течение всей жизни: от человека всегда ожидают того, что он будет следовать установленным правилам. Например, вступая в брак, человек не только реализует свою потребность в любви, но и принимает на себя вполне определенные обязанности. В принципе это не противоречит чувствам, а напротив, способствует их сохранению.
Социальные институты не разрозненны, а интегрированы в систему. Эта интеграция выражается прежде всего в языке и знании. Взрослый человек «знает» свой социальный мир, он способен объяснять его хорошие и плохие стороны. Каждый социальный институт имеет совокупность сформулированных в языке правил, предписаний, моральных и философских принципов. На обыденном уровне знания о социальном мире функционируют в дотеоретической форме как совокупность правил поведения. Такое знание определяет действия человека, которые могут расцениваться уже не с точки зрения соответствия или несоответствия определенным институтам, а как «хорошие» или «плохие» вообще. Неисполнение социальных норм расценивается как отклонение, безумие или моральная испорченность. Таким образом, знание о социальном мире становится не только информацией, сведениями об устройстве этого мира, но и предписаниями, касающимися переживания и действия в социальном мире, и законами, на основе которых наказывают оступившихся.
Критерием наличия или отсутствия общественной организации является наличие общих кодов коммуникации, которые постепенно трансформируются и совершенствуются. В эпоху небольших семейно-родственных объединений общение достигалось на основе устной речи. Проживание на одной территории, родная речь, система норм и правил поведения — все это обеспечивало единство первобытного коллектива. По мере формирования больших государств, достигавших имперской стадии развития, устной речи, сказаний о героических предках, верований и обычаев, сложившихся в небольших коллективах, недостаточно. Возникают универсальные религии, моральные системы, наука, культура, которые выполняли важную роль в объединении различных этносов в единое государство.
Процесс формирования сильных государств до сих пор нередко рассматривается историками и политологами как результат борьбы различных сил. Действительно, деспотические государства расширялись в процессе военных побед. Но, как показывает история Римской империи, дело не ограничивается насилием и покорением народов. Если бы римлянам не удалось доказать превосходство своей цивилизации, то вряд ли бы их достижения были столь значительны. Секрет их успеха в том, что они не только завоевывали, колонизировали и эксплуатировали другие народы, но и цивилизовали их жизнь, перестраивая их города по римскому плану, вводя научные, культурные, правовые и даже развлекательные институты. Возможно, Российская империя была одной из последних наследниц греко-римской государственности, поэтому лозунг «Москва — Третий Рим» имеет объективные основания. Империи, сложившиеся в XIX веке в Европе, наоборот, имели колониальный характер, их цивилизационные функции были весьма ограниченными. Борьба между империями за сферы влияния стала причиной двух кровопролитных мировых войн. Возникший после победы над фашизмом порядок был основан на равновесии двух сверхдержав, которые не прекращали борьбу за мировое господство. Крушение Советского Союза привело к нарушению сложившегося равновесия, и многополярный мир снова пришел в неустойчивое состояние. Процесс глобализации наталкивается на сопротивление государств и народов, стремящихся сохранить традиционный образ жизни. Это снова заставляет обратить внимание на цивили-зационый процесс и искать новые формы взаимодействия, предполагающие сохранение самобытных культур.
Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 806;