Особенности.
Ставя вопрос о том, что такое общество, социальная философия делает тем самым первый шаг на пути его теоретического постижения. Можно сказать, что ОБЩЕСТВО — это высшая ступень в эволюции мира, относительно независимое от природы духовно-материальное образование, существование которого связано с разнообразными формами деятельности людей и отношений между ними.
К.Марксподчеркивал, что "...общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу". Что же характерно для общества как уникального явления мироздания? При ответе на этот вопрос надо выделить следующие положения.
1.В социальной философии общество (социальное бытие, социум) характеризуется как высшая форма движения материисреди всех известных, а временной науке. Началом и решающим фактором его становления явился труд, который представляет собой орудийную деятельность человека. Благодаря труду человек смог постепенно создать принципиально иную, нежели природа, реальность. Этот новый мир, созданный трудом человека (включая и духовную сферу), и есть общество. Об этом в стихотворной форме сказано, в словах поэта Н.А.Заболоцкого: "Два мира есть у человека: Один, который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил". Труд есть началои субстанция(основа) общества. Да и вся всемирная история это ведь не что иное, как, говоря словами К. Маркса, "порождение человека человеческим трудом", становление человека в качестве деятельного существа.
2. Социальная философия отмечает также, что общество представляет собой сверхсложный организм. Оно являет собой весьма пестрый мир, единство многообразного: потребностей и интересов людей, их идеалов и форм деятельности, социальных институтов. Общество - это единство больших и малых социальных групп, личностей выдающихся и незаметных, противоречивое единство политики и экономики, науки и религии, морали и права, прошлого, настоящего и будущего. Носителем всех форм и проявлений общественной жизни является человек. Он - творец общества и его истории, центральная точка в пространстве и времени общественной жизни. В социальном мире человек является одновременно автором, режиссером и актером своей собственной драмы, т.е. жизненного пути. "Весь мир — театр, все женщины, мужчины в нем — актеры" - так образно выразился об этом В.Шекспир.
3.Несмотря на кажущуюся хаотичность, общество все же является системойс упорядоченными связями и отношениями, логикой функционирования и развития. Характеризуя общество, социальная философия выделяет в нем ряд основных сфер, или областей своего бытия.
- экономическая сфера, или "мир материального производства". Здесь происходит создание человеком необходимых ему материальных благ (пища, одежда, жилье и т.д.) с помощью знаний и навыков, специальных орудий труда, техники и технологий. Экономика является основным условием существования общества, двигателем его прогресса.
- социальная сфера, или "мир социальных групп". Она возникла и существует всегда на природном и конкретно-историческом основании. Данная сфера представляет собой совокупность больших и малых социальных групп (общностей) людей с их потребностями, интересами и взаимоотношениями.
- политическая сфера, или "мир борьбы за власть". Это та область жизнедеятельности людей, которая связана с их участием в управлении государством. Политика является борьбой за власть, за обладание государством как центром официальной власти в обществе.
- духовная сфера, или "мир чувств и идей". Она играет специфическую и очень важную роль, обеспечивая сознательность (разумность) общественной жизни и исторического процесса. Данная сфера включает в себя, прежде всего формы общественного сознания: религиозное, художественное, правовое и другие. Духовное начало буквально пронизывает все клеточки общественного организма и деятельность людей, питает их своей созидательной, а не редко и разрушительной энергией.
Общество — это особого рода космос, состоящий из отдельных "миров": экономического, политического и иных. Эти миры "заселены" человеком - "человеком экономическим", "человеком политическим" и т.д. Являясь системой, общество не упрощается в своем развитии, а, наоборот, — постоянно усложняется. Это происходит по мере неуклонного роста народонаселения, активного освоения природы и космического пространства, развития науки и техники. Как системе, обществу присущи самовоспроизводство, взаимодействие с внешней средой (природой), расширение степени своей свободы, нарастание творческого (созидательного) начала в своем историческом развитии.
Важнейшим условием существования общества как организма является окружающая природа. Она есть не только исток, но и сама возможность функционирования и развития общества. Социальный организм может жить лишь за счет активного преобразования материалов и ресурсов внешней среды, приспособления природы к удовлетворению
своих потребностей. Нам, людям, никогда не следует забывать о том, что все мы являемся "детьми" и "потребителями" природы, и прилагать усилия для ее сохранения. Природа, человек и общество, взятые в их взаимосвязи, образуют единую антропосоциоприродную целостность.
Являясь исходной "клеточкой" общественной жизни, труд универсален, т.е. позволяет находить и применять разнообразные способы действий, изготавливать любые нужные человеку предметы. Это усиливает творческую энергию человека и раздвигает рамки его свободной деятельности. В этом смысле общественная жизнь есть по сути своей свободная жизнь. Масштабы орудийной и иной деятельности человека постоянно расширяются, и в результате история человеческого рода уже давно стала всемирной, а страны и народы мира образовали единый общепланетарный организм. Более того, в наше время человечество уже постепенно превращается в космическую силу, осваивая новое пространство и пока еще непривычную для себя среду своего существования.
4. Социальная философия полагает, что для общества характерно многообразие внутренних источникови движущих сил развития. К их числу принято относить творчество народных масс, классов и слоев. На жизнь современного общества большое влияние оказывают политические партии и движения, общественные организации и коллективы людей. Все они создают материальную и духовную, политическую и иные формы культуры, решают назревшие проблемы общественной жизни. Следует упомянуть и о значительной роли так называемых выдающихся ("исторических") личностей в истории. Деятельность такой личности характеризуется обычно кипучей энергией и большими масштабами, способностью видеть дальше других и хотеть больше других людей, решать узловые проблемы общезначимого характера. Такой человек, по определению Г.В. Плеханова, есть герой, который способен сознательно и свободно выразить в своих действиях ход истории.
5. Особенность общественной жизни состоит также и в том, что чело
век своими действиями создает мир культурыкак особый механизм сохранения и передачи социального опыта, способ бытия человека в качестве человека. Сюда относятся прежде всего знания и язык, способы и орудия деятельности, социальные нормы, традиции и обычаи. С помощью культуры обеспечивается преемственность в истории и сохранение общества как социального организма, а значит, и бессмертие человеческого рода. В этом смысле у человечества, в принципе, имеются все возможности для своего самовоспроизводства и дальнейшего существования. Общественная жизнь — социокультурный процесс, взятый во всем многообразии форм своего проявления. Гибель культуры означала бы подрыв фундаментальных основ существования человеческого общества, что в итоге наверняка обернулось бы деградацией и смертью человеческого рода.
Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 730;