Модели исторического процесса: формационные и цивилизационные концепции общественного развития.
Общество это очень сложный объект для социально-философского исследования. Также непросто изучать и историю, которая представляет собой объективный процесс смены форм и состояний общественной жизни, движение и развитие общества в социальном времени и социальном пространстве. История это ведь прошедшее (вчера, позавчера), которое уже никогда не откроется перед нашим взором во всем своем живом и неповторимом многообразии.
В истории социальной философии сформировались две мировоззренческие позиции, которые определяют конкретные подходы к исследованию общественной жизни и ее истории. Это философский идеализм ("линия Платона") и философский материализм ("линия Демокрита"). Они в корне отличаются ответом на вопросы о сущности общества, источниках и механизмах его функционирования и развития.
Суть первой позиции ("линия Платона") заключается в том, что основную роль в общественной жизни якобы играет духовное началов различных его формах. "Разум правит миром" - так предельно кратко сказал об этом древнегреческий философ Анаксагор. В соответствии с таким углом зрения и сам человек рассматривается как существо исключительно духовное, носитель религиозных, нравственных и т.п. качеств. Для сторонников "линии Платона" (Г.Гегель Фома Аквинский, и др.) духовное начало ценится несравненно выше материального и поэтому особое внимание обращается на исследование форм общественного сознания (религия, мораль, искусство и др.), внутреннего мира самого человека. Полагается, что особую роль в истории общества играют так называемые "исторические" личности, которые якобы знают тайны и внутренний смысл истории, ее божественный замысел. Основными в рамках философского идеализма являются такие понятия, как "сознание", "душа", "Бог", "любовь" и т.п.
Суть второй позиции ("линия Демокрита") к исследованию общества и его истории состоит в признании того простого и очевидного факта, что люди для своей жизни вынуждены трудиться, развивать материальное производство. Эта деятельность является истоком и основой всей общественной жизни. В основном на ее базе складывается общественное бытие как система отношений между людьми и социальными группами, все устройство общественной жизни. Материальное производство — это субстанцияобщественной жизни и движущая сила истории, которая (субстанция) оказывает определяющее и всестороннее влияние на общественный организм. Что же касается духовной жизни во всех ее формах и проявлениях, то она есть отражение, т.е. порождение общественного бытия людей. С точки зрения философского материализма, духовный фактор ("духовные производительные силы", по определению К.Маркса) весьма активно участвует в историческом процессе. Однако он все же не является основной причиной развития общества. Считается также, что выдающиеся личности накладывают печать собственной воли и характера на ход событий в обществе и даже на портрет эпохи (ее "физиономию", по выражению Г.В.Плеханова), но основную роль в истории все же играют трудящиеся, народные массы.
Основными в рамках "линии Демокрита" как теоретической позиции в познании общества являются такие понятия, как "труд", "материальное производство", "классы", "народ", "социальная революция".
Важнейшими аспектами исследования общества как системы являются вопросы о причинах происходящих в обществе изменений, о периодизации и направленности исторического процесса.
К проблеме периодизации истории человечества существует два основных подхода: 1.представители формационного подходасчитают, что всемирная история представляет собой единый процесс поступательного восходящего развития человечества, в соответствии с чем выделяются определенные этапы в истории человечества; 2.представители цивилизационного подходаисходят из того, что человеческая история — это история самостоятельных образований, цивилизаций.
Формационный подход.Формационный подход к исследованию исторического развития общества разработал К. Марксв рамках материалистической концепции истории. Основными понятиями этого подхода являются:
общественно-экономическая формация;
способ производства;
базис и надстройка;
социальная революция.
Общественно-экономическая формация — это определенный тип общества, основанный на конкретно-историческом способе производства, определяющем политику и культуру.
Способ производстваявляется фундаментом общества и системообразующим началом, объединяющим все сферы и стороны общественной жизни. Способ производства представляет собой единство производительных сил и производственных отношений.
Производительные силы — это люди и средства производства: предмет, орудия и средства труда.
Производственные отношения — это отношения, которые возникают между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Эти две стороны способа производства находятся в органическом единстве. Определенному уровню производительных сил соответствуют определенные производственные отношения. Производительные силы развиваются быстрее, а производственные отношения, в основе которых лежит отношение к собственности на средства производства, более устойчивы. На определенном этапе развития общества возникает конфликт между производительными силами и производственными отношениями, который разрешается в результате социальной революции, и происходит смена формаций.
В структуре формации выделяют базис и надстройку. Базис — это совокупность производственных отношений, экономический строй общества. Над базисом возвышается надстройка, представляющая собой совокупность общественных идей и отношений, а также учреждений и организаций, созданных в соответствии с общественными идеями. Надстройка определяется базисом, но надстройка обладает относительной самостоятельностью и играет активную роль в общественной жизни.
Согласно формационному подходу логика мировой истории представляет собой закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Формации рассматривались как ступени прогрессивного развития общества.
К. Марксразделил всю историю человечества на пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Правда, у Маркса встречается и другое деление истории: первичная формация (первобытное общество), вторичная формация, основанная на частной собственности (рабство, феодализм, капитализм) и третичная формация (коммунизм).
Многие ученые отмечают ограниченность формационного подхода к истории человечества. Они считают, что формационная теория предписывает истории однолинейный характер, строгую последовательность ступеней развития, определенную заданность, смысл и финал этого развития — коммунизм как идеальное состояние общественной жизни.
Цивилизационныи подход. Наряду с формационным подходом к истории в обществознании существует и цивилизационныи подход к развитию общества.
В современном обществознании термин «цивилизация» используется в различных смыслах:
как этап исторического развития человечества, следующий за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс);
как ступень развития того или иного региона либо этноса (например, средневековая цивилизация);
как синоним культуры (А. Тойнби, П. Сорокин и др.);
как конечный этап в развитии локальных культур, означающих ее «закат», или упадок (О. Шпенглер).
При всех различиях в подходах все же главная мысль в содержании понятия «цивилизация» сводится к многообразию исторического процесса и своеобразию путей, пройденных отдельными народами.
Впервые понятие «цивилизация» появилось в XVIII в. Французские просветители цивилизованным обществом называли общество, основанное на началах разума, справедливости и права. В XIX в. начинает формироваться цивилизационная концепция исторического развития, направленная против идей европоцентризма. Стали разрабатываться представления об истории как совокупности локальных цивилизаций, каждая из которых имеет свою собственную самостоятельную историю и отличается духовно-нравственными ценностями и культурными традициями, особенностями образа жизни и типа личности.
Наиболее масштабные теории цивилизацинного развития были созданы Н. Данилевским, О. Шпенглером, А. Тойнби, П. Сорокиным.
Так, например, у Н. Данилевского цивилизации -это различные культурно-исторические типы, каждый из которых представляет собой отдельную самобытность, базирующуюся на религиозной, культурной, политиче-. ской и социально-экономической основе. Условием зарождения и развития цивилизации выступает политическая независимость данного народа. Цивилизации являются замкнутыми, локальными образованиями. Данилевский выделил десять таких цивилизаций: египетскую, ассирийско-вавилоно-финикийскую, индийскую, иранскую, еврейскую, греческую, римскую, арабскую, германо-романскую (европейскую) и славянскую. Каждая цивилизация возникает, развивает свои собственные формы и ценности, а затем погибает.
Английский историк А. Тойнби считал, что цивилизация представляет собой особый социокультурный феномен, который имеет определенные пространственные и временные рамки. Основу цивилизации составляет совокупность религиозных ценностей. Рассматривая цивилизации как динамические образования, Тойнби выделяет в каждой цивилизации фазы исторического существования: рождение, рост, надлом, упадок и разложение. Тойнби полагает, что в настоящее время существует пять крупных цивилизаций: западная, восточно-православная, исламская, индуистская и дальневосточная. Каждая цивилизация существует до тех пор, пока она в состоянии давать ответы на «вызов» истории. Замкнутость и обособленность цивилизаций не исключают их духовного взаимодействия. Смысл всемирной истории Тойнби видит в религиозной эволюции и духовном совершенствовании человечества.
Ключевым понятием концепций Данилевского и Тойнби является культура во всем ее многообразии и чаще всего на первый план выступает духовная культура.
Формационный и цивилизационный подходы не исключают друг друга, а взаимно дополняют. Если формационный анализ раскрывает движение человечества от простых (низших) ступеней к ступеням более сложным, развитым, то цивилизационный анализ раскрывает уникальные цивилизации, сосуществующие в историческом пространстве-времени. Так, например, цивилизационный подход позволяет установить, чем отличается японское общество от французского, а формационный — чем отличается современное французское общество от того же общества Средних веков.
Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 1539;