Типы цивилизации. Место России в мировом историческом процессе.
Для исследования общества и его истории применяется, прежде всего, понятие "цивилизация"- В социальной философии оно имеет несколько основных смысловых значений. Во-первых, цивилизация рассматривается как некий социально-культурный организм, сложившийся на основе отдельного народа или региона планеты: русская, индийская, европейская цивилизации и т.д. Во-вторых, под цивилизацией принято понимать ту ступень всемирной истории человечества, которая закономерно пришла в свое время на смену дикости и варварству человечества и стала "естественным" ("гражданским") состоянием общества. И в-третьих, цивилизация — это крупная эпоха (стадия) в истории человечества, символизирующая становление и прогрессивное развитие человека как деятеля и творца истории, а ее основным содержанием является культура как система ценностей. Она являет собой степень развития всего общества, а не только лишь его экономической сферы. В этом значении мы чаще всего и будем употреблять данное понятие для исследования общества и исторического процесса.
При цивилизационном подходе история раскрывается как взаимосвязь и переплетение общего (логика развития производительных сил) и особенного (своеобразие в развитии отдельных стран и регионов, народов и конкретных эпох). Чтобы представить общую логику (последовательность) исторического процесса как социокультурного в основе своей явления, необходимо выделить основные исторические типы цивилизаций. Назовем их и укажем на их важнейшие признаки и особенности.
Собирательская (присваивающая) цивилизациявбирает в себя весьма длительный период становления человека как существа разумного и деятельного. Она была основана преимущественно на использовании готовых продуктов ("даров") природы. Здесь человек находился едва ли не в полной зависимости от природы, ее сил и стихий, капризов и тайн.
Аграрная цивилизациявозникла и существовала благодаря использованию людьми простых орудий труда и приручению животных, эмпирическому познанию, господству мифов и религии. Она олицетворяла собой первые ростки власти человека над природой, переход к производящей деятельности.
Промышленная (индустриальная) цивилизациястала зарождаться в Европе примерно в середине XVIII столетия. В ее основе лежит рациональное восприятие мира и применение научного знания, машин и иных технических устройств, т.е. индустриальный труд. Перекладывая на машины ряд своих естественных функций, человек резко расширил степень своей свободы и диапазон возможностей, вторгся в природную среду. Бурный рост городов как центров науки, техники и культуры раздвинул рамки социального пространства, ускорил темпы развития истории.
Постиндустриальная цивилизацияв виде отдельных очагов стала зарождаться во второй половине XX в. на волне современной научно-технической революции. Она основывается на принципиально новых ("высоких") технологиях: ядерной, информационной, космической и иных. Здесь человек выполняет уже в основном функции контролера по отношению к машинам и иным техническим устройствам, а его деятельность постепенно начинает обретать космические масштабы.
При изучении общества нередко применяют и другие типологии цивилизаций. Так называемая западная("европейская") цивилизации основана на частной собственности и автономности индивида, рациональном знании и интенсивном промышленном производстве, высоких темпах прогресса. Напротив, для восточной("азиатской") цивилизации характерны созерцательность в познании, экстенсивное производство, приспособление к природе и общинный образ жизни, большая роль обычаев и традиций. Эти два типа цивилизаций символизируют собой принципиально разные уклады жизни людей, характер их общественного сознания и механизмы развития.
Специфическим социокультурным организмом является русская цивилизация. Россия - это огромный мир, находящийся на стыке двух континентов, на пересечении различных потоков мировой истории и культуры ("Востоко-Запад", по определению Н.А.Бердяева).Русская цивилизация в своей действительности - это своеобразные традиции и верования, способы хозяйствования, образ жизни, политическая культура и особа роль государства, строение души и мышления человека, язык. Своеобразна и история России, в которой нашлось место прогрессу и застою, бунту и покорности, но больше всего в этой истории неуемного стремления россиян к преобразованию своего бытия и неукротимой устремленности будущее, стремления к Правде и высокому социальному идеалу.
Что касается современного российского общества, то его следует рассматривать как общество переходного типа. На протяжении ряда лет в нем происходили глубокие реформы во всех сферах жизни людей, и это коренным образом изменило нашу страну. Изменились и политический строй, и экономическая система, и социальная структура. Изменились сами люди - их психология, строй мыслей, представления и ориентации. Какой станет Россия в наступившем XXI веке: великой и авторитетной державой или же третьеразрядной "развивающейся" страной — на это вопрос ответит лишь История. Будем надеяться, что наша страна найдет все силы и возможности для того, чтобы остаться одним из лидеров современной цивилизации.
Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 810;