Социальная обусловленность культуры: единство и многообразие
Как и сам человек, культура тоже погружена в исторический процесс и испытывает на себе его активное и всестороннее воздействие. В этом смысле культура имеет социальную обусловленность, т.е. ее существование определено влиянием множества причин и факторов общественного характера и содержания. Назовем и раскроем наиболее существенные из них.
На состояние культуры всегда влияет экономика, производительные силы общества. Очень часто расцвет экономики означает и подъем культуры в целом. Известно, например, что эпоха первоначального накопления капитала в Европе (XV—XVI вв.) вызвала к жизни всплеск науки и искусства, ремесел, мореплавания и торговли. Отмена в 1861 г. крепостного права в России и переход страны на новые экономические рельсы стимулировали развитие ряда новых течений в общественной мысли нашей страны: народничества, марксизма, либеральных учений.
В наше динамичное время мы наблюдаем активное влияние на культуру (на процесс познания, на образ жизни и быт людей) со стороны научно-технического прогресса. Но между экономикой и культурой не существует однозначной и упрощенной зависимости. Развитие производительных сил нередко влечет за собой разрушение традиционного уклада жизни и морали народов, привносит в жизнь людей дух торгашества, психологию прагматизма и наживы. Нечто подобное происходит и в современном российском обществе, которое осваивает (часто совершенно бездумно) рыночные отношения в экономике.
Политический и общественный строй тоже влияют на развитие культуры. Назревающие в обществе крупные перемены, как правило, вызывают к жизни новые веяния и настроения в духовной культуре. Государство может не только стимулировать развитие материальной культуры, но и своими действиями сдерживать этот процесс, что особенно заметно на примере экономики. Увы, но власть и высокая культура далеко ведь не всегда уживаются друг с другом. Так, в 60-е и 70-е гг. XX в. в бывшем советском обществе по политическим мотивам из страны изгонялись за рубеж писатели-диссиденты (А.И.Солженицын и др.), преследовались крупные ученые (АД.Сахаров), известные поэты (В.С.Высоцкий), другие деятели культуры.
Существовали так называемые "полочные" фильмы ("Гараж" и др.), зрителю и читателю предлагались бесталанные произведения, воспевающие власть и "деяния" первых лиц общества. Отсутствие в обществе демократии всегда ограничивает свободу мировоззрений и слова, развитие науки и искусства. Более того, передовые достижения науки и техники могут применяться даже против самих людей, в качестве орудия подавления их свободы.
Национальные особенности народа придают культуре неповторимый колорит (цвета) и своеобразие. Принято говорить, например, о немецкой педантичности и прагматизме американцев, юморе французов, долготерпении и щедрости русского народа. Национальное своеобразие проявляется и в духовной, и в материальной культуре. "Дух народа", или его менталитет, наиболее очевиден в языке и литературе, в танцах и песнях, в одеждах и нравах. Каждый народ имеет свои устоявшиеся обычаи и традиции.
Например, у славян в день Радуницы (поминовение усопших родственников) "с утра пашут, днем плачут, а вечером — пляшут"; перед выдачей девушки замуж устраивали ей "смотрины" и т.д. Духовная культура народа предполагает также присущий ему приоритет одних ценностей над другими. Так, русскому человеку издавна было свойственно отстаивать общечеловеческие ценности (справедливость, мир) и отвергать эгоистический индивидуализм. Пожалуй, как никто другие, россияне чувствительны к случаям социальной несправедливости, обмана и нечестного обогащения.
Эта глубоко социальная по своей сути моральная традиция всегда побуждала русских людей видеть в государстве не просто институт власти и управления, а заступника и гаранта социальной защиты и справедливости. "Дух народа" проявился у россиян и в их тяге к общинному способу хозяйствования, в неразвитости института частной собственности на землю.
Влияние выдающейся личностина развитие культуры очевидно, и в особых комментариях вряд ли нуждается. Можно бесконечно долго говорить о вкладе в развитие культуры со стороны талантливых и гениальных изобретателей и инженеров, ученых, мыслителей и пророков, художников и композиторов, выдающихся политиков и государственных деятелей. Все они творцы культуры в самых разных формах ее проявления.
Преемственностьтоже влияет на развитие культуры, что проявляется в активном влиянии прошлого в культуре на ее настоящее. Без органической связи времен невозможно накопление общечеловеческого опыта и дальнейший прогресс в культуре. Образно говоря, преемственность - это "времен связующая нить" в культурном процессе. В случае же обрыва этой нити из культуры выпадают иногда целые пласты, накопленные предшественниками. Новые же поколения людей начинают жить лишь на почве собственного материала, в отрыве от своих корней.
Возникает социальная забывчивость, т.е. утрата опыта предшествующих поколений и его забвение. Нечто подобное происходило в Германии в 30-е гг. XX в., когда фашисты сжигали книги своих знаменитых соотечественников — К.Маркса, И.Гете и других великих мыслителей. Такое было и в нашей стране, когда в начале 20-х гг. того же века большевики вынудили эмигрировать за рубеж многих деятелей отечественной духовной культуры: писателей, философов, музыкантов, ученых. Несколько позже в стране произошла другая катастрофа — разгром религиозных храмов и гонения на верующих, насильственное насаждение вульгарного атеизма.
Ведя речь о социальной сущности культуры, нельзя обойти и такое явление, как диалог культур, который представляет собой их активное взаимодействие и взаимообогащение. Известно, например, что на культуру Древней Руси огромное духовное воздействие оказала Византия, а на развитие ее философской мысли активно повлияли французское Просвещение XVIII в., классическая немецкая философия и классический марксизм.
Большую роль в истории русской культуры сыграл Петр Вешкий, который распахнул "окно" в Европу с ее богатой материальной и духовной культурой. Как никакая иная страна, Россия нуждается в диалоге с другими национальными культурами. Она ведь находится на стыке двух континентов — Европы и Азии, и волею судьбы призвана соединять различные культурные потоки.
В силу социальной дифференциации общества, в содержании культуры всегда существуют социально-классовое (интересы, идеал и др.), национальное(психологический уклад, язык и др.) и общечеловеческое(простые нормы нравственности, единые формы мышления и др.) начала. Культура включает в себя традиционное, т.е. сложившееся и устойчивое начало в содержании, которое передается от поколения к поколению. Это то, что накоплено, освоено и проверено на практике, например, технологии производства вещей, способы земледелия у различных народов и т.д. Вместе с тем культура несет в себе и новаторское(новое) начало, без чего невозможно ее дальнейшее прогрессивное развитие.
Природнаясреда тоже имеет определенное отношение к функционированию и развитию культуры. Она придает культуре некоторую направленность и определяет отдельные ее формы. Это можно проследить по типу орудий труда и способам хозяйствования, по жилищу, одежде людей.
Очевидно, что культура, как социальный организм, развивается под воздействием различных факторов. С учетом многообразия этих факторов можно выделить два основных исторических типа культуры.
Первый тип— это культура так называемого "традиционного" общества. Для нее характерно господство устойчивых, консервативных традиций и медленное накопление инноваций (нововведений). Здесь имеет место невысокая степень практического вмешательства человека в природу как объект деятельности и, соответственно, существует мораль ненасилия и гармонии в отношениях с природной средой. Свобода индивида здесь фактически отсутствует, будучи подменена его зависимостью от "целого" в виде общины, коллектива или государства. Данный тип культуры был присущ древним обществам (Египет, Китай, Индия), но он до сих пор преобладает во многих странах "третьего мира" (бывшие колонии). Важнейшие элементы этого типа культуры (община, несвобода индивида, религиозное сознание и социальные мифы) были представлены и в истории российского общества.
Второй тип— это культура так называемого "техногенного" общества. Ей присущи динамичное развитие знаний и техники, активная предметная деятельность человека и его массированное вторжение в природу, психология ее покорения.
Активная и целеустремленная деятельность рассматривается как высшее предназначение человека и ценится гораздо выше простого созерцания природы, в отличие от культуры "традиционного" общества. В рамках этого типа культуры природа воспринимается, прежде всего, как кладовая и мастерская, а человек в ней — умелый работник. Он рассматривается как кузнец собственного счастья и судьбы, творец "второй" природы, а знания — это его основная сила.
"Техногенная" культура создала все предпосылки для впечатляющего прогресса человеческого общества. Вместе с тем она вплотную подвела человечество к собственной гибели, породив глобальный экологический кризис и опасные техногенные катастрофы, разрушение человеческой духовности и нравов. Нынешнее российское общество быстро переходит в новую формацию и осваивает элементы "техногенной" культуры. Но надо ясно представлять себе все те соблазны и опасности, которые подстерегают нас на этом извилистом и во многом непредсказуемом пути.
Что касается современной мировой культуры, то она очень многообразна, поскольку сформировалась в различных исторических, географических и иных условиях (например, культура земледелия, политическая культура и т.д.). Культурное пространство современного человечества весьма многолико и содержательно, ведь оно воплощает исторический опыт всех стран и народов мира.
Несмотря на разноликость, мировая культура все же едина, поскольку она внутренне взаимосвязана и пронизана нитями взаимодействия. Это единство стало активно складываться по мере становления всемирной, т.е. целостной, истории человечества. Большую цивилизующую роль в этом деле сыграл капиталистический рынок. В считанные столетия (XVII—XIX вв.) он уверенно разрушил сложившиеся в средние века национальные перегородки и стал превращать нашу планету в общий Дом человеческого рода.
Открытие в 1492 г. Христофором КолумбомАмерики имело в этом смысле действительно всемирно-историческое значение, поскольку в большой мере способствовало преодолению прежней обособленности стран и народов мира. Разумеется, диалог культур существовал и ранее, но он носил не всемирный, а лишь локальный характер (например, связи и взаимодействия между странами Средиземноморья в период античности). XX столетие резко ускорило процесс сближения и взаимодействия региональных и национальных культур.
На основе диалога и синтеза культур формируется единая, общепланетарная цивилизация с глобальной культурой, с единым культурным полем (пространством). В рамках этого пространства формируются и существуют общечеловеческие ценности, особенно актуальные ваше время: идея ненасильственного мира, экологической безопасности и многие другие. Люди все более ощущают себя жителями одного общего дома под названием Земля. Возникает так называемое "планетарное сознание", и мы осознаем себя как бы "гражданами мира", плывущими в одной лодке по волнам мировой истории. Как заметил академик Д.С.Лихачев, наша планета - это "беззащитно летящий в колоссальном пространстве музей, собрание сотен тысяч музеев, тесное скопище произведений сотен тысяч гениев (ах, если бы примерно сосчитать, сколько было на земле только одних всеми признанных гениев!). И не только произведений гениев!"
Уникальным примером культурного диалога является Содружество Независимых Государств, бывший Советский Союз. Культурное пространство СНГ — это удивительное переплетение языков и религий, психологических укладов и образов жизни, различных форм хозяйствования. В течение многих веков нации и народности ткали разноцветный узор культуры на огромных просторах от Балтики до Тихого океана. Все переплелось в этом доме: судьбы людские и исторические пути народов, достижения и драмы поколений. Вот почему мы обречены на то, чтобы жить вместе. И уж тем более, будут жить вместе славянские народы России, Украины и Беларуси, объединенные общими духовными истоками, историей и судьбой. Они наверняка будут идти вместе, преодолев эгоизм недальновидных и безответственных политиков и сохранив все же прозрачными наспех созданные границы. Культура ведь по сути своей это живой организм, общее достояние всех стран и народов и поэтому мы не сможем жить друг без друга.
Мы живем в очень сложное, но все же интересное время. Человечество вступает в новую — постиндустриальную, или "ноосферную", цивилизацию. Ее основанием является "научно-технологический" способ производства. Непременными атрибутами этой цивилизации стали многочисленные города с развитой структурой жизнеобеспечения, социальная мобильность населения и активная творческая личность, институты демократии и многое другое. Складывается принципиально новый тип культуры — ноосферная культура, которая основана на систематическом применении научного знания. Она символизирует собой не просто дальнейшее выделение человека из природной среды, но и возвышение и господство над ней с помощью силы и энергии Разума. Темпы развития человечества стремительно нарастают, и никто не сможет точно предсказать, каким же станет его будущее.
Важнейшей характеристикой современного типа культуры является интеллектуальность. В наше время наука становится ведущим элементом культурного пространства и пронизывает собой все его составляющие. Уже очевидно, что в XXI в. особую роль будет играть интеллигенциякак самый образованный класс, осуществляющий сложные виды духовного производства. Научное творчество — это ведущая форма бытия культуры в наше время. Мир, в котором существует современный человек, становится все более искусственным и научно-техническим, а не естественным, не природным.
Культура окончательно заявляет о своей социальной сущности и утверждается как неприродное и над-природноеобразование, деяние ума и рук человеческих. Однако ноосферная культура противоречива: она дала человеку невиданный ранее комфорт и возможности, но вместе с тем безжалостно отнимает у людей их природное начало и тем самым лишает их определенного будущего. Это противоречие является источником не только надежд и ожиданий, но и великих тревог за будущее человека и человечества.
Место и роль культуры как социального явления, если говорить об этом кратко, проявляется в ее социальных функциях. Прежде всего, она выполняет познавательнуюфункцию, которая помогает получать знания об окружающем мире и бытии человека в нем. В первую очередь эту роль выполняет наука как важный фрагмент культуры общества. Познание протекает также и в таких формах, как мифы, искусство, религия.
Практическаяфункция культуры указывает на то, что культура служит целям преобразования природы, что осуществляется с помощью знаний и орудий труда и соответствующих навыков. Эта функция символизирует выделенность человека из остального животного мира и возвышение над ним как существа активного и творящего.
Аксиологическаяфункция означает, что культура являет собой "вместилище" ценностей, т.е. продуктов духовно-практической деятельности человека: идей, образов и идеалов, социальных норм, искусственных предметов. Веками общество накапливало общечеловеческие ценности, выраженные в идеях добра и справедливости, совести, милосердия.
Культура — это мир ценностей, их огромное многообразие: этические и эстетические, религиозные, экономические, политические и иные.
Существует также и социализирующаяфункция, которая указывает на особую роль культуры в формировании человеческого начала в человеке высоких потребностей и благородных поступков. Без приобщения к куль туре (науке и искусству, к традициям и нормам, опыту общества) нет и не может быть воспитанного и умелого человека. Богатый человек, с точки зрения философии, это человек, сумевший присвоить себе богатство человеческой культуры в различных ее формах (знания, навыки труда, социальные нормы и т.д.). Культура — это прорыв человека из хаоса и тьмы к свету и полноте своего существования. Русский философ С.Н.Булгаков подчеркивал, что задача культуры — "… очеловечивание мира и обожение человека. В этом смысле задание культуры совершенно беспредельно"
Понятие культуры, как это нами было показано выше, выражает характеризует человека как существо творящее. Вступая в XXI в., нельзя не ставить вопрос: а каким же целям будет подчинена гигантская энергия культуры, созданной нашими талантливыми предшественниками. Две задачи сегодня наиболее важны — это мир между народами и сохранение природной среды. Мир предполагает исключение войн и разрушений, а сохранение природы означает сохранение жизни на нашей плане те. Способствовать решению этих задач - в этом и состоит гуманистическая и жизнеутверждающая миссия Культуры как источника бессмертия человеческого рода.
Контрольные вопросы
1. Чем отличается философский подход к человеку от частно - научных трактовок его?
2. Человек, индивид, индивидуальность, личность - чем отличаются эти понятия друг от друга?
3. Каково соотношение биологического и социального, свободного и независимого, духовного и телесного в человеке?
4. Перечислите экзистенциальные характеристики человеческого бытия.
5. Как характеризуют бытие человека как особую реальность М. Хайдеггер, К. Яспер Ж.-П. Сартр, С. Франк, Н. Бердяев?
6. В чем состоит диалектика опредмечивания и распредмечивания сущностных сил человека?
7. В чем заключается человеческая субъективность картины мира и образа «Я».
8. В чем состоит феномен «открытости» человека миру.
9. Чем отличается гуманизм от антропоцентризма?
Вопросы для самостоятельного изучения (СРС)
1. Человек, индивид, индивидуальность, личность - чем отличаются эти понятия друг от друга?
2. Человек: проблема соотношения биологического и социального.
3. Чем отличается философский подход к человеку от частно научных трактовок его?
4. Социальная сущность человека, его социальное достоинство.
5. Гуманизм, индивидуализм, коллективизм.
6. Эволюция представлений о человеке в философии.
7. Образ человека на современном этапе развития общества.
8. Суть монистического и дуалистического понимания сущности человека.
9. Характеристика материальных и духовных потребностей человека.
10. Проблема отчуждения в философии.
11. Диалектика опредмечивания и распредмечивания сущностных сил человека?
12. Чем отличается гуманизм от антропоцентризма?
13. Необходимость, свобода и ответственность в жизни человека.
14. Человек и человечество: проблемы их выживания в современном мире. Человек - высшая ценность гуманного, демократического общества.
Учебная, учебно-методическая и дополнительная литература
- Агацци Э. Человек как предмет философского познания (о человеческом в человеке). – М., 1991.
- Бердяев Н.А. О назначении человека. – М., 1993.
- Бубер М. Проблема человека//Философские науки.1992.№3.
- Гаджиев К.С.Размышления о свободе//Вопросы философии.1993.№2.
- Достоевский Ф.М. Возвращение человека. – М., 1989.
- Дубровский Д.И. Смысл смерти и достоинство человека//Философские науки.1990.№5.
- Камю А. Бунтующий человек (Философия, политика искусство). – М.,1990.
- Киселев Г.С. Кризис нашего времени как проблема человека//Вопросы философии.1999.№1.
- Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции//Вопросы философии.1996.№4.
- Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. – М., 1989.
- Лосский Н.О. Бог и мировое зло. – М., 1994.
- Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. – М., 1994.
- Петякшева Н.И. Человек и его бытие как проблема современной философии (Методические разработки к спецкурсам по философии). – М., МАИ. 1990.
- Соловьев В. Оправдание добра. Нравственная философия. Соч. в 2-х томах. Т1. – М., 1988.
- Толстой Л.Н. Путь жизни. – М., 1993.
- Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. – М., 1994.
- Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. – М.,1991.
- Швейцер А. Благоговение перед жизнью. – М., 1992.
Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 981;