Теория диалектики. Диалектический метод.
Методом философии Гегеля является диалектика, поскольку она полагает развитие всего сущего из абсолютной идеи, вечное рождение, становление и неизбежную гибель всего. Вся философская система немецкого мыслителя состоит из трех частей:
а) логика(развитие идеи в ее собственном лоне, в стихии «чистого мышления»);
б) философия природы(раскрытие идеи в форме «инобытия», т.е. вещей и процессов);
в) философия духа(развертывание абсолютной идеи в истории общества и мышлении человека).
«Исток» и «тайна» всей гегелевской философии содержится в работе «Феноменология духа», а сама же теоретическая система мыслителя может быть охарактеризована как «перевернутый материализм».
Философия Г.Гегеля весьма противоречива и непоследовательна. Это проявляется, в частности, в стремлении ее автора вывести природный мир за пределы диалектического анализа, применяя этот анализ преимущественно лишь к сфере духовного («мировой разум»). Немецкий философ писал, что в природе «ничто не ново под луной, и в этом отношении многообразная игра ее форм вызывает скуку». В ней имеет место лишь вечный круговорот и монотонное повторение уже имеющегося. По убеждению Гегеля, новое порождается только в сфере Духа. В таком подходе проявилась традиция Платона и его последователей воспринимать материю как нечто низшее и косное, а дух считать подлинным источником движения и творцом («демиургом») всего сущего. В этом смысле учение о природе было наиболее непоследовательной и слабой частью творчестваГегеля. Здесь немецкий философ оказался позади даже своего соотечественника И.Канта, который создал теорию возникновения и развития Солнечной системы из туманной массы. Положительной же стороной гегелевской натурфилософии является исследование глубоких и всесторонних связей и взаимодействий, существующих в природе.
В учении об объективном духе немецкий философ дал анализ таким его проявлениям, как семья, право и нравственность, государство, гражданское общество. Право было определено им как «царство реализованной свободы», внешняя форма разумности. Нравственность же — это внутренняя форма разумности, при которой человек способен самостоятельно различать добро и зло. Гегель характеризовал нравственность как высшую ступень индивидуального и общественного сознания. Самым естественным и непосредственным проявлением нравственности он считал семью как важнейший институт гражданского общества. Само гражданское общество рассматривалось Гегелем как сфера проявления и взаимодействия частных интересов индивидов. В нем представлены также и интересы различных сословий с их духом корпоративности (земледельцы, чиновники и др.). Каждое сословие включено и систему разделения общественного труда и выполняет те или иные социальные функции.
Если гражданское общество есть, по определению Гегеля, царство эгоизма, то государство — это сфера единства, где общенациональный дух главенствует над разобщенностью индивидов и сословий. Государство представляет собой, по выражению философа, шествие бога в мире», воплощение его воли и разума.
Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 742;