Концепция философии истории.

Весьма важное место в теоретической системе Г.Гегеля занимает его учение о развитии всемирной истории. По определению философа, история - это прогресс в сознании свободы, развитиеДуха во времени. История не хаос и не цепь случайных событий, а воплоще­ние необходимости, закономерности. Она представляет собой арену деятельности мирового духа, каждая ступень саморазвития которого есть эпоха. Гегель выделил важнейшие ступени мировой истории: восточный мир, греческий мир, римский мир и германский мир. По убеждению философа, на Востоке (Китай, Индия, Персия) еще не существовало свободы индивида. Здесь был свободен лишь один деспот — и поэтому духу этих народов присуще повиновение, покорность. В Грециии Римеуже свободны некоторые — граждане и поэтому здесь появляется «прекрасная индивидуальность», в том числе и в лице «исторических личностей» (А.Македонский, Ю.Цезарь). Германский (христианский) мир воспринимался Гегелем как воплощение всеобщей свободы, которая исходит от христианской религии. Здесь история якобы достигает своей высшей точки и за­вершает себя. По мнению философа, Великая Французская револю­ция - это самое крупное событие Нового времени, «прекрасный восход солнца».

Гегелевская трактовка развития всемирной истории может быть определена как европоцентризм, поскольку здесь за европейскими народами признается некая особая роль, а все иные народы рас­сматриваются как якобы «неисторические», «дикие нации». В целом же всемирная история была рассмотрена Гегелем какцелостный и закономерный процесс, хотя и протекающий под определяющим воздействием единственной причины духовного порядка — таинст­венного «мирового разума».

Раскрывая место и роль творчества Г.Гегеля в истории философской мысли, следует выделить его метод (способ) философского исследования действительности и дать оценкуеготеоретической системы, т.е. развернутого учения об абсолютной идее и формах ее проявления в окружающем мире. Что касается метода философии Гегеля, то таковым является диалектика, в соответствии с которой мир рассматривается как единое, противоречивое и динамичное целое. Диалектические идеи пронизывают практически все творчество немецкого философа. Им было детально раскрыто «шествие» абсо­лютной идеи в мире, проанализированы все важнейшие законы и категории, которые выражают этот процесс. Диалектика является наиболее рациональным зерном философии Гегеля,но она носитидеалистический характер, мистифицируя и искажая реальные связи мира. Образно говоря, Гегель поставил мир на голову и создал искаженный образ действительности.

Между методом и системой Гегеля существует очевидное проти­воречие. Диалектический, по сути своей антидогматический метод никак не соответствует стремлению философа придать своей систе­ме характер абсолютного, законченного и потому догматичного знания. Гегель считал свое учение последней ступенью развития ми­рового духа, и это придавало его философии консервативный харак­тер с претензией на роль абсолютной истины. Очевидным проявле­нием этого противоречия является, например, убежденность фило­софа в том, что природа не развивается во времени, а всего лишь разнообразит свои формы в пространстве. Имеется и немало других моментов, указывающих на противоречивость и непоследователь­ность взглядов немецкого философа.

Философия Г.Гегеля оказала значительное влияние на развитие общественной мысли, становление философии как системы знания. Она породила своих многочисленных последователей и критиков. В Германии XIX столетия это учение было объявлено государст­венной философией.








Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 1067;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.