Неомарксизм.

Объективности ради надо заметить, что марксизм в современной европейской общественной мысли не только не «умер», но и во мно­гом продолжает сохранять свою актуальность и привлекательность. В XX веке получили достаточно широкое распространение фило­софские течения, ориентированные на позитивное наследие класси­ческого марксизма. Их называют неомарксизмом или «западным марксизмом». Для них характерно «новое прочтение» Маркса и синтез его с современными теоретическими подходами, адаптация марксистской теории к новым социальным и историческим реалиям. Внеомарксизме были осмыслены как «вечные» философские вопро­сы (сущность человека, его отчуждение и свобода, гуманизм и др.), так и новые (перспективы современного капитализма, глобальные проблемы цивилизации). В «западном марксизме» обозначились два направления — «диалектико-гуманистическое» и «сциентистское».

В рамках первого из этих направлений получили известность как творчество отдельных ученых (А.Грамши, Д.Лукач и др.), так и конкретные течения и школы (неофрейдизм, Франкфуртская школа и др.). «Диалектико-гуманистическое» течение в центр своего внимания выдвинуло проблему человека как субъекта об­щественной жизни и истории, осмыслив ее в контексте современ­ных социальных реальностей. Для этого течения характерна ак­тивная интерпретация теоретического наследия «молодого Мар­кса», в работах которого получила развитие теория отчуждения человека и был сформулирован гуманистический идеал в его мар­ксистской версии. В этом смысле выделяется творчество

Э.Фромма, попытавшегося синтезировать идеи марксизма и фрей­дизма, исследовать новые формы отчуждения человека в совре­менном технологическом обществе (работа «Революция надежды» и др.). Попытка новой интерпретации классического марксизма содержится и в экзистенциальной философии, например, в творче­стве Ж.П.Сартра (работа «Критика диалектического разума»). Известность в европейской философии XX века получили юго­славский журнал «Праксис», Будапештская школа, польский фи­лософ А.Шафф и др.

«Сциентистское» направление в неомарксизме основной интерес проявило к проблемам марксистской методологии (Л.Альтюссер, Л.Коэн и др.). В рамках этого направления просматривается стрем­ление придать марксизму более научную форму, переосмыслить его методологические основы, особенно в части исторического мате­риализма. Так, французский философ Л.Альтюссер считал необхо­димым преодолевать излишнюю политизацию марксизма, делая ак­цент на его теоретических и методологических основаниях.

Конечно же, неомарксизм как течение неоднороден. В нем даже содержатся попытки синтеза марксизма с религиозными учениямии создания некоего «интегрального» гуманизма. Тем не менее, существование неомарксизма свидетельствует о большом влиянии клас­сического марксизма на современную общественную мысль, об ак­туальности многих его положений и идей. Ситуация разлома эпох, вступление человечества в XXI столетие и неопределенность буду­щего цивилизации наверняка будут побуждать философов активно обращаться к осмыслению глубинных проблем бытия человека и общества. В связи с этим позитивное наследие марксистской теории наверняка окажется востребованным жизнью.

Немецкая классическая философия сыграла значительную роль в развитии философской мысли (в том числе и в России). Во-первых, в ней была наиболее систематично и последовательно из­ложена диалектика как теория развития и метод философского мышления, разработаны ее принципы, понятия и законы. Во-вторых, обстоятельному философскому осмыслению была под­вергнута сфера духовногов различных ее проявлениях (инди­видуальное и общественное сознание), уделено особое внимание ее роли как весьма активного фактора жизни общества и всего исто­рического процесса. В-третьих, была подчеркнута активная, дея­тельная природа человека как субъекта познания и практики, спо­собного создать разнообразный мир культуры.

История общества предстала в немецкой классической философии как арена деятель­ности человека, единый и закономерный процесс смены состояний и эпох, отношений между людьми. Немецкая классика сумела дос­таточно глубоко и полно для своего времени объяснить мир. С призывом же к практическому изменению этого мира человеком выступили в последующем другие мыслители человечества.

Контрольные вопросы

1. Исторические рамки немецкой классической философии.

2. Особенности докритической философии И. Канта.

3. Что такое «вещь в себе» в философии И. Канта?

4. Как понималось «явление» в истории философской мысли и у И. Канта?

5. Почему философию И. Канта называли агностической?

6. Что такое приборный идеализм?

7. Что означает термин «трансцендентальная апперцепция» в философии Канта?

8. Регуляторы поведения человека в обществе согласно филосо­фии И. Канта.

9. Роль императивов в обществе и в этике И. Канта. Функции категорического императива И. Канта в идеальном обществе.

10. Основные идеи философии И. Г. Фихте.

11. Система трансцендентального идеализма Ф. В. И. Шеллинга.

12. Понятие Абсолютной Идеи в философии Г. В. Ф. Гегеля.

13. Роль мышления в эволюции мира согласно философии Г. В. Ф. Гегеля.

14. Основные законы диалектики, сформулированные Г. В. Ф. Гегелем, и их особенности.

15. Основные принципы и категории диалектики.

16. Что такое триада?

17. В чем противоречие между системой взглядов Г. В. Ф. Гегеля и его методом.

18. Основные принципы антропологической философии Фейербаха.

19. В чем состоял идеализм Л.Фейербаха в понимании общества?

20. Основные положения марксистской философии в понимании природы и познания

21. Отношение марксизма к гегелевской философии и ее методу.

22. Молодой К.Маркс о разных формах отчуждения в буржуазном обществе.

23. Учение К.Маркса об общественно-экономических формациях.

Вопросы для самостоятельного изучения (СРС)

1. И. Кант как родоначальник немецкой классической филосо­фии.

2. Роль И. Канта в становлении немецкой классической филосо­фии.

3. Философия И. Канта: от субстанции к субъекту, от бытия – к деятельности.

4. Теория познания И. Канта. Принципы кантовского априориз­ма.

5. Учение И. Канта о явлениях и вещах в себе и его отражение в современной теории познания.

6. Кантовское моральное обоснование права. Основные принципы эстетики И. Канта.

7. Категорический императив И. Канта и реальная мораль в обществе.

8. Исходные принципы наукоучения И. Г. Фихте.

9. Философия и натурфилософия Ф. В. И. Шеллинга.

10. Принципы гегелевской диалектики. Трактовка Гегелем основных законов диалектики.

11. Соотношение субъективного, объективного и абсолютного ду­ха у Г. В. Ф. Гегеля.

12. Гегелевское понимание сущности всемирной истории и исто­рико-философского процесса.

13. Антропологический принцип философии Л. Фейербаха.

14. Гуманизм молодого К. Маркса.

15. Сущность марксистского понимания истории.

16. Вопросы диалектики в работах Ф. Энгельса «Анти-Дюринг» и «Диалектика природы».

17. Предсказания К. Маркса о будущем развитии общества, о его радикальном преобразовании на основе идей коммунизма.

18. Роль коммунистических идей К. Маркса в исторических собы­тиях XX века.

19. Можно ли предсказать будущее человечества с абсолютной научной определенностью?

20. Реализация идеи социализма в СССР: опыт и результаты.

 

Учебная, учебно-методическая и дополнительная литература

1. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. - М., 1974.

2. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в смысле науки. — М., 1993.

3. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1846 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42.

4. Фейербах Л. Основные положения философии будущего // Избранные философские произведения: В 2 т. — М., 1955.Т. 1.

5. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. — М., 1973.

6. Быкова М.Ф. Гегелевское понимание мышления. — М., 1990.

7. Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. — М., 1979.

8. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. - М., 1986.

9. К вечному миру И. Канта. — М., 1989.

10. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII — начала XIX века. — М., 1989. Гл. I-III.

11. Лазарев В.В. Шеллинг. — М., 1976.

12. Ойзерман Т.И. Философия Гегеля как учение о первичности свободы // Вопросы философии. 1993. № 11.

13. Хесле В. Гении философии Нового времени. — М., 1992.








Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 1366;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.014 сек.