Развитие кантовских идей Фихте и Шеллингом.
Дальнейшее развитие немецкой классической философии было связано с творчеством И.Фихте и Ф.Шеллинга. Эти мыслители стояли на позициях философского идеализма, субъективного (Фихте) и объективного (Шеллинг).
Иоганн Фихте(1762 - 1814 гг.) создал так называемую«практическую» философию, понимая под практикой деятельность разума познающего субъекта (человека). В своем основном произведении «Наукоучение» он излагал концепцию «чистого Я», понимая под ним автономное сознание индивида, как бы оторванное от внешнего мира. По убеждению Фихте, предметом философии должен быть не внешний мир, а «чистое Я», т.е. активная и творческая деятельность познающего мышления. Оно и есть подлинное бытие,в отличие от кантовских «вещей в себе».
«Чистое Я» включает в себя все, что может быть мыслимо. Присвоено» познающим субъектом (проще говоря, «Я» — это мыслящий субъект, активный по своей природе). Противоречие между «Я» и «не-Я» (внешним миром) возникает совершенно естественно и с необходимостью, ведь «не-Я» всегда оказывает сопротивление познанию, противостоит субъекту. Это сопротивление приводит в движение «чистое Я», сообщает импульсы его активности. В ходе этого процесса формируется и «инстинктивное Я», т.е. самосознание. Посредством его осознаются побудительные биологические мотивы поведения человека (субъекта). В итоге природные силы становятся осознаваемы, подконтрольны, и это придает действиям субъекта свободный характер. Однако эта деятельность все же оставляет человека по-прежнему зависимым от внешней природы и ее сил.
Фихтепроводил мысль о том, что основная задача человека состоит в активном преобразовании природы и общественных отношений. Преобразовать означает, прежде всего, познать.
Немецкий философ считал, что деятельная активность мышления позволяет индивиду быть по-настоящему свободным. Но свобода это не произвол, а осознанное подчинение себя природной и исторической необходимости. Она всегда конкретно-исторична, т.е. определяется характером эпохи и ее обстоятельствами. Вся истории общества распадается на две крупные эпохи: до и после обретении свободы. «Царство свободы» покоится на «разумных» науке и искусстве, которые призваны нести в себе истинное начало. И.Фихте был сторонником частной собственности, в которой он видел принцип устройства общества и государства. В одном из своих трактатов он нарисовал образ «идеального» государства с развитой системой разделения общественного труда. Основное же значение его творчества («философия активности») состоит в раскрытии творческой природы человеческого мышления, динамичности и противоречивости процесса познания. Между субъектом (человеком) и объектом (внешний мир) всегда имеет место взаимодействие, в ходе чего изменяются обе стороны противоречия. Фихтепрочно верил в реальную возможность познания мира и обретения человеком практической власти над окружающей природой.
Если И.Фихте противопоставлял субъект («Я») и объект («не-Я»), то его соотечественник Фридрих Шеллинг (1775 — 1854 гг.), напротив, в своей «философии тождества» развивал учение об их совпадении и слиянии. По его убеждению, подлинная философия должна соединять и примирять идеальное и реальное, конечное и бесконечное.
В философии Шеллинга на первом месте находилась природакак самостоятельный объект исследования. Интерес к природе был неслучаен, поскольку в то время произошли важные открытия в области физики, химии и физиологии (Гальвани, Ломоносов, Лавуазье). Как и большинство немецких философов той поры, Шеллинг рассматривал природу с позиций философского идеализма: как порождение и воплощение некоего духовного начала. В понимание ее он ввел методологические принципы противоречивости и развития. Такой подход способствовал активному преодолению механистической картины мира, которая господствовала в философии и естествознании XVII — XVIII веков. Он подчеркивал также принцип всеобщей связи, единства всего со всем. Можно сказать, что философия Шеллинга - это идеалистическая диалектика (теория развития) природы.
Основным в философии Шеллинга было то, что природа рассматривалась им как огромная арена столкновения и борьбы противоположных сил и тенденций. Природа и общество не противостоят друг другу, а находятся в рамках единой цепи развития (растение — животное — человек). История общества тоже рассматривалась философом как единый и закономерный процесс развития. Весь мир это как бы живой пульсирующий организм, который постепенно переходит во все более духовное состояние.
Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 932;