Исторические условия возникновения немецкой классической философии.
Немецкую классическую философию принято считать вершиной в развитии европейской философской мысли Нового времени. В ней оказались наиболее полно представленными важнейшие типы философствования - материализм и идеализм; получили всестороннее развитие все области философского знания: учение о бытии, теория познания, диалектика, антропология, социальная философия и культурология, этика. Немецкая классика дала миру философии не только гигантов мысли (И.Кант, Г.Гегель, Л.Фейербах),но и активно повлияла на последующее развитие мировой философской мысли. Развитие философии на немецкой почве обрело ряд существенных признаков науки - четкое определение предмета своего исследования, строгость метода, обращение к конкретным фактам, логичность и точность рассуждений, разветвленность понятийного аппарата.
Классическая философия Германии возникла в конце XVIII века под непосредственным влиянием Великой французской революции, а ее расцвет пришелся на первую треть следующего столетия. Она зародилась тогда, когда феодализм на немецкой земле экономически был уже надломлен, а политически еще не был побежден. Германия того времени оставалась слабой страной, раздробленной почти на 300 небольших государств.
Поэтому революции политической и социальной здесь предшествовала революция духовная: прежде всего и сфере литературы и философии. Германия на разломе двух веком была, по определению Ф.Энгельса,«страной поэтов и мыслителей» (Гете, Шиллер, Гердер и др.). Философские учения в Германии имели возможность опираться на передовые идеи французских просветителей и других прогрессивных мыслителей Нового времени. Характер общества того времени придал немецкой классике специфический характер, что проявилось в основном в следующих ее чертах.
Во-первых, немецкая классическая философия явно тяготеет не к исследованию «земли» (природы), а к познанию «неба», т.е. сферы Духа в различных его проявлениях. Она явилась (за исключением творчества Л.Фейербаха) расцветом философского идеализма, как объективного (Ф.Шеллинг, Г.Гегель), так и субъективного (И.Кант, И.Фихте). Немецкие философы искусно владели, по выражению их соотечественника, поэта XIXв. Г.Гейне,«воздушным царством мечты».
Во-вторых, в ней систематически обоснована философская идея развития, которая была применена к исследованию духа, общества и процесса познания. Принцип историзма стал одним из ведущих в творчестве немецких мыслителей этого периода.
В-третьих, сама философия в эту эпоху стала рассматриваться как строгая и доказательная система знания, имеющая свой метод и понятийный аппарат, т.е. как наука. Философское знание воспринималось в качестве «критической совести» духовной культуры эпохи, ее теоретического ядра.
В-четвертых, в немецкой классике подчеркивалось (учения И.Канта, Л.Фейербаха) особое значение знаний о человеке в структуре философии. Антропология здесь выделяется в особую область философского знания, определяется ее предметное поле. Было отмечено, что человек — это высший предмет философии, особого рода ценность и цель общества.
В-пятых, немецкая классическая философия разрабатывала и подчеркивала принцип деятельности и свободы, характеризующий природу человека как существа активного и творящего. Человек - это созидатель мира культуры, продукт собственной деятельности.
Ему присущи высокие духовные качества и способности.
Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 992;