Этические основы биомедицины
Стремительный прогресс биомедицинских наук и технологий в последней трети ХХ века стал источником проблем, вызывают в обществе серьезные дискуссии и разногласия. Сегодня биоэтика охватывает область проблем, требующих облегчить страдания человека, повысить качество и продолжительность его жизни.
Этические основы биомедицины построены на четырех принципах:
1. Принцип «не навреди» применительно в сфере биомедицины, прежде всего, применим к деятельности врача, к его взаимоотношениям с пациентами. Можно различить следующие формы вреда:
1) Вред, вызванный бездействием, неоказанием помощи тому, кто в ней нуждается: вызванный недобросовестностью, корыстным умыслом и злым; неверными, нерасчетливыми или неквалифицированными действиями; объективно необходимыми в данной ситуации действиями.
2) Вред, причиненный вследствие недобросовестности.
3) Вред, обусловленный недостаточной квалификацией врача.
4) Вред объективно необходимый: при госпитализации связан с ограничением возможностей; утаивание информации о состоянии и прогнозе его заболевания; правдивая, обескураживающая информация о состоянии здоровья, данная пациенту; сообщения врачом информации о данном пациенте третьим лица.
2. Принцип «делай благо» является продолжением предыдущего и расширением его содержания Он направлен на благотворительность, благодеяние, милосердие, филантропия. Эти действия предполагают, в первую очередь, не столько рациональные соображения, сколько такие чувства и эмоции. Принцип указывает на необходимость не просто избегать нанесения вреда, но активных действий по его предотвращению или исправления. Принцип «делай благо» понимается как моральный идеал, а не моральное обязательство. Целью здравоохранения является не просто избегать нанесения вреда, а обеспечение блага пациентов, а значит, и всех людей и общества в целом.
Многовековая традиция медицинской практики состоит в том, что в каждом конкретном случае именно врач решает, в чем состоит благо пациента. Такой подход принято называть патерналистским (от лат. pater – отец), поскольку врач при этом выступает как бы в роли отца, который не только заботиться о благе своего неразумного ребенка, но и сам определяет, в чем состоит это благо. Медицинский патернализм предполагает, что врач может опираться лишь на собственные суждения о потребностях пациента в лечении, информировании, консультировании. Позиция патернализма позволяет оправдывать принуждение пациентов, их обман или сокрытие от них информации, коль скоро это делается во имя их блага.
3. Принцип уважения автономии пациента. В настоящее время в биомедицинской этике этот принцип один из основополагающих, когда ставится под сомнение безусловная и исключительная компетентность врача в определении блага пациента. Только автономная личность может делать свободный выбор, и только там, где есть такой выбор, можно говорить об ответственности, вообще применять какие бы то ни было этические категории. Действие можно считать автономным лишь в том случае, если тот, кто его осуществляет, действует преднамеренно, т.е. в соответствии с некоторым замыслом, с пониманием, того, что он делает и без внешних влияний, определяющих результат действия. Принцип уважения автономии опирается на представление о том, что человеческая личность самоценна независимо от каких бы то ни было привходящих обстоятельств.
Следует отметить, что действие принципа уважения автономии естественным образом ограничивается в отношении тех, кто не в состоянии действовать автономно – детей, пациентов с психическими заболеваниями, тех, кто находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и т.п. При этом существенно, что ограничение автономии оправдывается другим принципом – «делай благо», действуй с целью защитить такого человека от вреда, который он может причинить себе.
4. Принцип справедливости в биомедицинской этике означает, что каждый человек или группа людей должен получить то, что им причитается. Например, будет справедливым распределять социальное пособие среди членов такой социальной группы, как малообеспеченные граждане, и будет несправедливым раздавать его всем подряд. Данный принцип имеет не абсолютную, но лишь относительную силу
Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 989;