Историческая терпеливость
Русское сознание очень терпеливо относится к историческим и личным испытаниям. Русский человек сохраняет терпение и надежду на будущее, демонстрирует упорство в отстаивании своего дела даже в самых тяжелых, почти безнадежных ситуациях. В русском сознании существуют такие стереотипы, как: Все образуется, Все к лучшему, Христос терпел и нам велел, Стерпится – слюбится. Для русского человека во все времена характерна надежда на то, что «дети будут жить лучше нас».
Русский человек быстро смиряется, переходя от бунта к покорности. Для него характерна быстрая устомляемость от реформ, борьбы. В таких ситуациях вступают в действие стереотипы: Все как‑нибудь устроится. Все образуется. Видно, судьба наша такая. Смирение считается главной православной добродетелью. От покорности судьбе формируется традиционный русский нигилизм, или по‑современному – пофигизм: «А ну их всех…».
Терпеливость тесно связана с неприхотливостью. Б. Окуджава (Известия, 6.3.93) так характеризует неприхотливость русского человека: «Но есть еще одна черта у нашего народа, черта, которая воспевалась, – она весьма злокачественна. Я имею в виду неприхотливость нашего человека. Неприхотливость – это ужасно. Честно говоря, пришлось впервые встретиться с таким неожиданным разворотом качества, которое воспевалось как скромность, аскетизм, простота. А ведь неприхотливость – это начало деградации. В эйфории этой неприхотливости уже давно приравнивают лестничную клетку к общественному туалету. Да еще ж и бесплатно. Хорошо живем!»
Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 1298;