Соборность
Понятие соборности подразумевает общинность, коллективность сознания и бытия как национальный приоритет. Есть еще одно русское слово, которое хорошо передает эту черту менталитета русского человека, – «артельность».
Соборность заключается в приоритете общих, коллективных интересов, целей над личными. Соборность высоко оценивается в России, она относится к национальным ценностям. В традиционной русской экономике это проявлялось в крестьянской общине, которая регулировала многие стороны деятельности русского человека. В традиционной русской культуре соборность отражена в деревенских коллективных посиделках, в хороводах, хоровом пении, коллективном застольном пении людей.
В быту соборность проявляется в установке на взаимопомощь людей, в том числе и в расчете на помощь незнакомых – «люди помогут», «люди пропасть не дадут». Если такая помощь по какой‑либо причине не поступает, русский человек удивляется и даже возмущается: «Споткнулся, упал – и хоть бы кто помог!»
Можно обращаться за помощью к незнакомым людям – в том числе с просьбой помочь деньгами, одеждой, дать приют на ночь. Можно попросить помочь с тяжелым грузом, помочь внести или вынести груз из поезда, транспорта. В старой Руси гостя, заглянувшего к вечеру, надо было оставить ночевать.
Принято предупреждать друг друга об опасности (Осторожнее, яма! Смотрите, споткнетесь – у вас шнурок развязался!), причем предупреждают и незнакомых; уступают место в транспорте, переводят через дорогу инвалидов и стариков, помогают войти и выйти из транспорта и т. д.
В идеологии лозунг «Прежде думай о родине, а потом о себе» является понятным и отражает нравственный идеал русского человека. Действует проявляющийся в повседневном сознании принцип «другим тоже надо» – отсюда забота о других, в том числе незнакомых людях, разговоры о том, что «давать понемногу, чтобы всем хватило», «другим тоже ехать надо» и т. д. – т. е. подсознательный учет в повседневном поведении потребностей других, в том числе незнакомых людей (неудобно купить или забрать последнее, если остались люди, которым ничего не достанется).
В русском сознании сильно сужена сфера морально дозволенных личных интересов человека. Российская культура вынуждена «репрессировать» слишком индивидуалистический генотип, считает К. Касьянова. Поэт И. Губерман писал: «Мы строим счастье сразу всех и нам плевать на каждого». Выделяться в русской культуре не принято, выделяющихся, в том числе особенно достигающих успеха и материального благополучия, не любят, им завидуют и мешают.
Русское сознание скорее будет стремиться присоединиться к общему мнению, к большинству, нежели остаться в оппозиции. Считается, что большинство всегда право. Н. И. Толстой отмечал, что русский человек верит в то, что «единство нас спасет». Многие русские люди старшего поколения до сих пор искренне переживают «развал СССР».
«Белая ворона» – неодобрительная характеристика в России. Характерно, что в русском языке нет фразеологизма, который бы положительно оценивал выделяющихся людей. В православии главной добродетелью считается смирение, а главным грехом – гордыня.
О политических правах личности русский менталитет умалчивает. В России никогда не было понятия «права человека», и русские философы не ставили этот вопрос (разве что только Радищев, но он сразу за это поплатился).
Соборность сознания отражается также в традиции жить большими семьями, в тесной связи поколений, во взаимной заботе поколений. Общественное сознание резко не одобряет помещение родителей в дома престарелых («при живых детях»), ориентирует поведение русского человека на учет интересов родителей, заботу о них в старости. Родителей принято брать «к себе», съезжаться с ними, обменивать квартиры, чтобы в старости родители жили с детьми.
Отчетливо выражен мотив «живем для детей» – этим мотивируется перенесение материальных трудностей, накопление имущества, приобретение квартиры‑детям останется, для детей живем. Родители считают своим долгом до старости проявлять заботу о своих детях, посильно помогать им материально и организационно, сидеть с внуками, освобождать своих детей от обязанностей ухода за их детьми, брать эти заботы на себя. Женщина может уйти с работы, чтобы помочь дочери выйти на работу, взяв на себя заботу о внуках. Есть шутливая родительская поговорка: вот внуков до пенсии доведем, тогда отдохнем.
Большую роль играет в русском сознании понятие «соседство». Выражение «мы живем по соседству» означает, что у меня с этим человеком есть достаточно тесная связь, почти дружба – могу обратиться за помощью, советом и т. д. Принято в быту все время учитывать мнение соседей, ориентироваться на него. Соседи играют большую роль в жизни русского человека: «выбирай не дом, а соседа».
Русские люди легко могут сделать что‑либо «за компанию», в состоянии общего азарта, включая преступление.
Проявляют большое любопытство к событиям у других людей (свадьба, авария, пожар, драка, похороны, кража), могут самостоятельно прийти и предложить помощь – вдруг понадобится помощь или участие? (Ср. фильм «Белое солнце пустыни»: – Ты чего пришел? – Стреляли…)
Велика любовь русского человека к длительным коллективным застольям, которые могут продолжаться несколько часов, он любит коллективные поездки, экскурсии.
В работе русского человека соборность отражена прежде всего в наличии в сознании понятия «коллектив», отсутствующего в других культурах. Коллектив – это не просто коллеги, сослуживцы, это совокупность людей, которая имеет консолидированное мнение по различным вопросам и это мнение должен учитывать каждый член коллектива. Не принято «идти против коллектива», принято учитывать мнение коллег, спрашивать их мнение, можно полагаться на помощь коллег как в производственных, так и личных проблемах, принято ожидать ее и оказывать помощь коллегам.
Русское сознание привыкло примыкать к мнению авторитетов, прислушиваться и фаталистски присоединяться к общему мнению. Для русского сознания привычна профессиональная солидарность – люди одной профессии считают себя соратниками, почти друзьями, защищают корпоративные интересы. Н. В. Гоголь писал: «Но Россия – такая чудная земля, что если скажешь об одном коллежском асессоре, то все коллежские асессоры от Риги до Камчатки непременно примут на свой счет» («Нос»),
Русский человек любит коллективную работу. Всем «миром» выполнялись подъем большого колокола на колокольню, происходила борьба с эпизоотиями (заражением скота) или пожарами. В русском языке есть специальные слова для обозначения коллективной работы для кого‑либо: помочь, толока. Общие дела обычно совершались в праздники, выходные: вывоз удобрений в поле, рубка леса, строительство дома, кладка печи, косьба, уборка урожая, пряденье, трепка льна, рубка капусты на зиму (Рус, народ, 1994).
В таких случаях традиционно не полагались ни угощение, ни оплата, а только благодарность. В настоящее время принято угощать помощников, часто после совместной работы происходят совместные застолья.
В психологии деловых отношений соборность проявляется в большой доверчивости русского человека – люди не боятся делиться секретами, откровенны даже с малознакомыми. Доверяют вещи незнакомым (воровка на доверие – чисто русская воровская специальность). Русский человек в принципе может дать в долг, в том числе малознакомым. Привычка делать все через своих людей, обращаться с просьбами к друзьям и знакомым – характерная черта русского поведения. Есть понятие «свой человек» – это не обязательно родственник, это человек, который из чувства дружбы готов сделать для вас все, в том числе пойти на нарушение некоторых правил или законов.
Соборность отражается и в нелюбви русского человека к конкуренции: старушки стоят рядом и продают редиску, не хотят стоять в разных местах, а потом спрашивают друг друга, кто сколько продал сегодня. Русские не любят ситуаций, когда на одно рабочее место есть несколько претендентов, предпочитают быть единственным кандидатом.
В России морально трудно уволить члена коллектива даже по сокращению штатов, так как это всегда ведет к угрызениям совести руководителя и к осуждению его со стороны коллектива, более «русский способ» – перевести двоих на полставки, но никого не увольнять.
Русское сознание считает, что на работе одних служебных отношений недостаточно, их надо подкреплять личными отношениями между членами коллектива. Для русского делового сознания свойственная склонность к устойчивым, глубоким человеческим связям с людьми на протяжении длительного времени – постоянные поставщики лучше новых; русские предприниматели заводят новых партнеров неохотно, с опаской («Старый друг лучше новых двух»).
Неофициальные отношения считаются более эффективными, чем официальные, душевная личная договоренность в деловых связях всегда эффективнее официального соглашения или договора.
Иностранцы отмечают, что русская забота о других может приобрести характер нарушения личного суверенитета: «тебе положат три ложки с горкой сахара в чай, хотел ты с сахаром или нет; официантки приносят то, что ты не заказывал, потому что они думают, что это вам больше понравится» (И. Ричмонд).
В целом для русских людей характерна этническая терпимость: привычка жить среди других народов, смешиваться и интегрироваться с ними. Петербург строил весь мир, Москва – центр армянской и грузинской культур. В СССР из 70 миллионов семей 20 миллионов приходилось на смешанные браки.
Что дает соборность обществу и человеку? Соборность обеспечивает общую защищенность всех, обеспеченность по минимуму для всех; она обеспечивает взаимопомощь людей, высокую взаимную информированность; подконтрольность члена общества, невозможность скрыть нарушения («что люди скажут?»).
Чему мешает соборность? В соборном обществе нарушается личная независимость, неприкосновенность человека («общественность», «мир» на все имеет право); формируется высокая зависимость члена общества от других людей; развивается повышенное настороженное внимание к успехам и достижениям других, почва для постоянного недовольства успешными согражданами («Какое несчастье родиться в России с умом и талантом!» – А. Пушкин); возникают зависть, сплетни, постоянное стремление к перераспределению богатств, стремление отбирать у зажиточных результаты их труда: еще в древности возникла традиция пускать красного петуха зажиточным соседям. Когда не стало помещиков, стремление уничтожать богатых перешло на работящих крестьян («кулаков»). До сих пор слово «богатый» в общественном сознании носит больше негативную окраску, чем позитивную.
Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 1174;