Научное познание и его особенности
Научное познание связано с функционированием особого социального института, называемого наукой. Наука – это не только система знаний, но и деятельность, подчиненная производству знаний. В общем виде она включает в себя существование определенных научных сообществ, их деятельность по созданию новых знаний и сами эти знания. Производство научных знаний – особый вид познавательной деятельности, связанный с продуцированием новых, объективно – истинных знаний посредством научных методов.
Как и все виды познания, наука возникла из потребностей практики и особым способом регулирует ее. Она ставит своей целью выявить сущностные связи (законы), в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в процессе человеческой деятельности.
Предметный и объективный способ рассмотрения мира, характерный для науки, отличает ее от иных способов познания. Так в искусстве освоение действительности всегда происходит как своеобразная «склейка» субъективного и объективного, когда любое воспроизведение событий или состояний природы и социальной жизни предполагает их эмоциональную оценку. Художественный образ всегда является единством общего и единичного, рационального и эмоционального. Научные же понятия — это рациональное, выделяющее общее и существенное в мире объектов
Признак предметности и объективности знания является важнейшей характеристикой науки но он еще недостаточен для определения ее специфики, поскольку отдельные объективные и предметные знания может давать и обыденное познание. В отличие от него, наука не ограничивается изучением только тех объектов, их свойств и отношений, которые в принципе могут быть освоены в практике соответствующей исторической эпохи. Она способна выходить за рамки каждого исторически определенного типа практики и открывать для человечества новые предметные миры, которые могут стать объектами массового практического освоения лишь на будущих этапах развития цивилизации. Постоянное стремление науки к расширению поля изучаемых объектов, безотносительно к сегодняшним возможностям их массового практического освоения, выступает тем системообразующим признаком, который обосновывает другие характеристики науки, отличающие ее от обыденного познания. Наука - это динамичная система объективно-достоверных знаний о существенных связях действительности, получаемых и развиваемых в результате специальной общественной деятельности и превращаемых благодаря их применению в непосредственную практическую силу. То есть наука - это сфера человеческой деятельности, направленная на добывание и осмысление знания.
Обыденное познание создает конгломерат знаний, сведений, предписаний и верований, лишь отдельные фрагменты которого связаны между собой. Так из этнографии известно, что первобытные племена наделены чрезвычайно острым восприятием пространства. Даже в самых трудных условиях абориген способен найти верную дорогу, однако, если попросить его дать общее описание этой местности или начертить карту, он не сможет это сделать и даже не поймет нашего вопроса. Современный человек в этом отношении не далеко ушел от своих предков, так, используя новинки технического прогресса, мы совсем не задумываемся, на каких физических принципах они работают. Истинность знаний проверяется здесь непосредственно наличной практикой, т.к. знания строятся относительно объектов, включенных в процессы производства и наличного социального опыта.
Наука, в отличие от обыденного познания, ориентируется на поиск сущности, истины, т.е. того, что не лежит на поверхности явлений и процессов, не дано непосредственно чувствам, более того, скрыто от них. Проникнуть в сущность вещей нельзя путем простого наблюдения, обобщения фактов и т.д. Необходимы специальные процедуры трансформации реальных объектов в идеальные, существующие только в мысли. Например, в природе нет абсолютно черного тела, материальной точки. И то, и другое есть идеальные объекты, т.е. объекты, «сконструированные» мыслью и приспособленные ею же для своей специфической деятельности.
Таким образом, наука – это динамическая система объективно-достоверных знаний о существенных связях действительности, получаемых и развиваемых в результате специальной общественной деятельности и превращаемых благодаря их применению в непосредственную практическую силу.
Ориентируясь на изучение объективного мира вещей и вещных отношений, имеющих жизненно важное практическое значение для человека, наука искала такие методы изучения и способы такой организации знания, чтобы его можно было практически применять, а также передавать в пользование широкому кругу людей (не ученых). Наиболее адекватной этим задачам формой организации знания явилась рационально – логическая, позволяющая представить знание в правиле, математической формуле, принципе, рецепте и т.д.
Способность мышления работать с идеальными объектами, моделями была открыта еще в Древней Греции. Мир идеальных конструкций – это теоретический мир. Его преобразовывают, с ним работают только в мысли и при помощи мысли. Например, можно в мысли представить, что существует мир, в котором сопротивление, возникающее при трении поверхности одного тела о поверхность другого, стало бесконечно малым. Сконструировав такой мир, затем можно установить законы, которые действуют в нем. Именно теоретически, т.е. мысленно сконструировав такой идеальный мир, Г. Галилей открыл известный нам со школьной скамьи закон инерции. Парменид, работая как теоретик над предметом своего исследования - бытием, сконструировал его как идеальный объект.
Открыв способность мышления работать с идеальными объектами, античность тем самым открыла рациональность. Наука использовала это открытие, но внесла в него существенные изменения и добавления. Античная рациональность – это открытие способности мышления свободно, безо всяких ограничений уноситься в бесконечные метафизические пространства. Античная рациональность не запрещала мысли конструировать такие идеальные объекты, как кентавры, горгоны и т.д. Никто и ничто не контролировали деятельность мышления по созданию идеальных миров.
Наука не могла согласиться на такую свободу мысли, ибо она искала знания, пригодные для практического использования и применения. Отсюда возникла необходимость ограничения свободы мысли: пространство работы мысли с идеальными объектами было ограничено требованием, согласно которому наука имеет право создавать такие идеальные объекты, которые можно превратить в реальную вещь, предмет или дело. Другими словами, наука присоединяет к идее античной рациональности идею возможности перевести идеальный объект в сделанную руками человека вещь. Она признает правомерной работу мысли только с такими идеальными конструктами, которые проверяемы на практике (непосредственно или косвенно). Научная мысль – технологическая мысль. В интерпретации Гете это звучит так: «Что надо знать, то можно взять руками».
Итак, наука объединила античный рационализм с рациональным «деланием» вещей, придала способности мысли к бесконечному конструированию мира идеальных вещей технологические цели. Так родился эксперимент, соединивший идеальность (теорию) и технологичность («делание руками»).
В науке даже знакомые с точки зрения обыденного опыта явления часто выглядят в совершенно новом свете, а научные истины нередко представляются парадоксальными с точки зрения «очевидностей» здравого смысла. Научная рациональность переосмысливает сам опыт как базу эмпирического естествознания. Преобразование опыта в «научный опыт» осуществляется по трем направлениям:
1) прежде чем ответить на вопрос, почему протекает то или иное явление, следует предварительно выяснить средствами эксперимента, как протекает данное явление в действительности;
2) для того, чтобы получить возможность сопрягать математически выраженную гипотезу с данными наблюдения, необходимо, чтобы сам опыт был метрически (количественно) организован;
3) опыт не является единственной основой, на которой извлекаются положения теории. Эмпирические данные, с которыми имеет дела наука, образуются в результате использования теоретических построений для описания содержания чувственного опыта и предполагают определенные теоретические идеализации.
Принято считать, что главным критерием научности применяемого естественными науками метода является его экспериментальная база. Однако среди методологов существуют серьезные разногласия в понимании природы эксперимента и экспериментальных фактов, а также их роли в механизме становления и развития научного знания. Известный западный методолог Т. Кун критерием научности знания считал наличие парадигмы, в рамках которой это знание вырабатывается и транслируется. На основе парадигмы возникает так называемая нормальная наука, успешно решающая экспериментальные и теоретические головоломки, т.е. «научные проблемы», которые имеют в рамках данной научной традиции четкую формулировку и для которых гарантировано решение и заданы некоторые правила, ограничивающие типы применимых решений.
Т. Кун рассматривал парадигму как интегральную характеристику той или иной дисциплины (например, физики или биологии) в определенную историческую эпоху. Такая характеристика, как правило, связана с существованием определенной школы, направления и т.п. В понятии парадигмы можно выделить следующие основные моменты:
1) «символические обобщения» - формальные или легко формализуемые компоненты теории, функционирующие как «законы природы» и определения соответствующих символов;
2) «метафизическая парадигма» (или картина мира) – модельные представления, обобщенные образы исходных объектов науки (например, газ в классической физике рассматривается как совокупность молекул, напоминающих бильярдные шары, находящиеся в хаотическом движении);
3) общепринятые в данном сообществе ученых методологические требования и ценностные ориентации: научные представления – точными, по возможности количественно выраженными и т.п.
4) общепринятые в сообществе образцы, по которым «изготавливаются» описания и объяснения, а также базисные примеры решения конкретных научных проблем.
Английский философ И. Лакатос также связывает новое понимание научной рациональности с понятием «исследовательской программы», которая имеет сходство с понятием парадигмы. Согласно Лакатосу, ученый действует рационально, если в своей деятельности придерживается определенной исследовательской программы, даже вопреки возникающим в ходе ее развития противоречиям и эмпирическим аномалиям.
Важное значение для рационализации знания имеет картина мира, выступающая как система общих представлений о природе, включающая в себя исходные понятия, принципы и гипотезы, формирующиеся в процессе развития познания, характерные для его определенного этапа. Картина мира служит, с одной стороны, основанием для построения теорий, с другой стороны – средством проверки и поводом для выдвижения идей с целью установления степени их научности.
Термин "картина мира" используется для обозначения тех представлений о мире, которые являются особым типом научного теоретического знания. В этом смысле понятие «научная картина мира» (НКМ) используется для обозначения горизонта систематизации знаний, полученных в различных научных дисциплинах. НКМ при этом выступает как целостный образ мира, включающий представления о природе и обществе. Во-вторых, термин НКМ применяется для обозначения системы представлений о природе, складывающихся в результате синтеза естественнонаучных знаний (аналогичным образом этим понятием обозначается совокупность знаний, полученных в гуманитарных и общественных науках). В-третьих, посредством этого понятия формируется видение предмета конкретной науки, которое складывается на соответствующем этапе ее истории и меняется при переходе от одного этапа к другому. До недавнего времени было принято рассматривать историю науки как последовательную смену трех НКМ: натурфилософской, механистической, вероятностно-кибернетической. В данной классификации натурфилософская картина мира соответствовала эпохе античности и рассматривалась в качестве первой общенаучной картины мира, явившейся предпосылкой для дальнейшего развития науки. Первый этап функционирования НКМ связан со становлением в культуре Нового времени механической картины мира как единой, выступающей и как общенаучная, и как естественнонаучная, и как специальная НКМ. Ее единство задавалось через систему принципов механики, которые транслировались в соседние отрасли знания и выступали в них в качестве объясняющих положений. Формирование специальных НКМ (второй этап в динамике НКМ) связан со становлением дисциплинарной организации науки. Возникновение естественнонаучного, технического, а затем гуманитарного знания способствовало оформлению предметных областей конкретных наук и приводило к их дифференциации. Каждая наука в этот период не стремилась к построению обобщенной картины мира, а вырабатывала внутри себя систему представлений о собственном предмете исследования (специальную НКМ). Новый этап в развитии НКМ (третий) связан с формированием постнеклассической науки, характеризующейся усилением процессов дисциплинарного синтеза знаний.
Общекультурный смысл НКМ определяется ее включенностью в решение проблемы выбора жизненных стратегий человечества, поиска новых путей цивилизационного развития. В связи с этим возникает следующая периодизация исторических типов рациональности соответствующих определенным картинам мира. Доклассическая (античность – Возрождение), классическая (17-конец 19 в), неоклассическая (конец 19-первая половина 20в), постнеклассическая (со второй половины 20 в).
Специфика научного знания определяется наряду с научной рациональностью, научным методом. Метод в самом широком смысле слова – «путь к чему-либо», способ социальной деятельности в любой ее форме, а не только в познавательной. Понятие «методология» имеет два основных значения: 1) система определенных способов, приемов и операций, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.); 2) учение об этой системе, теория метода. Так, методология науки исследует структуру и развитие научного знания, средства и методы научного исследования, способы обоснования его результатов, механизмы и формы реализации знания в практике.
Метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта в решении конкретной задачи, достижений определенного результата в данной сфере деятельности. Метод дисциплинирует поиск истины, позволяет экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Основная функция метода – регулирование познавательной и иных форм деятельности.
Любой метод разрабатывается на основе определенной теории, которая тем самым выступает его необходимой предпосылкой. Эффективность, сила каждого метода обусловлена содержательностью, глубиной, фундаментальностью теории, которая «сжимается в метод». В свою очередь, метод расширяется в систему, т.е. используется для дальнейшего углубления и развертывания знания, его материализации в практике.
Подход к научному познанию как историческому процессу позволяет сформулировать особенности научного познания следующим образом.
1. Основная задача научного знания – обнаружение объективных законов действительности – природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракций. Если этого нет, то нет и науки, ибо само понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений.
2. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания – объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания. Отсюда характерная черта научного познания – объективность, устранение по возможности субъективистских моментов во многих случаях для реализации «чистоты» рассмотрения своего предмета. Вместе с тем надо иметь в виду, что активность субъекта – важнейшее условие и предпосылка научного познания. Последнее неосуществимо без конструктивно-критического отношения к действительности, исключающего косность, догматизм, апологетику.
3. Научное познание в гносеологическом плане есть сложный противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке – естественном или – что более характерно – искусственном (математическая символика, химические формулы и т.п.). Научное знание не просто фиксирует свои элементы, но непрерывно воспроизводит их на своей собственной основе, формирует их в соответствии со своими нормами и принципами. Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального арсенала – важный показатель научности.
4. Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т.п. Вот почему тут важнейшее значение имеет логико-методологическая подготовка исследователей, их философская культура, постоянное совершенствование своего мышления, умение правильно применять его законы и принципы.
В современной методологии выделяют различные уровни критериев научности, относятся к ним, кроме названных, такие, как внутренняя системность знания, его формальная непротиворечивость, опытная проверяемость, воспроизводимость, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость и т.д.
Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 1740;