Проблема истины в теории познания
Центральной проблемой теории познания является проблема истины. Она состоит из ряда вопросов: что такое истина? Как отличить истину от заблуждения? Как оценивать историю развития человеческого познания? Самое первое определение понятия истины принадлежит Платону и Аристотелю, согласно которым мысль истинна, если она соответствует своему предмету. Если вы утверждаете, что Сократ — грек, то ваше утверждение будет истинно, если Сократ действительно является греком; если же на самом деле Сократ не грек, а варвар, то ваша мысль будет ложна. Концепция, опирающаяся на идею соответствия мысли (утверждения, теории) действительности, получила наименование классической, или корреспондентной теории истины. Именно такое понимание истины было господствующим вплоть до конца XIX в.
Понимание истины как вечного неизменного и абсолютного свойства идеальных объектов характерно было для Платона и Августина. Как согласие мышления с самим собой трактуется истина в теории конвергенции, с его априорными формами - в концепции Канта. Фихте вносит в трактовку истины диалектический подход. Гегель считал, что истина есть диалектический процесс развития знания, система понятий, суждений и теорий.
Сторонники субъективно – идеалистического эмпиризма понимают истину как соответствие мышления ощущениям субъекта (Юм, Рассел), или как соответствия идей стремления личности достижению успеха (прагматизм), либо наиболее простой взаимосогласованности ощущений (Мах, Авенариус). Неопозитивисты рассматривают истину как согласованность предложений науки с чувственным опытом. Конвенциализм (А. Пуанкаре) исходит из того, что определение (дефиниция) истины и ее содержание носит условный характер. Экзистенциалисты трактуют истину как форму психологического состояния личности.
В современной западной философии истина рассматривается как внутренне согласованная когерентная система; конкретизуется идея Лейбница о фактических и логических истинах; анализируются проблема логического критерия, законы построения истинных дедуктивных систем, различные аспекты корреспонденции истины и связанные с ней семантические определения истины и др. Общей чертой современной западной философии в понимании истины является отрицание объективности содержания знания (объективно-общественно-исторического знания).
Согласно диалектическому материализму понятие истины необходимо рассматривать во взаимосвязи с заблуждением. Истина и заблуждение - основные противоположные характеристики отношения познавательного образа, человеческих знаний к объекту. Истинным является образ, адекватный отражаемому объекту. Образ, не соответствующий своему объекту, рассматривается как заблуждение. Эти, по видимости простые определения, порождают сложные проблемы, как только мы зададимся вопросом, что такое соответствие и каков механизм его установления.
Под объективностью истины понимается такое содержание наших знаний, «которое не зависит от субъекта, не зависит ни от человека ни от человечества» /1, с. 123/. Диалектико-материалистическое понимание объективной истины В.И. Ленин противопоставляет субъективно-идеалистическому взгляду на истину как на «организующую форму человеческогоопыта», характеризуя последний как «агностицизм и субъективизм». Но, признав существование объективной истины, необходимо сделать следующий шаг в анализе проблемы и поставить такой вопрос: "...могут ли человеческие представления, выражающие объективную истину, выражать ее сразу, целиком, безусловно, абсолютно или же только приблизительно, относительно?» /там же/.
Признание объективной истины с необходимостью влечет за собой признание в той или иной форме абсолютной истины (абсолютного момента) в человеческом познании, и наоборот, отрицание этого абсолютного момента влечет за собой отрицание и самой объективной истины, что, в свою очередь, ведет к агностицизму. «Быть материалистом, - подчеркивал В.И. Ленин, - значит признавать объективную истину, открываемую нам органами чувств. Признавать объективную, т.е. не зависящую от человека и от человечества истину, значит так или иначе признавать абсолютную истину».
Абсолютная истина означает полное, исчерпывающее знание о чем-то. Ясно, что по отношению к объекту познания (будь то отдельная вещь или мир в целом) такое исторически завершенное знание, воспроизводящее реальность во всей ее полноте, может мыслиться лишь как исторический предел, к которому мы бесконечно приближаемся. Тем не менее выводом из истории познания и практики является признание неуклонного прогресса человеческого познания в смысле постоянного приближения ко все более полной и глубокой истине о мире. Наши знания в каждую данную историческую эпоху можно представить как момент подобного приближения. Это исторически существующее, актуально функционирующее знание может с полным основанием рассматриваться как достаточно адекватное с точки зрения критерия практики, отображение тех аспектов реальности, тех предметов познания, которые вовлечены в человеческую практику и функционируют в ней на основе научного знания. Рассматриваемое в этом аспекте знание носит абсолютный характер.
Относительность всякого такого знания выявится тотчас же, как только мы попытаемся выйти за определенные границы, перейдем к другим аспектам, уровням, интервалам рассмотрения объекта, т.е. от конечно заданного предмета - к бесконечному в себе объекту. Если же, перейдя к другому аспекту, мы попытаемся нашу истину рассматривать как абсолютную и в новых условиях, то она превратится в свою противоположность - в заблуждение. То важнейшее обстоятельство, что характеристика любого образа как абсолютной истины, относительной истины или заблуждения может быть дана не вообще, а только по отношению к определенным условиям познания, к тому или иному срезу бесконечного объекта, т.е. она справедлива только в определенном объективном интервале, выражается в положении о конкретности истины (основное положение диалектики): «абстрактной истины нет, истина всегда конкретна...».
Абсолютная истина есть полное соответствие образа предмету в данном интервале; относительная истина выражает зависимость истины от тех или иных объективных условий, от пределов приближения наших знаний и реальности; заблуждение выражает несоответствие знаний предмету.
Истинность любого знания оценивается по отношению к предмету, выделяемому определёнными средствами субъекта в определённых объективных условиях. В силу этого само отношение между относительной истиной и абсолютной таково, что первая постольку выступает как истина, поскольку в ней содержится момент абсолютной истины; вторая истина выступает как сумма, итог относительных истин.
Соответствие образа предмету устанавливается посредством практической деятельности. Это практико-объективный критерий истины. Существует непосредственная и опосредованная проверка истины. Если исследуемый предмет на деле проявляет себя именно так, как предполагалось, значит наши представления о нём правильны.
Существуют и другие критерии истины: верификация, когеренция, фальсификация и др.
Верификация (от лат. verus – истинный и facio – делаю) – это процесс установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки. Верификация бывает непосредственная и косвенная. Непосредственная верификация – это прямая проверка утверждений, формирующих данные наблюдения и эксперимента (или утверждений, фиксирующих зависимости между этими данными). Косвенная верификация выступает как установление логических отношений между косвенно верифицируемыми утверждениями (под которыми понимаются положения, содержащие развитие теоретических положений) и прямо верифицируемыми.
Фальсификация (от лат. falsus – ложный и facio – делаю) – научная процедура, устанавливающая ложность гипотезы или теории в результате экспериментальной или теоретической проверки. Как правило, непосредственной фальсификации подвергаются изолированные эмпирические гипотезы, которые могут быть отклонены на основании соответственных эмпирических данных либо из-за несовместимости с фундаментальными научными теориями. Системы же гипотез, объединённые в научные теории, лишь в редких случаях могут быть подвергнуты окончательной фальсификации. Проверка развитых и абстрактных теорий методом фальсификации вообще проблематична.
Во всех существенных моментах не только истина, но процесс познания связаны с практикой. Под практикой понимается целенаправленная, предметно-чувственная деятельность по преобразованию материальных систем. Она неотделима от человека, от формирования идеальных моделей и стремления их осуществления. По этому признаку, прежде всего человеческая деятельность отличается как от «деятельности» животных, так и различных роботизированных систем.
Признак практики – предметно-чувственная деятельность - выделяет её уже не из материальных взаимоотношений вообще, а из совокупной человеческой деятельности, включающей в себя и такие формы как познавательная и оценочно-ориентационная. Специфика практической деятельности обусловлена преодолением сопротивления материального объекта, когда человек функционирует физиологически, расходуя силу, энергию подобно взаимодействующей природной системе.
Преобразование материальных систем – следующий признак практики. Необходимо иметь в виду, что не всякие преобразования будут практикой, а лишь такие, которые изменяют качество подсистем и системы в целом, ведут к ликвидации, разрушению системы или, наоборот, к её развитию, совершенствованию или созданию новой материальной системы.
Логика соответствия означает совпадение признаков образа и объекта. Если с каждым из признаков понятия, например, соотносится признак объекта, и наоборот, и лишних признаков не остается, понятие соответствует объекту. Мы знаем, что любой объект многокачествен, многомерен, неисчерпаем в своих свойствах, связях и отношениях. Любое же знание о нем всегда содержит конечное количество информации. Исходя из сказанного, можно сформулировать основную проблему теории истины: как можно установить соответствие конечного по своему содержанию знания бесконечному объекту? Для ее решения необходимо рассмотреть основные характеристики истины: объективность, абсолютность, относительность, конкретность и проверяемость практикой.
В структуре практики, во взаимоотношениях субъективного и объективного определяющим является объективное. Наличие субъективного, идеального в практике не изменяют того положения, что в своей основе практика есть материальный процесс.
Формы практики весьма разнообразны: это и общественно-производственная (промышленная и сельскохозяйственная; изготовление продуктов потребления и средств производства), социально-преобразующая, - «в ходе которой конкретно-исторический субъект, используя общественные институты, организации и учреждения, воздействуя на систему общественных отношений, изменяет общественное бытие и формируется, развивается сам» (8, с. 11); практика в науке (эксперимент); техническая деятельность. Последняя связана с наличием в распоряжении людей особого посредствующего звена – техники.
Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 2718;