Чувственная и рациональная ступени познания
Основным познавательным отношением является отношение «образ – предмет». В широком смысле слова, образом можно назвать то состояние сознания, которое в процессе познания тем или иным способом связано с объектом. Как именно связан образ с объектом? В истории философии известны три основных варианта решения: 1) мы познаем (описываем, упорядочиваем) наши ощущения (субъективный идеализм); 2) образы есть результат постижения с помощью разума объективно существующих идей, идеальных сущностей, структур, которые стоят за материальными чувственными явлениями (объективный идеализм); 3) образы отражают объективную реальность, природу, вещи, процессы и т.д.
По отношению к ступени познания образы делятся на чувственные: ощущения,восприятия, представления; рациональные (ratio – разум): понятия, теории и др. По отношению к объекту можно выделить три типа образов: 1) образы-знания, отражающие объективную реальность; 2) образы-проекты, представляющие собой мысленные конструкции, которые должны быть или могут быть воплощены на практике; 3) образы-ценности, выражающие потребности и идеалы субъекта. Что же такое созерцание (чувственное познание) и абстрактное (рациональное) мышление?
Чувственное познание содержит в себе образы, которые нам дают наши органы чувств. Основные формы чувственной ступени познания - ощущения, восприятия и представления. В ощущениях каждый из органов чувств (зрения, осязания, слуха, обоняния, вкуса) специфическим для него способом отражает отдельные свойства, стороны вещей (цвет, звук, запах, твердость и т.д.). Восприятия - отражение свойств предмета, взятых как целое. Представления - наглядный целостный образ вещи, возникавшей на основе воображения и прошлого чувственного опыта, сохраняющийся и воспроизводимый в памяти обобщенно.
Чувственные органы человека, в отличие от образов, которые дают органы чувств животных, опосредствованы социальным опытом и обладают внутренней активностью (представляют собой именно живое созерцание). Базовой формой чувственного познания служат ощущения. С гносеологической точки зрения они представляют особый интерес. Ощущения обеспечивают непосредственную связь сознания с объективной реальностью, являются единственным внешним каналом, по которому мы можем получать информацию о мире. Исходная посылка материализма включает в себя утверждение: в ощущениях нам дана объективная реальность. Именно вопрос о природе ощущений стал ареной непримиримой конфронтации между материализмом, с одной стороны, субъективным идеализмом и агностицизмом - с другой.
Роль форм чувственной ступени в познании определяется следующим: во-первых, они более богаты по своим познавательным возможностям (по сравнению с ощущениями); во-вторых, они включают в себя не только отображение, но и воображение (на основе воспринятого в нашем сознании способны рождаться новые образы - элементы фантазии, мечты художественного творчества); в-третьих, развитые формы чувственного познания служат предпосылкой для перехода к рациональной ступени познания.
Современные исследования по психологии показали, что отражение человеком окружающего мира предполагает не только восприятие поступающей извне информации, но и активное преобразование ее в осмысленные впечатления и концептуальные структуры.
Человек получает информацию посредством естественных сигналов, идущих от объектов, и искусственных сигналов, передаваемых от субъекта к субъекту и функционирующих в системе человеческого языка (И.П. Павлов назвал это первой и второй сигнальными системами). Развитие и совершенствование языка тесно связано с развитием рациональной ступени познания. Язык - важнейший информационный посредник между субъектом и обществом. Во многих случаях человек может передать другому свои знания, мысли, образы только посредством языка. Без него невозможно и само оперирование готовыми знаниями.
Абстрактное (рациональное) мышление - это функционирование существующих в языке знаний, связанных с реальностью через посредство чувственных образов, способных отражать то, что недоступно органам чувств. Элементарные формы рационального мышления – понятие, суждение и умозаключение. Понятие отражает существенные признаки вещей, т.е. такие, которые необходимы и достаточны для их отличения в определенном отношении. В понятии как бы концентрируются, подытоживаются наши, знания (вспомните понятия материи, сознания и др.). В них выделяются и фиксируются в знаках языка предметные признаки вещей. Суждение фиксирует любые признаки предмета: «роза красная», «метафизика отрицает противоречие как источник развития» и т.д. Умозаключение представляет собой связывание суждений, дающее новое знание без обращения к показаниям органов чувств. Например, уже в древности был сделан вывод о том, что Земля имеет форму шара, с помощью следующего умозаключения: только шарообразные тела отбрасывают тень в форме диска. Земля же во время лунных затмений отбрасывает тень в форме диска, следовательно, она круглая.
Человеческое познание в целом есть единство чувственного и рационального. Чувственное познание, независимое от логического, существует только на ранних ступенях становления человечества и у ребенка, еще не овладевшего языком. Люди ставят задачи познания и толкуют его результаты на уровне рационального мышления, а необходимую информацию получают с помощью органов чувств и приборов. Ученый не просто смотрит в микроскоп, он проверяет какое-то предположение (гипотезу), выполняет логически обоснованную программу исследования, истолковывает увиденное в свете определенных понятий и теорий.
Связь чувственного и рационального проявляется также в том, что, проникнув на недоступные органам чувств уровни реальности, абстрактное мышление снова обеспечивает переход к практике, т.е. создает образы-проекты, которые могут быть реализованы в практической деятельности.
По вопросу соотношения чувственного и рационального в теории познания существуют течения придерживающиеся иного взгляда на источник знания. К таким течениям относятся эмпиризм, рационализм, априоризм и интивитуизм.
Эмпиризм - направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания - может быть либо представлено как описание этого опыта, либо сведено к нему. Рациональное познание сводится в эмпиризме к разного рода комбинациям того материала, который даётся в опыте, и толкуется как ничего не прибавляющее к содержанию знания. Современной формой эмпиризма выступает логический эмпиризм (логический позитивизм), разделяющий все осмысленные предложения на синтетические (эмпирические) и аналитические, утверждающий, что первые могут быть сведены посредством ряда логических процедур и регистрации показаний чувствительного опыта, и считающий вторые бессодержательными.
Рационалистическая философская традиция признаёт разум основой познания и поведения людей и утверждает, что научное знание, обладающее логическими свойствами объективности, всеобщности и необходимости, достижимо посредствам разума, который выступает его источником и в месте с тем критерием истинности.
Обращение к разуму как к единственному научному источнику знания привело рационализм к заключению о существовании врожденных идей (Р. Декарт) или предрасположений и задатков мышления, не зависимых от чувственности (Г.В. Лейбниц). Принижение рационализмом роли чувственного восприятия, в форме которого реализуется связь человека с внешним миром, влекло за собой отрыв мышления от реального объекта познания.
В современной западной философии вера в неограниченные возможности разума была утрачена, преобладающей становится критика рационализма как с позиций иррационализма (фрейдизм, позитивизм, прагматизм, экзистенциализм), так и в духе умеренного, ограниченного рационализма, связанного с поиском социально – культурных оснований и границ рационализма (М. Вебер, К. Манхейм). Так Манхейм (1893-1947) полагал, что взгляды различных социальных слоёв и групп продиктованы лишь их непосредственными интересами. Исходя из этого он отвергал какой – либо объективный критерий истинности в познании общественных явлений.
Априоризм (от лат. a priori – из предшествующего), получивший развитие в классическом рационализме (Р. Декарт, Г.В. Лейбниц, Б. Спиноза), исходил из признания всеобщих и необходимых истин, принципиально отличающихся от случайных истин, полученных апостериорным (от лат. a posteriori – из последующего) (опытным) путём.
Основу безусловной всеобщности и необходимости теоретических истин (т.е. положений математики и математического естествознания) рационалистический априоризм усматривал в их несомненности и самоочевидности.
В западной философии на основе неокантианства, прагматизма и конвенционализма сложилась функциональная (или прагматическая) концепция априорности, согласно которой априорные положения – это основоположения, исходные постулаты науки, причём их выбор включает момент условности, конвенциональности. При этом априорность утрачивает своё первоначальное гносеологическое значение независимости от опыта, становясь выражением особой роли исходных теоретических принципов в системе научного знания.
Своеобразный подход в понимании соотношения рационального и чувственного в познании наблюдается в интуитивизме (от лат. intuitio – пристально смотрю), течении в философии, возникшем на рубеже XIX-XX в. Для него характерно противопоставление интуиции и интеллекта. Так, А. Бергсон противопоставляет интуицию дискурсивному, логическому мышлению, рациональному знанию, истолковывая её как непосредственное слияние субъекта с объектом, преодоление противоположности между ними. В биологических вариантах философии жизни интуиция сближается с инстинктом, дающим непосредственное знание предмета. Мотивы интуитивизма свойственны также представителям экзистенциализма (Марсель Г.В. 1889-1973), которые стремятся выйти за пределы непосредственного чувственного опыта и предлагает опираться на опыт особого рода – духовный (религиозный, мистический) «опыт».
Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 1718;